реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Организованная преступность

реферат
p align="left">Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматри-вает достаточные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции, в Положениях о которых специально выделена задача борьбы с организованной преступностью, для проведения оперативных мероприятий по предупреждению организованных преступ-ных проявлений (оперативное внедрение, оперативный экспери-мент и т. д.). Положение о Министерстве внутренних дел Российской Фе-дерации (п. 8 ст. 8) // Российская газета. 1996. 31 июля.

На профилактику организованных преступлений работают и правомочия органов милиции, налоговой полиции, ФСБ, других ор-ганов борьбы с преступностью по контролю за оружием и его обо-ротом, по контролю за предметами ч веществами, изъятыми из гражданского оборота. Несомненную профилактическую направ-ленность имеют и правомочия о проверках данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (вход в помеще-ние, осмотр помещений, хранилищ, документов, проведение ин-вентаризаций и ревизий, изъятие и исследование образцов, изъ-ятие предметов и веществ, хранение которых требует специального разрешения, опечатывание кассы, хранилища и т. д.).

Своеобразной формой профилактики и ограничения возмож-ностей функционирования и воспроизводства организованной преступности является развивающаяся с использованием зарубеж-ного опыта практика органов расследования по:

-- стимулированию позитивного посткриминалыюго поведения рядо-вых участников организованных преступных структур («обмен» по-мощи в раскрытии организованной преступной деятельности и изобличении ее руководителей, на освобождение от уголовной ответственности или существенное ее смягчение);

-- созданию ситуаций по захвату с поличным участников организован-ных преступлений;

-- привлечению руководителей и активных участников организованных преступных структур при затруднительности доказывания соверше-ния ими тяжких преступлений и реальности угрозы их продолжения к уголовной ответственности за менее тяжкие преступления, кото-рые могут быть доказаны.

В борьбе с преступной деятельностью организованных кри-минальных структур расширяется сотрудничество правоохрани-тельных органов и заинтересованных коммерческих организаций. И прежде всего в сфере кредитно-финансовой деятельности, на-иболее уязвимой для посягательств со стороны организованных преступников. Так, в 1995 г. подписано соглашение между МВД РФ и Ассоциацией российских банков о сотрудничестве в обеспече-нии межбанковской безопасности. В этом соглашении выделена задача предупреждения посягательств на средства банков и их кли-ентов, в том числе обмен необходимой информацией, совместная разработка рекомендаций по профилактике, помощь милиции в охране банковских учреждений и защите их руководителей и со-трудников, проверка надежности лиц, предлагающих деловое партнерство банкам, совместные действия органов внутренних дел и служб безопасности банков но предупреждению и пресече-нию фактов противоправного удержания кредитов заемщиками и т. д.

Как уже упоминалось, одно из исходных положений профилак-тики организованной преступности (преступлений), как и в целом борьбы с этой преступностью, --специализация.

В органах внутренних дел и в ФСБ выделены специальные под-разделения для борьбы с организованной преступностью, комплек-туемые сотрудниками, имеющими соответствующую правовую и специальную подготовку. В системе МВД действует Главное уп-равление по организованной преступности, которому подчиняют-ся управления в регионах. Для обеспечения взаимодействия с дру-гими структурами органов внутренних дел каждого уровня начальник специализированной структуры является первым замес-тителем соответствующего руководителя органов внутренних дел.

Осуществляется специализация прокуроров по делам об орга-низованных преступлениях; предусматривается создание специа-лизированных составов областных и им равных судов.

Профилактика организованных преступлений является одним из ведущих направлений в международном сотрудничестве Рос-сии в сфере борьбы с преступностью. Россия -- член Интерпола, участник разработки ряда международно-правовых документов по борьбе с организованной преступностью. Расширяется круг государств, с которыми имеются договоры об оказании правовой помощи (в том числе в розыске, изобличении и экстрадиции учас-тников организованных преступных групп и сообществ, выявле-нии преступно нажитого имущества). При вступлении в Совет Европы (СЕ) Россия обязалась подписать и ратифицировать мно-госторонние конвенции, касающиеся выдачи преступников, вза-имной помощи в уголовно-правовой сфере, борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности и др., и с момента вступления в CЕ соблюдать принципы, закрепленные в этих кон-венциях. См.: Право Совета Европы и Россия. Краснодар, 1996. С. 86.

