реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

реферат

Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

МИНИСТЕРСТОВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ, ЖЕНЩИН И СЕМЬИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

Методические рекомендации

Москва 2002

Организация взаимодействия специализированных учреждений для О 64 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -96 с.

ISBN 5-900072-18-9.

В пособии освещена актуальная проблема организации взаимодействия трех секторов российского социума: государственных социозащитных учреждений, бизнес-сообществ и негосударственных общественных объединений и организаций в деле профилактики детской безнадзорности.

Подробно охарактеризованы основные сферы деятельности и возможности каждой из сторон взаимодействия, даны рекомендации по оптимальным способам организации их плодотворной работы. Освещена деятельность негосударственных организаций, внесших весомый вклад в профилактическую работу и оказывающих активное содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Даны рекомендации по усовершенствованию совместной работы по профилактике детской безнадзорности и усилению роли органов управления в этой сфере деятельности.

Пособие предназначено для сотрудников учреждений помощи семьи и детям, руководителям негосударственных общественных организаций, волонтерам и представителям бизнес-структур.

ББК 65.272 ISBN 5-900072-18-9

© Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2002

© Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2002

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

I. Взаимодействие служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§1. Общественные объединения как субъекты системы профилактики детской безнадзорности

§2. Принципы взаимодействия служб социальной помощи семье и детям негосударственных организаций

§3. Основные направления и содержание совместной деятельности служб социальной помощи семье и детям и общественных объединений

§4. Участие общественных объединений в кадровом, научно-методическом и информационном обеспечении системы профилактики детской безнадзорности

§5. Организация сотрудничества служб социальной помощи семье и детям и НГО в работе по профилактике детской безнадзорности

II. Взаимодействие специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§1. Диагностика социума детей группы риска

§2. Профилактика причин, порождающих детскую безнадзорность

§3. Развитие инфраструктуры профилактики детской безнадзорности

§4. Кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение системы профилактики детской безнадзорности

Ш. Практика и проблемы сотрудничества органов управления и служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§1. Поддержка социальных инициатив НГО и привлечение их к решению социальных задач

§2. Недостатки профилактической деятельности НГО и роль органов управления в их предупреждении

§3. Стимулирование участия НГО в работе по профилактике детской безнадзорности - актуальная задача органов социальной защиты населения

Приложения

Приложение 1. Типовой договор о социальном партнерстве

Приложение 2. Типовой договор о сотрудничестве

Литература

Введение

Рост детской безнадзорности в нашей стране стал следствием ряда негативных явлений. Среди них:

падение жизненного уровня значительного числа семей, рост безработицы, ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;

выхолащивание из педагогического процесса массовой школы воспитательной составляющей, формализация отношений между школой и семьей, педагогами и учащимися, возведение искусственных барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей;

не адекватные проблеме количественные и качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента - социозащитных служб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальным институтом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания;

отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.

Действие этих и многих других факторов привело, во-первых, к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях; во-вторых, к отсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, сознательному "выдавливанию" их из стен школы; в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности.

Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур [92]. Масштаб их совместной деятельности должен охватывать весь спектр задач по преодолению детской безнадзорности и беспризорности как явлений, недопустимых в социальном государстве, которым, согласно Конституции, является Российская Федерация.

Деятельность органов власти, государственных и муниципальных социозащитных и социореабилитационных учреждений по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних целиком совпадает с интересами граждан. Поэтому и органам социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, и лидерам негосударственных организаций важно рассматривать профилактику детской безнадзорности в качестве задачи, которую призваны сообща решать не только социальные службы помощи семье и детям, но и общественные объединения, действующие в социальной сфере.

I. Взаимодействие служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

§1. Общественные объединения как субъекты системы профилактики детской безнадзорности

Взаимодействие специализированных учреждений и общественных, негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России. Государственные структуры обладают полнотой власти, правом на издание нормативных ведомственных документов, организацию отчетно-проверочной и контрольно-санкционирующей деятельности всех подведомственных им организаций, созданных по вертикали в каждом регионе страны. В рамках этой части социума разрабатывается государственная социальная политика. Действуя в соответствии с бюджетом, государственные и муниципальные специализированные учреждения стараются решать проблемы социальной профилактики детской безнадзорности и беспризорности в конкретных населенных пунктах.

Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего, малого и очень малого бизнеса. Именно они способствуют обеспечению населения всеми видами товаров, распространяя свое влияние даже на самые маленькие населенные пункты и в значительной мере снабжая всем необходимым социальные организации. В этом секторе российского социума сосредоточены основные финансовые потоки и деньги, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.

Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть неправительственными (негосударственными, некоммерческими) организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы. Их развитие способствует формированию гражданского общества.

Можно утверждать, что только объединение всех трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития и способствовать социальному миру. Попытки подчинить один сектор другому, навязать собственную социальную политику другим секторам, занять в социальной жизни "руководящее и направляющее" положение удовлетворят лишь ведомственные интересы и не будут способствовать решению задач социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, соединение финансовых потоков коммерческого сектора, властных полномочий государства, социальной инициативы общественных объединений с учетом позиций каждого из них дает возможность концентрировать усилия и сосредоточить их на главных направлениях. Для этого должны быть созданы условия, способствующие высокой мотивации деятельности коммерческих структур и неправительственных организаций в социальной сфере, что является прерогативой государственных организаций.

Целесообразность взаимодействия государственных служб социальной защиты населения, в том числе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с общественными объединениями в работе по профилактике детской безнадзорности обусловлена рядом причин.

Во-первых, согласование усилий представителей НГО* и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Так, решение вопросов профилактики детской безнадзорности и беспризорности на местах практически невозможно без объединения усилий работников системы образования, медиков, социальных работников, социальных педагогов, представителей органов культуры и досуга, спорта, молодежных объединений и др. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, к сожалению, не сложились. Ведомственные

разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы. Именно в рамках таких объединений представители разных структур и ведомств могут работать в единой системе, реализуя возможности своих организаций и личные способности.

Во-вторых, вполне естественны консервативность и ограниченность сферы действия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в силу их государственного статуса. Эти организации работают в рамках положений, уставов, приказов и постановлений, являющихся обязательными к исполнению.

В отличие от них НГО гибки, мобильны и обладают высокой инициативой и восприимчивостью к изменяющимся условиям. Представители этих объединений нередко более глубоко и предметно знают положения дел на местах, в своих районах и дворах, адреса неблагополучных семей и детей в них, их потребности, нужды; имеют больше возможностей для поддержания постоянных контактов с каждой семьей, помогая ей словом и делом. Именно эти организации способны опираться в своей деятельности на общинный характер социального воздействия и добрососедские взаимоотношения, что традиционно ценится людьми значительно выше, чем формальные контакты с государственными социальными учреждениями.

Кроме того, НГО имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет "перекрывать" различные аспекты профилактики социальной беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, существенно разнообразить ту помощь, которая им необходима.

Всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций и общественных объединений является также важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы людей, включения их в активную социальную деятельность вне сферы служебных обязанностей или учебы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.