о-вторых, гарантом единства должны выступать Конституция и ком-плекс законов, которые подлежат применению с соблюдением процессу-альной процедуры. По этому поводу следует сказать, что если бы единст-во судебной практики могло быть реально обеспечено требованием соблю-дать Конституцию и иные материальные и процессуальные законы, то не было бы никакой необходимости в существовании вышестоящих судеб-ных инстанций. Поэтому указанный фактор хоть и существен, но, приме-нительно к трем самостоятельным ветвям судебной власти, реально не обеспечен.В-третьих, соблюдение единства статуса судей и финансирование су-дебной системы из федерального бюджета. Эти факторы также достаточ-но слабо увязываются с решением проблемы единообразного применения закона. Так что желание обеспечить единство судебной системы, осозна-вая правовую и социальную ценность этого явления, практически не реа-лизовано Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. -- М., 2007.-С. 234.Учитывая федеративный характер нашего государства, ст. 4 Феде-рального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» определила, что в Российской Федерации действуют фе-деральные суды и суды субъектов Федерации.К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Вер-ховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные су-ды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды ок-ругов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему феде-ральных арбитражных судов.К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (устав-ные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями об-щей юрисдикции субъектов Российской Федерации. Вышестоящим судом по отношению к мировым судьям выступает районный суд.При этом следует обратить внимание, что если суды общей юрисдик-ции и арбитражные суды представляют собой по вертикали определенные функциональные системы, то Конституционный Суд РФ и конституцион-ные (уставные) суды субъектов РФ систему в завершенном виде не обра-зуют, так как каждый из них имеет свою собственную законодательную и процессуально-правовую основу деятельности. При этом Конституцион-ный Суд РФ не является апелляционной, кассационной или надзорной ин-станцией для конституционных (уставных) судов субъектов РФ.Подавляющее число судов в нашей стране -- это суды входящие в систему судов общей юрисдик-ции. Они рассматривают все без исключения уголовные дела и подавляющую часть гражданских дел (рассмотрение споров между физическими лицами или с их участием), административ-ных и иных дел.Систему судов общей юрисдикции возглавляет Верховный суд РФ.Верховный суд РФ -- высшая судебная инстанция судов общей юрис-дикции. В Верховном Суде РФ -- 115 судей. Верховный Суд РФ действует 'в составе Пленума, Президиума, судебных коллегий по гражданским, уго-ловным делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии.Верховный Суд РФ может рассматривать дела по первой инстанции в кассационном и надзорном порядке. Главное назначение всех звеньев судов общей юрисдикции -- от-правление правосудия. Но кроме того, закон возлагает на них выполне-ние и ряда других функций. Так, основной задачей Пленума является об-суждение на своих заседаниях результатов изучения и обобщения судеб-ной практики по отдельным категориям дел или общим вопросам, касаю-щихся применения законодательства судами общей юрисдикции страны. По результатам обсуждения Пленумом принимается постановление, в ко-тором судам даются общие рекомендации по применению законодательст-ва в целях единообразного его применения на территории всей страны.Наряду с государственными органами других ветвей власти Верхов-ный Суд РФ обладает правом законодательной инициативы по вопро-сам его ведения (ст. 104 Конституции РФ).В настоящее время Верховным Судом РФ право законодательной ини-циативы используется достаточно широко. Это связано с активной реали-зацией концепции судебной реформы, формированием законодательной базы и значительными изменениями в законодательстве.Помимо использования права законодательной инициативы с учетом статуса высшего судебного органа страны для судов общей юрисдикции и места в системе государственной власти Верховный Суд РФ принимает активное участие в работе над созданием законов в комитетах и ко-миссиях Государственной Думы и Совета Федерации.Верховный Суд РФ решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров, например договоров о пра-вовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключен-ных Россией с некоторыми зарубежными странами.Арбитражные суды в России являются федеральными судами и призваны разрешать хо-зяйственные споры, вытекающие из граж-данских правоотношений, участниками которых выступают предпри-ниматели.Аналогичные суды есть в странах СНГ, но редко встречаются в других государствах, где экономические споры рассматривают суды общей юрис-дикции.В настоящее время арбитражным судам России подведомственны отне-сенные к их ведению федеральным законодательством, прежде всего -- Арбитражным процессуальным кодексом РФ, -- следующие дела по эко-номическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:1) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;2) между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации Гаджиев Г. А. Структура и механизм судебной власти.-М.:Профобразование. 2007.-С.34.Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:· Высший Арбитражный Суд РФ;· федеральные арбитражные суды округов;· арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. субъектов РФ.Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосу-дие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией РФ, федеральным конститу-ционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом РФ и прини-маемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.