p align="left">Острую актуальность на современном этапе приобретает информация об экономической правонарушаемости. В связи с этим Указом Президента РФ от 3 марта 1998 г. «Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики» перед Правительством была поставлена задача «разработать единую систему учета выявленных преступлений и административных правонарушений в сфере экономики в целях отражения их в государственной статистической отчетности и принятия необходимых мер». И такая система уже разработана. В обобщенную государственную статистическую отчетность не попадают сведения о преступлениях, регистрируемых органами безопасности и военной прокуратуры. 2.2 Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Состоит из пяти форм: 1) отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях, в котором, кроме сведений о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых в отчетном периоде преступлениях, приводятся данные о расследованных преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц, о нераскрытых преступлениях прошлых лет и др.; 2) единый отчет о преступности, в котором приводятся сведения по перечню всех видов преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ в соотношении с характеристиками преступлений и выявленных лиц; 3) отчет о лицах, совершивших преступления, в котором эти лица распределяются по полу, возрасту, образованию, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести совершенного деяния, состоянию, характеристике групповых преступлений (организованных групп) и другим уголовно-правовым, социально-демографическим признакам, соотнесенным с различными группами и видами преступлений; 4) отчет о следственной работе, в котором отражаются общие сведения по оконченным делам и по наиболее опасным и распространенным видам преступлений, по делам и протокольным производствам, оконченным следователями и органами дознания прокуратуры, внутренних дел, срокам расследования, по делам о преступлениях несовершеннолетних, дополнительным расследованиям, задержаниям подозреваемых, прекращенным делам, об обеспечении возмещения причиненного ущерба и другим признакам; 5) отчет о работе прокурора, содержание которого выходит за пределы сведений о состоянии преступности и борьбе с ней к более общим сведениям о правопорядке в стране. В нем находят отражение результаты надзора за исполнением законов и за законностью правовых актов, издаваемых на различных уровнях власти и различных министерствах, за законностью предварительного следствия и дознания, за исполнением законов в местах лишения свободы и предварительного заключения, а также сведения об участии прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел и др. В дополнение государственной статистической отчетности в органах внутренних дел имеются еще более 60 форм ведомственной стат. - отчетности, в том числе более десяти форм о различных аспектах состояния преступности и борьбы с ней. Глава 3. Учет административных правонарушений 3.1 История вопроса В СССР, России и других постсоветских странах не было и нет единого учета всех видов административных правонарушений, хотя попытки выйти на всю сферу моральной статистики, включая административные правонарушения, предпринимались еще в 20-е гг. Однако эти попытки не имели успеха. Не было даже единого учета административных правонарушений. Он был закрытым и существовал лишь в ведомствах и на местах. Наиболее налаженная регистрация административных правонарушений имела место в милиции, ГАИ, пожарном надзоре. Общее число ведомств, которые реализовывали административную ответственность, было более 35, хотя в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (1984 г.) их числилось 25. В кодексе РФ об административных правонарушениях 2001 г. их более 60. каждое ведомство дополнительно выработало перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание. Во второй половине 80-х гг., когда осознали роль статистики и социологии в решении узловых социальных проблем, в Госкомстате СССР, как и в 20-е гг., был образован отдел моральной статистики и разработаны различные формы отчетности, в том числе - и форма единого учета о количестве выявленных административных правонарушений и лиц, привлеченных к административной ответственности, сведения о которых различные ведомства должны были непосредственно представлять в Госкомстате СССР. В 1990 г. в СССР в первый и практически в последний раз был собраны более или менее полные сведения об административных правонарушениях. Структура представленных сведений по ведомствам была следующей: от органов внутренних дел (76 % всех административных правонарушений), пассажирского автоэлектротранспорта (10,9 %), железнодорожного транспорта (4,2 %), госсаннадзора (2,1 %), пожарного надзора (1,8 %), административных комиссий при исполкомах райгорсоветов (1,3 %), рыбоохраны (0,6 %), горгостехнадзора, военкоматов, комиссий по делам несовершеннолетних, госветнадзора, охраны водных ресурсов, лесного хозяйства, таможенного контроля, морского, воздушного и речного транспорта, народных судов и других органов. Всего было учтено 45,4 млн. административных правонарушений. Собранные данные были неполными. Они отражали не столько уровень административной правонарушаемости, сколько уровень активности органов, обладающих административной юрисдикцией. У каждого органа была своя сфера деятельности, своя административная практика, свои критерии оценок и понимание правомочий. Какой-либо унификации административной практики в стране не было. Тем не менее полученные данные об административных правонарушениях, их видах, ведомственном и территориальном распределении, лицах, их совершивших, видах и мерах административных взысканий, красноречиво свидетельствовали о правовой и моральной обстановке в стране. Из полученных данных было видно, что статистически каждый четвертый гражданин СССР социально активного возраста совершил обнаруженный властями административный деликт. Вместе с учтенными преступлениями уровень правонарушаемости увеличивался. Если учесть латентность преступлений и правонарушений, то их общее число приближалось к численности населения страны. Соотношение зарегистрированных преступлений и административных правонарушений в СССР в 1990 г. составляло 1:16, а в России 1:14. В 1991 г. общие сведения об административных правонарушениях в союзном масштабе уже не собирались. В России же в этом году было учтено 28,2 млн. административных правонарушений, а их распределение по органам административной юрисдикции, объектам посягательства и видам правонарушений практически повторяло союзные закономерности. В последующие годы и Россия отказалась от обобщенного учета административных правонарушений. Он остался лишь в органах МВД и административной юрисдикции судов, которая в последние годы существенно расширилась. 