Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений
27 Реферат на тему: «Общественные объединения: понятие, виды, правовое регулирование организации и деятельности общественных объединений» ПланлистВведение 3Понятие и порядок создания общественных объединений 52. Виды общественных объединений и их 11административно-правовой статусЗаконодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям 23Заключение 27Список использованных источников 28 ВведениеПотребность объединяться, вести дело сообща, постоянный обмен мнениями, взаимопомощь заложены в самой природе человека как существа общественного, социального, не могущего существовать и трудиться в одиночестве. Притом, как свидетельствует история развития цивилизации, потребность людей объединяться для совместной какой-либо деятельности растет, а это выражается в создании все большего числа объединении и их разнообразии. Например, во всем мире наблюдается рост числа политических партий, спортивных объединений, объединений по профессии, особенно новых, объединений по охране окружающей среды и так далее.Широкое развитие получили объединения и в нашем общест-ве. В СССР насчитывалось свыше 800 видов объединений раз-личного профиля. Поскольку система общественных объединений каждого вида строилась по принципу центр - местные ор-ганы, объединения, как правило, до района включительно, есть все основания считать, что в Российской Федерации их не мень-ше, а с учетом появления в последние годы новых и многочис-ленных политических партий, народных движении, блоков объ-единении и т.д., надо полагать, что численность объединений не уменьшается, а возросла.Для создания и функционирования объединений определена к настоящему времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в текущее законодательство. В Кон-ституции РФ две статьи непосредственно относятся к данному делу: в статье 30 закреплено право граждан на объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения: идеоло-гическое и политическое многообразие, многопартийность, ра-венство объединений перед Законом. Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. / Учебник. М.: Юристъ, 1996 C. 54Развитая система общественных объединений - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью люди могут совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд «Правовая культура», 1996 С. 129Конституционное право каждого на объединение и является юридической основой образования и деятельности таких общественных институтов, включая профсоюзы.Названные конституционные положения конкретизируются в законодательстве, которое регламентирует содержание права на объединение, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации. Систему законодательства об общественных объединениях образу-ют Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений. Например, уже действуют Законы Российской Федерации от 8 декабря 1995 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 17 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благо-творительных организациях», от 26 мая 1995 года «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; от 8 декабря 1995 года «О некоммерческих организациях», в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с орга-нами государственной власти; от 24 мая 1996 года «О товариществах собственников жилья» и др.Деятельность отдельных общественных объединений регла-ментируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов.Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс РФ, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996. С. 209Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их дея-тельность до принятия таких законов регулируется Законом об общест-венных объединениях.Действие этого Закона распространяется на все общественные объединения, создаваемые по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созда-ваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). В сферу его действия попадают также некоторые структуры иностранных неком-мерческих неправительственных объединений, созданных на территории Российской Федерации.Действие Федерального закона «Об общественных объединениях» распространяется и на общественные объединения, деятельность которых еще не урегулирована специальными законами, например на политические партии. Статус политических партий требует, однако, особой регламентации.В представленной работе нами будут рассмотрены понятие и порядок создания, виды и административно-правовой статус общественных объединений, а также законодательство об отношении личного состава внутренних войск и органов внутренних дел к общественным объединениям.Понятие и порядок создания общественных объединенийВ Законе общественное объединение определяется как доброволь-ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.Право граждан на создание общественных объединений реализует-ся как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения. Такие же лица явля-ются учредителями и членами общественного объединения.Все общественные объединения имеют характерные для них черты:а) образуются физическими и юридическими лицами на доброволь-ной основе;б) в силу своей природы не обладают государственно-властными полномочиями и не признаны субъектами правотворчества. Ис-точником их полномочий юридического характера могут быть только нормативно-правовые акты;в) действуют от своего имени;г) не являются коммерческими организациями, преследующими в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.В зависимости от формального способа их легализации обществен-ные объединения подразделяются на объединения, получившие госу-дарственную регистрацию, и организации, действующие без такой регистрации. Зарегистрированное общественное объединение приобре-тает статус юридического лица, а его орган - правомочия по осущест-влению прав и обязанностей в соответствии с уставом.Незарегистрированное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Но оно является в частности субъектом административного права. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС, 1996. С. 211 .Закон от 19 мая 1995 г. в качестве основания создания общественных объединений граждан называет общность интересов физических и юридических лиц, пожелавших создать объединение (статья 5) - профессиональных, научных, спортив-ных и других, указанных в уставе объединений. Общественные объединения создаются при этом на основе добровольности и свободного волеизъявления граждан. Как отмечено в Конститу-ции, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30).Общность интересов членов объединений находит свое выра-жение в конкретных целях создания объединений. Целями объ-единения могут служить реализация и защита гражданских, по-литических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развитие активности и самодеятельности граждан, их участие в управлении государственными и общественными дела-ми, удовлетворение профессиональных и любительских интере-сов; развитие научною, технического и художественного творче-ства и иные полезные цели.Общественные объединения основываются и действуют на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности (ст. 15 Закона). Запрещается создание и деятельность общественных объеди-нений, цели действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целост-ности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни (ст. 16 Закона).Общественные объединения могут заниматься хозяйственной деятельностью, но лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения своей деятельности и не могут ставить целью полу-чение прибыли (ст. 37 Закона).Порядок создания общественного объединения включает три этапа: инициатива организаторов, разработка проекта устава, государственная регистрация. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается законами об указанных видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения. Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено законами об отдельных видах общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений. При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности. При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах. Устав общественного объединения должен предусматривать (ст. 20): 1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе. Устав общественного объединения может содержать описание символики данного объединения. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|