p align="left">3.3 Организация деятельности отделений (групп) по исследованию запаховых следов в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД России Данные годового отчета предоставлены 14 отделом ЭКЦ МВД России. Руководством МВД России прилагаются усилия по расширению практики использования ольфакторного метода исследования запаховых следов человека в расследовании преступлений. В 2006г. группа экспертизы запаховых следов организована в ЭКЦ УВД по Ярославской области. В штате ЭКЦ МВД России, ЭКЦ МВД по Республикам Татарстан и Хакасия, ЭКЦ ГУВД по Алтайскому, Краснодарскому краям, ЭКЦ ГУВД по Волгоградской, Самарской и УВД Кировской, Ярославской областям насчитывалось 22 эксперта, 19 из них (в регионах - 13) имеют допуск на право самостоятельного производства этого вида экспертиз, однако, этого явно недостаточно. Средняя по регионам России нагрузка на одного эксперта составила 100,6 экспертиз и исследований (4,5 % к АППГ) при норме 50 экспертиз в год (Приказ МВД № 366 от 30.05.2003г.). При этом наибольшая загрузка отмечается в ЭКЦ ГУВД по Алтайскому краю - 160,7 (+4,3 % к АППГ) и в ЭКЦ МВД по Республике Татарстан - 62,7 (+17,5 % к АППГ). На территории Российской Федерации запаховые следы и несущие их объекты изымались при 6172 осмотрах мест происшествий (+31,7 % к АППГ). По исследованию 2206 изъятых объектов произведено 1107 экспертиз и 52 исследования, не считая 139 экспертиз и исследований, выполненных в ЭКЦ МВД России, что в основном соответствует уровню АППГ. В общероссийском масштабе отмечается увеличение общего количества выполненных экспертиз (на +27,7 % к АППГ), в их числе произведено 311 идентификационных экспертиз (+7,2 % к АППГ). В настоящее время усилия специалистов ЭКЦ МВД России и Департамента уголовного розыска МВД России направлены на расширение сети специализированных отделений (групп) по исследованию запаховых следов человека и дальнейшее совершенствование экспертных методик. Заинтересованность органов предварительного следствия и дознания ОВД России во внедрении экспертизы запаховых следов человека определяется большой информационной емкостью получаемых результатов, позволяющих использовать ольфакторную информацию с мест происшествий для решения как идентификационных, так и диагностических задач, в том числе по кражам, разбоям, грабежам, убийствам и другим преступлениям. Исходя их вышеизложенного, предлагается создать в каждом из Федеральных округов РФ базовое подразделение исследования запаховых следов человека с организацией соответствующего материально-технического обеспечения. Экономически и организационно оправдано размещение подразделений по исследованию запаховых следов человека в центрах (зональных центрах) кинологической службы ОВД. Такой подход реализован в МВД по Республике Татарстан, ГУВД по Волгоградской области, ГУВД по Алтайскому краю, где ежегодно производится порядка 1200 экспертиз и исследований. Деятельность данных экспертных подразделений позволит повысить эффективность раскрытия и расследования преступлений, укрепить доказательственную базу в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах, где в настоящее время данный вид судебной экспертизы не производится. Создание подразделений экспертизы запаховых следов человека будет способствовать активизации внедрения ольфакторного (с использованием обоняния) метода исследования запаховых следов человека в деятельность органов внутренних дел Российской Федерации в целях идентификации личности по запаховым следам при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Базовые для региона подразделения экспертизы запаховых следов человека предлагается создать в следующих субъектах Российской Федерации: УВД по Новгородской области (Северо-Западный фед.о.); УВД по Калининградской области (Северо-Западный фед.о.); ГУВД по г.Москве (Центральный фед.о.); ГУВД по Самарской области (Приволжский фед.о.); ГУВД по Ставропольскому краю (Южный фед.о.); ГУВД по Свердловской области (Уральский фед.о.); ГУВД по Красноярскому краю (Сибирский фед.о.); ГУВД по Приморскому краю (Дальневосточный фед.