Расширяется взаимодействие в рассматриваемся сфере и в рамках СНГ. В частности, на основе утвержденной Советом глав пра-вительств государств--участников Содружества Программы со-вместных действий по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями (1993 г.) заключены соглаше-ния о сотрудничестве в этой сфере между министерствами внут-ренних дел стран СНГ, а также между прокуратурами этих стран (1993--95 гг.). Причем предусмотрены не только взаимный обмен оперативной, справочной и иной информацией, но и проведение совместных мероприятий, обмен опытом, обмен нормативными ма-териалами, взаимодействие в обучении специализированных кад-ров и научных исследований проблемы. Создано Бюро по коорди-нации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ, которое располагает специа-лизированным банком данных и оказывает содействие в осуществле-нии межгосударственного розыска участников организованных преступных структур и в проведении согласованных оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций; разрабатывает рекомендации по борьбе с транснациональной преступностью. В 1996 г. разработана и одобрена межгосударственная программа со-вместных мер борьбы с организованной преступностью до 2000 г. на территории государств -- участников СНГ. Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998 С. 368 - 374

Заключение.

В целом перспективу развития организованной преступ-ности можно оценить как неблагоприятную для нашего общест-ва на ближайшие десять лет.

Прежде всего, ожидается дальнейшая интеграция пре-ступных объединений, использование их для отмывания денег коммерческих банков, кооперативов и совместных предприятий. В значительной мере это связано с распространением рэкета, который катализирует организованную преступность, меняет ее структуру. По данным МВД РФ, под контролем мафии находится 40 тыс. коммерческих организаций. По экспертным оценкам, эта цифра увеличивается более чем в два раза. Происходит криминализация экономики, которая будет усугубляться в ближайшие годы.

Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает дальнейшее проникновение организованной пре-ступности в сферу государственной экономики и политики.

Крайне опасная тенденция - наращивание транснацио-нальных связей, чему в значительной мере будут способство-вать объективные предпосылки: это открытость границ, расши-рение экономических отношений между государствами, слабое правовое регулирование этих процессов.

Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы в целом ряде стран - Германии, Польше, США и других.

Преступники контрабандным путем вывозят антиквариат. лекарственное и стратегическое сырье, обратно тем же путем идет компьютерная и множительная техника, оружие, валюта.

Международная наркомафия постановила избрать для отмыва-ния грязных денег страны СНГ и особенно Россию. Появились уже и первые результаты. В последние годы разоблачены груп-пы международных мошенников, действовавших на территории России. Как правило, они представляли несуществующие фир-мы. Утвердился международный институт наемных убийц.

Следующая тенденция связана с вовлечением в преступ-ную деятельность неформальных группировок молодежи отри-цательной направленности.

Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров орга-низованной преступности с экстремистскими элементами, вы-ступающими против существующих национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.

Что касается перспективы противоправного бизнеса, то получат свое дальнейшее развитие: торговля наркотиками и оружием; спекуляции недвижимостью - землей, зданиями и т.д.; рэкет банковской системы и производственных предприя-тий; профсоюзный рэкет и предоставление услуг в борьбе с ним; контрабанда радиоактивного сырья и компонентов; наемное убийство; организация бизнеса в сфере трансплантации челове-ческих органов; детская проституция и ее контроль; предоставление услуг по отмыванию денег, «защиты» от налоговых служб и некоторые другие. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 264

Россия открыла уникальные возможности для организованной преступности. Они укладываются в несколько "нет" и несколько "есть".

В России нет: необходимых законов о борьбе с организованной преступностью вообще, а транснациональной, в особенности; законов, преследующих за отмывание "грязных" денег; надежно работающей правоохранительной системы; жесткого валютного, финансового, банковского, налогового и иного экономического контроля; хорошо обустроенных границ и четко налаженной таможенной и миграционных служб; . государственного осознания опасности "своей" и "чужой" транснациональной органи-зованной преступности; политической воли для борьбы с ней.

