p align="left">конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. 5. Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (статья 125 Конституции Российской Федерации). Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 126 Конституции Российской Федерации). Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 127 Конституции Российской Федерации) Единство судебной системы Российской Федерации находит свое выражение в общности задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации и деятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальных законов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иных взаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органов судебной власти за счет федерального бюджета. Важной чертой судебной власти является участие представителей народа в осуществлении правосудия. Конституционное положение о праве граждан участвовать в отправлении правосудия развивается в судоустройственных и процессуальных законах. Оно реализуется путем участия в рассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжных заседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характер полномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан. Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силой государства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектов Федерации. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации закреплены в седьмой главе Конституции Российской Федерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. I. 1. Осуществление правосудия только судом. Осуществление правосудия только судом означает, что в Российской Федерации нет и, не может быть никаких, кроме судов, органов государственной власти, которые могут рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществления правосудия только судом -- это гарантия законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан и их организаций. 2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей -- важнейшее условие самостоятельности судебной власти, что позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие, защищать права и свободы граждан. Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает следующие правовые гарантии независимости судей: установленная законом определенная процедура осуществления правосудия, которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате и т. д.); преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; установление законом специального порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста; предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу; особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или при- остановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи -- одна из существенных гарантий его независимости. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей -- одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Принцип состязательности и равноправия сторон -- важнейшее условие демократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебного решения. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Граждане Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право участвовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерации устанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным за коном, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. 3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Данное конституционное положение является гарантией независимости судебной власти, как от исполнительной, так и от законодательной власти. 3. Контрольно-надзорные органы государственной власти Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневный надзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органами исполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями, должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органам государственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и другие органы государственной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органы государственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка, применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят перед компетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности и привлечении виновных лиц к юридической ответственности. В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472. Прокуратура Российской Федерации -- единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законами Российской Федерации. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности. Заключение В данной работе автор описал понятие и признаки государственного аппарата, виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органы законодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрел контрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственной власти. В своей работе автор попытался отобразить наиболее существенные классификации органов государства, которые рассматривались разными авторами. Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органов сколько существует авторов, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию. Автор данной работы, рассмотрев точки зрения таких авторов как Морозова Л.А., Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др., попытался объединить существующие точки зрения. Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблему разрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата, который и образует основу механизма государства. Автору понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государства и права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д.: «Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом характеризуют его механизм (аппарат). В понятие "бюрократия" часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия -- рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственных чиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолютное зло. В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм -- болезнь, причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть "бюро", т.е. письменного стола, конторы, "конторовластие", а по, сути дела -- власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов -- именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный -- в групповой или личный, т.е. государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи -- в государственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата -- сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата -- верный признак его бюрократического загнивания. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный демократический контроль за всеми звеньями государственного механизма, отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни.» Автор данной работы имел опыт обращения в органы государственной власти. И убедился в бездеятельности чиновничьего аппарата, проявляющейся в волоките и не компетенции государственных служащих в защите его прав. По мнению автора, это вызвано и таким положением дел в обществе, когда обыватель, в своём большинстве юридически безграмотен: он не только не знает, но и не хочет знать свои права. Необходимо не только совершенствовать аппарат государственных органов, но и повышать юридическую грамотность населения. Список литературы1. Конституция Российской Федерации. М. 2000 г. 2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г., 5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г. 3. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. -- М., 2002. - 830 с. 4. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. -- М., 1995. 7,4 п.л. 5. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д. - М.: 2000. - 616 с. - М.: 2000. - 616 с. 6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - М. 2002. - 414 с. 7. Петров К.М. Теория государства и права. Ростов-на-Дону 2004 г. 8. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. - М.: 2005 г. 9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст. 4869). 10. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3336). 11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст. 2990. 12.Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст. I. 13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47. Ст. 4472. 14. Зорькин В.Д. д-р юр.наук, проф. Кризис доверия и государство.//"Российская газета" - Федеральный выпуск № 4887 от 10 апреля 2009 г. 15. Зорькин В.Д. д-р юр.наук,пр-сор Белые одежды для черной мантии. Рейтинг доверия//"Российская газета" - Федеральный выпуск №3652 от 10 декабря 2004 г. 16. Выступление Председателя КС РФ Тезисы доклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года 17. Официальный Web-сервер Государственной Думы РФ http://www.duma.gov.ru/ 18. Официальный Web-сервер Правительства РФ http://www.government.gov.ru/ 19. Официальный Web-сервер Конституционный Суд Российской Федерации http://www.ksrf.ru/Info/Pages/default.aspx 20. Официальный Web-сервер Совета Федерации http://www.council.gov.ru/ 21. Официальный Web-сервер Конституционного Суда РФ http://www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx 22. Национальная электронная библиотека http://www.nns.ru/sudy/. 23. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти- структурный справочник. - М., ИЭГ "Панорама", 1995. Электронная версия, 1997-1998.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|