о.). Затраты на техническое оснащение одного подразделения (лаборатории) экспертизы запаховых следов человека составят порядка 1,2 млн. руб. (оборудование - 0,9 млн. руб., автоматизированное рабочее место для 3 специалистов - 0,3 млн. руб.). Стоимость оборудования 8 лабораторий экспертизы запаховых следов составит 9,6 млн. руб. Организация работы по созданию экспертного подразделения исследования запаховых следов человека предполагает: - выделение штатов (эксперты и техники-криминалисты); - решение вопросов методической обеспеченности, подготовку специалистов, например, стажировкой в уже действующих экспертных подразделениях соответствующего профиля; - выделение (или строительство) и материально-техническое оснащение лабораторных помещений; - подбор и подготовку собак-детекторов соответствующей специализации; - обеспечение взаимодействия служб органа внутренних дел (следствие, экспертное и кинологическое подразделения, криминальная милиция, финансовая, материально-техническая и оргштатная службы) в организации работы подразделения исследования запаховых следов человека. Основные задачи подразделения исследования запаховых следов человека: 1. Участие в следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях по выявлению, сбору, консервации запаховых следов и предметов, оставленных на месте происшествия, с целью их последующего использования в идентификационном и диагностическом исследованиях. 2. Производство экспертизы или исследования запаховых следов человека, изымаемых с мест происшествий в ходе проведения следственных действии и оперативно-розыскных мероприятий с целью: - выявления индивидуальных запаховых следов конкретных лиц на предметах, предоставляемых для исследования; - уточнения обстановки, сложившейся на месте происшествия, по оставленным запаховым следам; - выявления общности нескольких уголовных дел путем сравнения изъятых объектов-следоносителей с запаховыми образцами, полученными от подозреваемых, обвиняемых и других лиц, причастных к образованию исследуемых запаховых следов; - проверки розыскной или следственной версии в отношении конкретных лиц и их действий, отдельных эпизодов происшествия и др. связанных с ним обстоятельств; - установления запаховых следов проверяемых лиц на оружии, боеприпасах, орудиях и средствах преступления, предметах преступного посягательства и других, изъятых по делу, предметах-следоносителях. 3. Оказание помощи органам дознания, предварительного следствия и подразделениям Департамента уголовного розыска в получении сравнительных запаховых образцов от лиц, проверяемых на причастность к конкретному преступлению. 4. Приобретение, содержание, подготовка и тренировка собак-детекторов, применяемых при исследовании запаховых следов человека. 5. Проведение занятий с сотрудниками заинтересованных подразделений по вопросам изъятия, сбора и сохранения запаховых следов, особенностей и возможностей ольфакторного метода исследования запаховых следов в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений. 6. Изучение, обобщение и внедрение в практику работы положительного опыта проведения исследования запаховых следов, подготовки и использования собак-детекторов, совершенствование методики подготовки и тактики их применения в борьбе с преступностью. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ольфакторного исследования запаховых следов человека. Учитывая неослабевающий интерес к использованию экспертных методик исследования запаховых следов человека, положительный эффект от их применения и имеющийся опыт внедрения метода считаю целесообразным на данном этапе проведение следующих мероприятий: 1. Организацию и деятельность подразделений исследования запаховых следов предлагаем осуществлять в структуре экспертно-криминалистических подразделений МВД РФ. Для этого необходимо создание нормативного документа (приказа, примерного положения о отделении /группе/ исследования запаховых следов человека), регламентирующего образование и функционирование таких подразделений. В нормативном документе должны быть оговорены цели, задачи, порядок финансирования, штатное и материально-техническое обеспечение подразделения (положенность), порядок кинологической и экспертной подготовки специалистов, содержания, сбережения и дрессировки собак-детекторов. В детальной проработке указанных вопросов необходимо участие специалистов ЭКЦ МВД России. 