Глава 2. Особенности организации судебной власти в РФ Принципы организации работы судов в России Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. В соответствии со ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. В соответствии с вышеообозначенными положениями Конституции РФ важное значение имеет организационное обеспечение деятельности судов. Под организационным обеспечени-ем деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, фи-нансового, материально-технического и иного характера, направ-ленные на создание условий для полного и независимого осуществ-ления правосудия. Хотя данное определение содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 223. ( в ред. Федеральных законов от 27.102003 № 133-ФЗ, от 30.11.2004 № 143 ФЗ), оно, безусловно, мо-жет быть отнесено и к иным подсистемам судебной власти, а не только подсистеме судов общей юрисдикции. Выше уже было отме-чено, что принцип адекватного ресурсного обеспечения судебной власти выступает одной из составляющих принципа независимо-сти судебной власти, поэтому в дальнейшем понятия "организаци-онное" и "ресурсное" обеспечение будут использоваться как обоб-щающие или родовые, а иные перечисленные понятия - как харак-теризующие один из видов организационного (ресурсного) обеспе-чения. Обратим внимание на содержательную сторону понятия органи-зационного (ресурсного) обеспечения судебной деятельности. Исхо-дя из приведенного выше легального определения, содержание это-го понятия составляют четыре элемента: 1) мероприятия кадрового характера (очевидно, как в части обес-печения осуществления судебной власти непосредственно, т. е. в сфере отбора, подготовки и переподготовки судей, так и в части кадрового обеспечения аппарата судов, и, наконец, соответствую-щие мероприятия по обеспечению деятельности Судебного депар-тамента при Верховном Суде РФ); 2) мероприятия финансового характера: а) мероприятия по обес-печению судей и работников аппаратов судов соответствующим де-нежным содержанием; б) мероприятия по обеспечению судов со-ответствующим финансированием текущего характера; в) меро-приятия по обеспечению судов соответствующим финансировани-ем на капитальное строительство и т. п.; г) соответствующие мероприятия по обеспечению деятельности Судебного департамен-та при Верховном Суде РФ; 3) мероприятия материально-технического характера (фактиче-ское обеспечение судов и Судебного департамента при Верховном Суде РФ оргтехникой, расходуемыми канцелярскими и иными ма-териалами, а также теплом, светом, водой и т. п.; 4) проведение иных мероприятий, направленных на создание ус-ловий для полного и независимого осуществления правосудия. Ана-лиз содержания ст. 37-38,44 Федерального конституционного зако-на от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации" СЗ РФ. 1999. №26. Ст. 3170. и ст. 11 и 12, 15-18 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О судеб-ных приставах" СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590. позволяет сделать вывод о том, что к числу иных мероприятий должны быть отнесены также мероприятия: а) по ор-ганизации охраны и конвоирования лиц, содержащихся под стра-жей к месту рассмотрения дела судом; б) по обеспечению установ-ленного порядка деятельности судов, включая безопасность судей и работников суда внутри здания суда; в) по принудительному ис-полнению судебных решений. Кроме того, к числу таких мероприя-тий должны быть отнесены и меры по обеспечению безопасности судей (за пределами зданий судов) и членов их семей (ст. 1-2 и др. Федерального закона от 20 апреля 1995 г. "О государственной защи-те судей, должностных лиц правоохранительных и контролирую-щих органов" СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. N4 49. Ст. 4566.). Однако, в отличие от первой группы мероприятий, эти мероприятия осуществляются непосредственно не Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и соответствующими ин-ституциями Верховного, Высшего Арбитражного и Конституцион-ного судов РФ (о чем см. ниже), а органами и должностными лицами системы исполнительной власти Министерства юстиции. Мини-стерства внутренних дел, Министерства обороны, в случае необхо-димости - ФСБ и др. Судебный департамент и подобные ему инсти-туции участвуют в данных мероприятиях опосредованно, напри-мер, оборудуя специальные помещения для содержания лиц под стражей в зданиях судов, сообщая календарь судебных заседаний органам внутренних дел (Министерства обороны), в которых долж-ны принимать участие такие лица, информируя службу судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности внутри суда о внутреннем распорядке, размещении кабинетов су-дей и залов судебных заседаний, опять-таки о календаре судебных заседаний и т. п. Минимальна роль названных органов в процессе принудительного исполнения судебных решений, но не надо забы-вать, что именно они должны обеспечить суд необходимыми ресурсами, в том числе, например, коммуникативными средствами и множительной техникой. Существует и другая точка зрения на содержание четвертого на-правления деятельности по обеспечению судов. Авторы "Коммента-рия к законодательству о судебной власти в Российской Федерации" Коммента-рий к законодательству о судебной власти в Российской Федерации.- М., 2004.-С. 273 полагают, что речь идет о мероприятиях типа изу-чения международного опыта по вопросам организационного обес-печения судов Несколько дальше авторы указанной работы включают в понятие организационного обеспечения деятельности суда применительно к Конституционному Суду РФ выделенные нами направления деятельности, на-пример мероприятия по обеспечению безопасности судей (с. 274).. Думается, такой подход может быть охарактеризован в качестве узкого смысла понятия "организационное обеспечение дея-тельности судов". Первый, на наш взгляд, раскрывает содержание данного понятия в широком смысле. Научно-аналитическое направ-ление заслуживает самостоятельного места в классификации. Без этого направления работы невозможно нормальное повседневное функционирование судебной системы, в большей степени (учитывая характер компетенции) конституционной и арбитражной юстиции, несколько в меньшей - общей. В рамках научно-аналитического на-правления, в свою очередь, следовало бы выделить в качестве обяза-тельных составных элементов следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|