|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Общие положение об экономической несостоятельности (банкротстве)
|
|
|
ешение о ликвидации благотворительного фонда или иного фонда принимается по заявлению заинтересованного лица и может быть принято в том, случае, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения имущества отсутствует. В случае ликвидации фонда его имущество используется для удовлетворения требований кредиторов, а оставшаяся часть направляется на цели, указанные в уставе фонда [2, п.2 ст.119].ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕДИТОРА. Кредиторы или конкурсные кредиторы - это лица, предполагающие наличие у них права требовать от должника денежного удовлетворения. Кредиторов можно разделить на три группы:1. Кредиторы по трудовым обязательствам.2. Кредиторы по обязательным платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.3. Кредиторы по гражданско-правовым обязательствам [24, с.100].Действующее законодательство предусматривает наличие специфических образований кредиторов, связанных с правоотношением по банкротству. Закон о банкротстве указывает на существование следующих образований: конкурсный кредиторы, собрание кредиторов, комитет кредиторов.* Конкурсные кредиторы - кредиторы по платежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия, или представитель работников должника - по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений [5, ст.1].В процессе конкурсного производства интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, образуемый в соответствии с законодательством.* Собрание кредиторов состоит из конкурсных кредиторов, в обязанности которых входит рассмотрение наиболее существенных вопросов, связанных с судьбой должника.К компетенции собрания кредиторов относятся:защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных законодательством;принятие решения об утверждении плана санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов;принятие решения о заключении мирового соглашения;принятие решения о заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства или об отстранении управляющего;принятие решения об образовании комитета кредиторов, определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов;рассмотрение жалоб на действия управляющего [5, ст.53].В соответствии со ст.53 Закона о банкротстве конкурсный кредитор на собрании кредиторов обладает числом голосов, пропорциональным сумме его требований к должнику, признаваемых в соответствии с законодательством, установленным на дату проведения собрания кредиторов.Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов, если иное не предусмотрено законодательством [5, ст.55].* Комитет кредиторов - постоянно действующий полномочный орган, избираемый собранием кредиторов, осуществляющий контроль за деятельностью управляющего, которая должна соответствовать требованиям законодательства. В состав комитета кредиторов могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более семи человек. Если количество конкурсных кредиторов менее десяти, решением первого общего собрания кредиторов может быть предусмотрено выполнение собранием кредиторов функций комитета кредиторов.Согласно ст.58 Закон о банкротстве решение комитета кредиторов принимается большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.Комитет кредиторов для выполнения возложенных на него функций в праве:требовать от управляющего представления информации о финансовом состоянии должника в ходе санации или ходе ликвидационного производства;обжаловать в соответствии с законодательством в хозяйственный суд действия управляющего.Комитет кредиторов в праве принимать решения:о созыве собрания кредиторов;о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от должности;об утверждении или отказе в утверждении сделок должника, которые в соответствии с Закон о банкротстве заключаются с согласия комитета кредиторов;о представлении хозяйственному суду кандидатуры помощника управляющего [5, ст.60].ПРАВОВОЙ СТАТУС УПРАВЛЯЮЩЕГО. Управляющий осуществляет все процедуры, связанные с экономической несостоятельностью (банкротством) должника, реализуя основные положения законодательства о банкротстве. Данное лицо на различных стадиях банкротства именуется по-разному - временный управляющий, антикризисный управляющий.Временным управляющим является физическое или юридическое лицо, назначенное хозяйственным судом для проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника. Деятельность временного управляющего связана с защитным периодом.Антикризисным управляющим может быть физическое или юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность на основе полученной лицензии, назначенное хозяйственным судом, в обязанности которого входит проведение некоторых процедур банкротства [24, с.103].Основными задачами управляющего являются:восстановление платежеспособности должника;обеспечение максимальной защиты прав и законных интересов должника и его трудового коллектива, а также кредиторов и иных лиц;урегулирование взаимоотношений должника и кредитора;максимальное возможное удовлетворение требований кредиторов в установленной очередности;содействие производству по делу о банкротстве.При невозможности или отсутствии оснований для продолжения деятельности должника основными задачами управляющего являются: осуществление в установленном порядке ликвидации неплатежеспособного должника - юридического лица или прекращение деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов; продажа имущества должника; соразмерное удовлетворение требований кредитора.Требования, предъявляемые к квалификации управляющего в производстве признания субъекта хозяйственной деятельности банкротом разъясняются Положением об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 27.10.2003г. № 206 [14]. Деятельность в качестве управляющего в производстве по делу о банкротстве осуществляется на основании лицензии управляющего, выданной в установленном порядке органом государственного управления по делам о банкротстве.Таким образом, из вышесказанного делаем вывод, что субъектами отношений, связанных с экономической несостоятельностью (банкротством) являются должник, кредиторы, управляющий.