В России есть: огромные природные и иные ресурсы; не поделенная государствен-ная собственность; высокие технологии вооружений и средств массового уничтожения, включая химические и ядерные материалы; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и других государст-венных чиновников, в том числе и в системе уголовной юстиции; нищенское положе-ние значительной части населения; масса выброшенных государством людей, в том числе и высококлассных специалистов, жаждущих выжить любым путем; боязнь влас-тей, некоторых политических и общественных деятелей прослыть "авторитарными" и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью. В международных документах Всемирной конференции по органи-зованной преступности справедливо подчеркивалось, что "в странах, в которых ранее существовали тоталитарные системы, отмечается большое нежелание принимать какие-либо меры, которые... связаны с новым введением контроля над обществом" Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4 С. 108

В прошлом году кривая регистрируемой преступ-ности поползла вверх, хотя и

В прошлом году кривая регистрируемой преступ-ности поползла вверх, хотя и не так стремительно, как это было в начале 90-х годов. Этот рост четко обо-значил общую негативную тенденцию развития кри-минальных явлений и процессов на рубеже третьего тысячелетия. И надо сказать, что Россия на мировом фоне в этом отношении не является исключением.

Не меньшее беспокойство вызывает динамика наи-более опасных преступных посягательств корыстной направленности. Возросло на 3,3% количество совер-шенных при отягчающих обстоятельствах краж, на 11,4% -- вымогательств, на 10,2% -- грабежей, на 12,2% -- разбойных нападений.

Не снижается активность организованных пре-ступных групп и сообществ, особенно действующих в сфере экономики. Преступные элементы, опираясь на разветвленные коррумпированные связи в структурах власти федерального и регионального уровней, стре-мятся расширить источники незаконного обогащения, "прибрать к рукам" наиболее прибыльные сферы экономической деятельности.

Зарегистрированное по итогам прошлого года уве-личение до 252,4 тыс., или на 15,3%, количества пре-ступлений, выявленных в сфере экономики, связано не только с активизацией деятельности правоохрани-тельных органов, но и достаточно объективно отра-жает общую тенденцию дальнейшего усиления кри-минализации финансово-хозяйственного комплекса.

Предпринимаемые правоохранительными органами меры по подрыву финансовой базы организованной преступности вызывают ожесточенное сопротивление криминальных структур. В попытках самосохранения и дальнейшего развития они пытаются влиять на по-литические и экономические процессы, для чего про-двигают своих ставленников во власть, используя пробелы в действующем законодательстве, подкуп, шантаж и угрозы. Не останавливаются перед убийст-вами представителей органов власти и управления, общественных деятелей и предпринимателей. В наших условиях крайне сложно, если вообще воз-можно, провести четкую грань между уголовным и политическим терроризмом. В прошлом году совер-шен 21 террористический акт. С полным основанием к проявлениям если не политического, то уголовного террора можно отнести десятки "заказных" убийств, большую часть из 850 криминальных взрывов, про-гремевших на улицах, в офисах коммерческих струк-тур и подъездах жилых домов, которые стали причи-ной гибели 180 и ранения 399 человек..

К сожалению, реалистический прогноз криминоген-ной обстановки в России на текущий год неблагоприя-тен. Двухлетний период спада криминальной активности сменяется очередным этапом роста количественных по-казателей преступности и повышением уровня ее обще-ственной опасности. Суммарная величина зарегистри-рованных преступлений возрастет по сравнению с 199S годом в среднем на 3,2% и составит около 2600 тыс преступлений. При этом далеко не все они будут пред-метом рассмотрения в органах внутренних дел. Скрытая от правоохранительных органов, "невидимая" часта преступности обладает способностью быстро разрас-таться, порождая все новые и новые жертвы, вовлекая в свои сети молодежь, разрушая сложившиеся нацио-нальные и семейные традиции.

Количество выявленных преступлений экономи-ческой направленности составит не менее 260 тыс., что примерно на 3,8% превысит уровень 1998 года, при этом количество лиц, привлеченных за соверше-ние преступлений в сфере экономики, составит не менее 190 тыс. человек, что на 25% выше прошлогод-него показателя. Скрытые криминальные проявления в экономике как минимум в 10 раз превысят офици-ально регистрируемые показатели.

Таким образом, если в 1997 году расширение тене-вого сектора экономики было официально признано в качестве одной из угроз национальным интересам России, то к концу 1999 года, если не принять упреж-дающих мер, следует ожидать глубоких изменений базовых основ общества.