2. Для внедрения дополнительно следует осуществить общеорганизационные мероприятия: - разработать типовой проект подразделения (отделения, группы) исследования запаховых следов человека; подготовить учебно-методические материалы по вопросам криминалистического исследования запаховых следов для курса криминалистики в средних и высших школах милиции, юридических учебных заведениях с учетом практики и новых разработок ЭКЦ МВД России; - в школах и базовых центрах служебного собаководства МВД России организовать обучение слушателей и работников основам экспертных методик исследования запаховых следов человека; - обеспечить дополнение экспертно-криминалистических и следственных выездных наборов (чемоданов) средствами сбора и консервации запаховых следов. 3. Обучение и стажировку специалистов в области исследования запаховых следов организовать на базе ЭКЦ МВД России в соответствии по заявкам, поступающим от внедряющих подразделений. 4. Обеспечить содержание собак-детекторов вблизи расположения помещений подразделения экспертного исследования запаховых следов или в центрах кинологической службы (если помещение лаборатории экспертно-криминалистического подразделения находится в непосредственной близости от такого кинологического центра). 5. В индивидуальном порядке поддерживать инициативу региональных подразделений МВД России по созданию отделений (групп) исследования запаховых следов с оказанием методической помощи со стороны ЭКЦ МВД России, помощи в решении финансовых и оргштатных вопросов со стороны соответствующих служб Министерства. Типовое штатное расписание и примерное положение об отделении (группе) экспертизы запаховых следов человека экспертно-криминалистического подразделения МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации утверждены приказом МВД России № 816 от 20 октября 1999г. «О мерах по дальнейшему развитию кинологической службы в системе МВД России». Приказом МВД России от № 366 от 30 мая 2003г. «О вопросах деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел» определены нормы введения должностей сотрудников экспертно-криминалистических центров при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД (ОВД) в закрытых административно-территориальных образованиях. Для проведения экспертизы запаховых следов выделяется два эксперта, каждая дополнительная экспертная должность вводится из расчета один эксперт на 50 проводимых экспертиз и исследований. Расчет необходимой численности служебных собак специального назначения (собак-детекторов) осуществляется с учетом решаемых задач, оперативной обстановки, экспертной загрузки и числа применяющих собак специалистов. В соответствии с приказом МВД России от № 366 от 30 мая 2003г. «О вопросах деятельности экспертно-криминалистических центров органов внутренних дел» за сотрудником подразделения экспертизы запаховых следов человека закрепляются от одной до трех служебных собак-детекторов. В соответствии с методическими требованиями при исследовании каждого предоставленного запахового следа применяют группу собак-детекторов (как правило, не менее 3 животных). При выполнении одного экспертного задания, в среднем, применяется 4 - 5 собак. В отдельных многообъектных и сложных исследованиях используется до 10 собак-детекторов. Всего для выполнения экспертных задач требуется 6-10 подготовленных собак-детекторов. Организация подготовки собак - детекторов Собаки -- детекторы запаховых следов готовятся под руководством опытных специалистов. Подготовка включает в себя общую, специальную дрессировку и последующую тренировку. Дрессировка и тренировка собак проводятся в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными или апробированными в ЭКЦ МВД России. Подбор, подготовка, кормление, размещение, содержание, сбережение и ветеринарное обслуживание собак осуществляется в соответствии с приказами МВД России, регламентирующими организацию кинологической службы (приказы МВД России №№ 125-94г., 1171-05г., 309-99г., 512-99г., 816-99г. и 1080-99г.). Заключение Реализация цели исследования, состоявшей в изучении возможностей работы с запаховыми следами человека на примере практики Экспертно-криминалистических подразделений МВД Российской Федерации для использования в деятельности органов внутренних дел России, была сопряжена с анализом большого объема информации. Изучено более 70 научных публикаций, проанализирована современная практика применения ольфакторного метода исследования запаховых следов человека в получении доказательственной информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|