Должник - это неплатежеспособный индивидуальный предприниматель или неплатежеспособное юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, либо некоммерческая организация, действующая в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.Правовое положение должника зависит от того, к какой категории он относится и на какой стадии находится дело о банкротстве, и значительно отличается от его положения как платежеспособного участника экономического оборота, поскольку платежеспособные участники обладают и правоспособностью, и дееспособностью, а после возбуждения дела о банкротстве дееспособность ограничивается, при этом ограниченная дееспособность должника восполняется действиями управляющего.Кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие, как-то передать имущество, выполнить работу. Интересы кредиторов в процедуре банкротства защищает собрание кредиторов. В собрание кредиторов входят все кредиторы. Кредиторы обладают количеством голосов, пропорциональным сумме задолженности. В полномочия собрания кредиторов входит: защита интересов кредиторов; утверждение мирового соглашения; утверждение плана санации; заслушивая отчета антикризисного управляющего; ходатайство перед судом об отстранении или замене антикризисного управляющего; принятие решения о ходатайстве в хозяйственном суде об открытии ликвидационного производства; принятие решения о создании комитета кредиторов.Комитет кредиторов собирается на общем собрании. Максимальное количество членов - 7. Члены комитета кредиторов могут избирать своего председателя.Антикризисный или временный управляющий - это лицо, назначенное судом для проведения определенных процедур банкротства и осуществляющий свои полномочия на основании лицензии.Антикризисный управляющий обязан добросовестно выполнять свои обязанности, не может быть заинтересован в отношении участников процесса. За нарушение своих обязанностей и при выявлении заинтересованности может быть отстранен от дела или дисквалифицирован на срок не менее двух лет.Вознаграждение управляющему назначается судом и выплачивается за счет средств должника во внеочередном порядке.3. Порядок рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве)При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение. Каждая из указанных процедур имеет свою цель, реализуемую антикризисным управляющим под контролем кредиторов и хозяйственного суда, содержание и сроки реализации.При рассмотрении дела об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя исключением является отсутствие защитного периода [24, с.108].Рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве) может быть судебные и внесудебные. Внесудебное рассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве) представлена досудебным оздоровлением должника.Досудебное оздоровление должника - это меры по обеспечению стабильной и эффективной хозяйственной (экономической) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, восстановления их платежеспособности, принимаемые руководителями организаций, собственником имущества унитарного предприятия, учредителями (участниками) юридического лица, индивидуальными предпринимателями, государственными органами и организациями, местными исполнительными и распорядительными органами [16, с.281].Для проведения досудебного оздоровления осуществляются меры по улучшению финансового состояния юридического лица и индивидуального предпринимателя, созданию условий для их стабильной и эффективной хозяйственной деятельности. В этих целях указанные лица могут в соответствии с законодательством:изменять структуру и состав управления юридического лица и иных организаций;взыскивать дебиторскую задолженность;принимать меры по выделению юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами;привлекать инвестиции, в том числе иностранные;содействовать достижению соглашений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий.С момента принятия заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) судом устанавливается защитный период и назначается временный управляющий. Собственник имущества должника и уполномоченный им орган в защитный период ограничивается в правах по распоряжению имуществом предприятия, а руководитель ограничивается в праве управления делами предприятия. Данные полномочия переходят к управляющему. В течение защитного периода временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований; проводить анализ финансового состояния должника и платежеспособности должника; оказывать содействие в организации хозяйственной деятельности должника, заключении мирового соглашения; определять наличие признаков ложного или преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства; выполнять требования хозяйственного суда и представлять по окончании защитного периода в суд отчет о своей деятельности и заключение о финансовом состоянии и платежеспособности должника.Защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом о банкротстве, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника [5, ст.33].Процедура защитного периода действует до момента вынесения хозяйственным судом определения о возбуждении в отношении должника конкурсного производства и подготовке дела к судебному разбирательству, либо утверждения судом мирового соглашения, либо принятия судом решения об отказе в признании должника экономически несостоятельным (банкротом). Срок защитного периода по общему правилу - 3 месяца.Так же в защитный период выясняется и возможные неправомерные действия со стороны собственника имущества или руководителя должника, либо иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания, подпадающие под понятия ложного и преднамеренного банкротства. Порядок определения ложного и преднамеренного банкротства содержится в Правилах по определению наличия признаков ложного и преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и подготовки заключения по данным вопросам, утвержденных постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 271 в редакции от 16.04.2004 г. [10].
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|