В том случае, если органы внутренних дел не смо-гут найти должной поддержки со стороны населения в деле борьбы с преступностью, криминальная ситуа-ция может стать еще более тяжелой, затрагивающей жизненно важные интересы все большего количестве граждан. Поэтому именно сейчас каждый орган мест-ного самоуправления, каждый трудовой коллектив работающий на малом предприятии или промышлен-ном гиганте, каждый человек должен сделать свой выбор в пользу объединения усилий общества против криминальной экспансии.

Широкий спектр новых, более эффективных мер антикриминального содержания разработан Министерством внутренних дел для борьбы с организованной преступностью и коррупцией, защиты экономики от преступного влияния, противодействия незаконно-му обороту оружия и наркотиков. Значительная часть этих мер не может быть подвергнута широкому об-щественному обсуждению по причинам, связанным с оперативными особенностями методов, способов и приемов правоохранительной деятельности. Следует отметить, что большинство мер борьбы с организо-ванной преступностью и коррупцией разрабатывают-ся и будут реализованы Министерством внутренних дел совместно с ФСБ, ГТК, ФСНП России и органами прокуратуры Российской федерации. Речь идет о комплексе межведомственных мероприятий по реа-лизации информации в отношении преступных групп и сообществ, их лидеров, активных участников, посо-бников и контролируемых ими хозяйствующих субъ-ектов. При этом планируется интенсифицировать проведение специальных мероприятий, направленных iна обезвреживание преступных группировок, осуществляющих давление на финансовую и народнохо-зяйственную сферу государственной жизни. Уже на-чата масштабная работа, направленная на выявление и пресечение крупномасштабных преступлений, угро-жающих экономической безопасности страны, уста-новление жесткого правоохранительного контроля в сфере финансово-кредитных отношений, экспортно-импортных операций, особенно по сырьевым ресур-сам, в обороте подакцизных товаров, в оптовой тор-говле и иных наиболее доходных отраслях экономики.

Внедрение усовершенствованных и вновь разрабатываемых мер борьбы с преступностью будет сопро-вождаться реформированием и развитием системы МВД России. Уже начата отработка новых организа-ционных структур, осуществляется проверка на прак-тике правильности выбранного курса. Очевидно, что без развития инициативы снизу, повышения роли и ответственности всех звеньев государственного уст-ройства, в первую очередь -- органов местного само-управления, трудно добиться желаемых результатов от деятельности правоохранительных органов. Степашин С.В. Преступность в России как она есть. // Российская юстиция. 1999, № 6 С. 35 - 37

Как бы трудно ни проходило осознание национальных и транснациональных угроз научной общественностью, политическими партиями и законодателями, как бы ни сталкивались интересы различных социальных слоев и групп в этом кардинальном для нашего времени вопросе, неотложность его решения становится до предела оче-видной. Все, кто не на словах, а на деле заинтересован в продолжении развития цивилизованной рыночной экономики и укрепления российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надежного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятель-ности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законообусловленный подрыв экономического могущества преступных сообществ. Конкретные нормы для решения этих задач есть в международных документах, законодательных актах демократических стран, в давно подготовленных российских законопроектах, прошедших международную экспертизу. Для этого нужна лишь политическая воля политических сил.Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4 С. 109

Библиография.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М. : «Ось-89», 1996

Водько Н. Уголовный кодекс о борьбе с организованной преступностью. // "Российская юстиция", 1997 г., N 4

Галиакбаров Р.Р. Совершение преступления группой лиц. Учебное пособие. - Омск, 1980

Иванов К.И. Отечественная криминология. Курс лекций. - Саратов, СГАП, 1996

Каледин Р.А. О понятии криминалистического изучения преступной группы. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983

Корецкий Д.А. Борьба с антиобщественным образом жизни отдельных микрогрупп как способ предупреждения групповой преступности. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983

Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Зерцало. ТЕИС, 1996

Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997

Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998

Криминология. Словарь-справочник. Составитель Х.-Ю. Кернер. Перевод с немецкого. Отв. ред. перевода - профессор, д.ю.н. А.И. Долгова - М.: Издательство НОРМА, 1998

Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4

Ротарь Ю.Д. Некоторые особенности групповой преступности в сельской местности. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983

Степашин С.В. Преступность в России как она есть. // Российская юстиция. 1999, № 6

Уголовное право России. Учебник. Общая и Особенная части./ Под общ. ред. проф. Ревина В.П./ М.: «Брандес», «Альянс», 1998

Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В. Здравомыслов. - М.: Юристъ, 1996 с. 269

Волков С. В.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.