реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Общетеоретические основы налогового права

реферат

Общетеоретические основы налогового права

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА

1. Понятие, предмет и система налогового права

Налоговое право - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды обязательных платежей.

Основания возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений предусматриваются налогово-правовой нормой - т.е. общеобязательным правилом поведения в сфере налоговых отношений, установленным государством, соблюдение которого обеспечивается в необходимых случаях силой принуждения.

Предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов.

Выделяют следующие элементы, составляющие предмет правового регулирования налогового права:

положения, определяющие состав и построение системы налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь.

Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь.

Регулирование властных отношений по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин).

Регулирование отношений, возникающих в процессе исполнения налогового обязательства.

Регулирование отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля.

Порядок обжалования решений налоговых органов, действий их должностных лиц.

Установление прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений.

Регулирование отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Регулирование отношений, возникающих в процессе установления, введения и взимания конкретных видов налогов, сборов (пошлин).

Исходя из предмета, налоговое право можно разделить на общую и особенную часть. В общую часть включаются нормы, определяющие основные понятия налогообложения, закрепляющие права и обязанности участников налоговых правоотношений, устанавливающие состав налоговых правонарушений, санкции за их совершение и порядок их применения. В особенную часть включают нормы, регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей.

В налоговом праве применяют следующие методы регулирования отношений:

Метод субординации - предполагает использование государственно-властных предписаний одних участников отношений другим участникам. Данный метод является основным в налоговом праве;

Метод координации - использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта.

2. Источники налогового права. Действие налогового законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц

К источникам налогового права относят:

1. Конституция Республики Беларусь: закрепляет обязанность граждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов и сборов, устанавливает компетенцию органов власти в вопросах установления налогов;

2. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З, Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З;

3. Закон Республики Беларусь "О государственной налоговой инспекции" 1994 года, иные законы, имеющие отношение в том числе и к налогообложению, в частности: Таможенный кодекс Республики Беларусь, КоАП, Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности", закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год и т.д.;

4. Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;

5. Постановления Правительства Республики Беларусь;

6. Нормативно-правовые акты республиканских органов государственного управления, прежде всего МНС Республики Беларусь;

7. Нормативно-правовые акты органов местного управления и самоуправления;

8. Международные договоры.

Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается. В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются акты налогового законодательства. Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается.

Предусматривается четыре возможных вида корректировок в систему налогов и сборов, осуществляемых через принятие нормативных актов:

1. Установление налогового платежа - законодательное определение в соответствующем нормативном правовом акте плательщиков налога и обязательных элементов налогообложения;

2. Введение налогового платежа - дополняет предыдущее действие, т.к. предусматривает вступление в силу документа, установившего налог и применение такого платежа в практике налогообложения;

3. Изменение налогового платежа - внесение поправок в механизм применения налога путем корректировки состава плательщиков и содержания элементов налогообложения;

4. Прекращение действия налогового платежа - т.е. его отмена.

Законы об установлении, введении новых, или прекращении действия республиканских налогов и сборов, а также о внесении изменений в действующие налоги принимаются при утверждении бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год и вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. В исключительных случаях такие законы могут приниматься при уточнении бюджета на текущий год и иметь иной срок вступления в силу, но не ранее дня их опубликования. В отношении местных налогов действует то же правило, при этом, принятые решения направляются соответствующими Советами депутатов в финансовые и налоговые органы соответствующей административно-территориальной единицы в 10-тидневный срок с даты их принятия.

Акты законодательства, ухудшающие положение плательщиков обратной силы не имеют. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность граждан за налоговые правонарушения - имеют обратную силу. Акты законодательства, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок, и иным образом улучшающие положение плательщиков - могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Нормативные акты республиканских органов власти и управления распространяют свое действие на всю территорию Республики Беларусь, а также на территорию посольств, консульств и т.д. Нормативные акты местных органов управления и самоуправления действуют лишь та подведомственной им территории. Кроме того, существует группа актов, действующих только на отведенную территорию, не зависимо от административно-территориального деления - например, акты, регулирующие деятельность СЭЗ.

Действие актов по кругу лиц обусловлено принципами территориальности и резидентства. С одной стороны, все лица, имеющие объект налогообложения на территории Республики Беларусь, подпадают под сферу действия налогового законодательства Республики Беларусь.

С другой стороны, лица, являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь, уплачивают налоги с объектов, находящихся как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. При этом белорусские юридические лица признаются налоговыми резидентами автоматически, а иностранные юридические лица уплачивают налоги только с объектов, возникающих на территории Республики Беларусь. Физические лица признаются налоговыми резидентами не зависимо от гражданства, если они находятся на территории Республики Беларусь более 183 суток в календарном году (с учетом статьи 17 НК). Лица, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Беларусь (т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь менее 183 суток в календарном году или вообще не находящиеся на территории Республики Беларусь) уплачивают налоги в бюджет только с объектов, находящихся на территории Республики Беларусь.

Одновременное действие в нескольких странах принципа территориальности и принципа резидентства приводит к международному двойному налогообложению.

3. Понятие налога, сбора, пошлины. Принципы налогообложения

Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Не являются налогами, сборами (пошлинами) платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства.

Таблица 1

Признаками сбора или пошлины являются:

1. Обязательность для плательщиков;

2. Поступление в республиканский и (или) местный бюджет;

3. Отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Основным отличием сборов и пошлин от налогов является то, что в отношении сборов отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Напротив, внесение плательщиком соответствующей суммы сбора и пошлины предусматривается в качестве одного из возможных условий совершения в его пользу уполномоченными органами, организациями и должностными лицами юридически значимых действий, таких как предоставление тех или иных прав, выдача специальных разрешений (лицензий), других правоустанавливающих документов.

В тоже время, осуществление в отношении плательщиков сборов и пошлин юридически значимых действий, так же как и предоставление им соответствующих прав или документов, не всегда является обязательным признаком этих налоговых платежей. Признак возмездности для сборов и пошлин установлен с оговоркой "как правило", что предполагает и наличие среди них платежей, не предусматривающих получение плательщиком взамен внесенной в бюджет суммы каких-либо благ. В качестве примера индивидуально безвозмездных пошлин и сборов можно привести таможенные пошлины, оффшорный сбор.

При отсутствии в установленном механизме применения каких либо платежей хотя бы одного из перечисленных выше признаков налога, сбора или пошлины, такие платежи не могут быть включены в состав налоговой системы, что делает неправомерным распространение в их отношении требований и условий налогового законодательства, в том числе и об их обязательности для плательщиков.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776г.).

В современной теории права принято выделять принципы общие и отраслевые (Таблицы 2, 3).

В Общей части НК (статья 2) установлены следующие принципы налогообложения:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные НК либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, НК, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с НК и таможенным законодательством. При этом законодательством Республики Беларусь предусмотрено применение особых видов таможенных пошлин: а) специальных - введение специальной пошлины рассматривается наряду с импортной квотой как защитная мера, направленная на ограничение импорта товаров в таком количестве и на таких условиях, которые причиняют или создают угрозу причинения ущерба отечественным отраслям экономики;

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.