3.2 Современное состояние учета Административные правонарушения, выявляемые милицией, учитываются на региональном и федеральном уровнях. Нарушение правил дорожного движения учитываются в ГАИ. Согласно правилам учета дорожно-транспортных правонарушений 1995 г. в государственную отчетность включаются лишь те, которые привели к гибели или ранению людей. Такие последствия могут быть результатом преступлений, административных правонарушений и невиновного причинения. Все они учитываются вместе. Аналогичная ситуация складывается и с показателями пожарной безопасности. В 2000 г. только административная практика ОВД выявила 75 981 436 административных правонарушений. Это почти вдвое больше, чем было установлено в 1990 г. в СССР всеми органами административной юрисдикции. Глава 4. Учет и отчетность судов и органов юстиции Суды осуществляют уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовой учет юридически значимых явлений и процессов. Единицы измерения судебного учета - уголовное дело, преступление, подсудимый, мера уголовного наказания, административное дело, правонарушитель, мера административного наказания, гражданское дело, стороны в гражданском процессе, результаты разрешения спора и др. Статистические карточки в судах первой инстанции ведутся на уголовное дело, на подсудимого, на гражданское дело, на исполнительное производство. Работа по делам кассационной и надзорной инстанций также отражается в соответствующих карточках. Кроме них в судах ведутся журналы регистрации уголовных, гражданских и административных дел, которые также являются первичными документами учета. Образцы учетно-регистрационных карточек и журналов утверждаются Верховным Судом РФ, при котором находится Судебный департамент, занимающийся вопросами учета и отчетности, и воспроизводится в инструкции по делопроизводству в судах. Карточка на подсудимого заполняется судьями первой и второй инстанции. В общей сложности в ней содержится более 800 юридически значимых признаков, обозначенных текстуально и путем кодирования, что позволяет использовать их при машинной обработке. Учетно-статистическая карточка на гражданское дело заводится в день поступления искового заявления, а затем в ней отражаются все процессуальные действия суда по делу: содержание иска, сроки и результаты его рассмотрения, обжалование в вышестоящий суд, сведения об истце и ответчике, другие данные. Учетно-статистическая карточка на исполнительное производство отражает работу судебного исполнителя по исполнению решения по гражданским делам и приговоров в части возмещения материального ущерба по уголовным делам, а также движение исполнительного документа, сроки и результаты исполнения судебного решения. Карточка по учету сумм ущерба отражает размер материального ущерба, причиненный преступлениями экономической направленности. Она заполняется на каждое аналогичное дело и в ней отражается динамика погашения ущерба во время предварительного следствия, а также до и после вступления приговора в законную силу. На основе обработки статистических карточек, журналов регистрации и других материалов первичного учета формируется вся статистическая информация о динамике и структуре судимости, личности осужденных, мерах наказания, движении уголовных и гражданских дел, гражданском и уголовном судопроизводстве. Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции разрабатывается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и утверждается постановлением Госкомстата России. Она включает в себя: 1) отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных дел; 2) отчет о рассмотрении дел об административных правонарушениях; 3) отчет о работе судов первой инстанции по рассмотрению гражданских дел; 4) отчет о работе судов по исполнению приговоров и решений; 5) отчет распределяется на три части: о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах наказания, особенности применения уголовного наказания, меры наказания по наиболее тяжкому преступлению; 6) отчет о составе осужденных, месте совершения преступления. Отчет о судимости по отдельным отраслям хозяйства; 7) отчет об осужденных, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте. Отчетность о работе по рассмотрению уголовных кассационных и надзорных дел включает в себя: 1) отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке; 2) отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке; 3) отчет о работе по рассмотрению уголовных дел в порядке надзора; 4) отчет о работе по рассмотрению гражданских дел в порядке надзора. Наряду с отчетностью судов Министерство юстиции РФ располагает отчетностью о работе нотариальных контор; органов записи актов гражданского состояния; о работе коллегии адвокатов; о работе судебно-экспертных учреждений системы юстиции. Заключение В итоге нашей правоохранительной системой собирается огромное количество первичных сведений о совершенном преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Общий объем информации составляет около 3500 единиц. Я не располагаю данными по другим странам, где бы собиралось такое количество криминальной информации. В США более или менее полные сведения собираются только о восьми индексных преступлениях, отслеживаемых на федеральном уровне. Сведения о других деяниях, личности преступников, движении уголовных дел и причиненном ущербе, судя по Руководству по составлению единой формы отчетности о преступлениях (Uniform Crime Reporting Handbook), являются крайне скудными. Более детальная криминальная статистика в Германии, Японии и некоторых других странах. Сведения, собираемые на основе первичных документов и других материалов, обобщаются почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности. Они имеют важное криминологическое, уголовно-правовое, уголовно0процессуальное, криминалистическое, пенитенциарное, организационно-управленческое значение. Эта фактическая база обеспечивает принятие решений многих научно-практических задач. К великому сожалению, она чаще всего используется практическими органами уголовной юстиции не полно, выборочно, и, главным образом, для доказательства вышестоящими властями своей «способности» контролировать преступность. Эта статистическая база в полной мере не используется и научными юридическими учреждениями. Из научных работников, занимающихся проблемами борьбы с преступностью, более активно статистические материалы используют криминологи, социологи и некоторые другие специалисты. Представители уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, прокурорского надзора и исполнительного права статистические данные используют крайне редко и несистемно. Дорогостоящая статистическая информация криминального характера пока остается ограниченно востребованной, что в первую очередь связано с недостаточным владением научными статистическими методами. Список используемой литературы 1. Савюк Л.К. Правовая статистика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Юристъ, 2005 г. 2. Лямин В.С., Костыря Е.А. Правовая статистика: учебник. - СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006 г. 3. Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп., с изм. - М.: Юристъ, 2007 г.
Страницы: 1, 2
|