татья 75 НК РФ посвящена правовому регулированию исчисления, уплаты и взыскания пени. Это регулирование является императивным, что связано с публичным характером налоговых отношений, и в данной статье законодатель не предусмотрел отсылок к гражданскому законодательству, как это имеет место в ст.73 (залог имущества) и 74 (поручительство) НК РФ.В п.1 статьи 75 НК РФ приводится легальное определение понятия «пеня»: пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Например, если налогоплательщик по результатам налоговой проверки был привлечен к налоговой ответственности за неполную уплату суммы налога, он, кроме недоимки и наложенного штрафа, обязан будет уплатить и пени. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.По общему правилу пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налогов и сборов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности по их уплате, либо по день принятия решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени. Пример 1:В соответствии со статьей 174 НК РФ уплата НДС за истекший налоговый период производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщик исчислил НДС в размере 17 750 руб., но в установленный срок уплатил в бюджет только 10 000 руб. В этом случае с 21-го числа на сумму неуплаченного налога (7750 руб.) будет начисляться пеня за каждый календарный день просрочки. 28-го числа этого же месяца сумма недоимки была перечислена в бюджет. Просрочка составила 8 дней, сумма недоимки - 7750 руб., ставка рефинансирования - 13 процента.Сумма пени к уплате в бюджет:Ставка пени составит 0,043% (13% х 1 : 300); Сумма пени составит 26,66 руб. (0,043% х 7750 руб. х 8 дн.).Если в течение срока, пока числилась задолженность, ставка рефинансирования менялась, то нужно рассчитать пени за каждый промежуток времени, когда ставка была постоянна. А потом полученные результаты сложить.Пример:ООО «Зеленый лес» по итогам работы за апрель 2003 года начислило НДС - 100 000 руб. Заплатить налог нужно было до 20 мая. Однако деньги в бюджет организация перечислила только 25 июня. Следовательно, за несвоевременную уплату налога ООО «Зеленый лес» должно заплатить пени.Срок, в течение которого за предприятием числилась задолженность, составляет 36 дней (с 21 мая по 25 июня включительно). С 21 мая по 20 июня, то есть в течение 31 дня, ставка рефинансирования составляла 18 процентов. А с 21 июня она снизилась до 16 процентов. Таким образом, пени составят:(100 000 руб. x 31 дн. x 18% : 300) + (100 000 руб. x 5 дн. x 16% : 300) = 2126,67 руб.Сумма пеней уплачивается одновременно с уплатой сумм налога (сбора) или после уплаты таких сумм в полном объеме. Если уплаченной суммы недостаточно для покрытия в полном объеме недоимки и пени, то в первую очередь погашается задолженность по налогу, а затем суммы пени. Закон допускает принудительное взыскание пени за счет:1) денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке;2) иного имущества налогоплательщика в предусмотренном в НК РФ порядке (порядок принудительного взыскания пени может быть бесспорным или судебным: в бесспорном порядке пеня взимается с организаций (юридических лиц), а в судебном порядке - с физических лиц).4. Приостановление операций по счетам налогоплательщика - организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя Приостановление операций по счетам представляет собой согласно п. 1 ст. 72 НК РФ один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, который имеет свои специфические признаки и направленность по сравнению с другими способами, хотя в п. 1 ст. 76 НК РФ указано, что приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ. Данный способ довольно часто используется налоговыми органами, хотя и не все из них используют его активно. По-прежнему основными и, как правило, наиболее эффективными формами работы с налогоплательщиками остаются требования об уплате налогов и инкассовые поручения. Приостановление операций по счетам организаций, так же как и все другие способы обеспечения, указанные в ст. 72 НК РФ, направлено на гарантирование исполнения конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, однако специальной целью использования данного способа обеспечения исполнения обязанности является непосредственное предотвращение, путем запрета, действий недобросовестных субъектов соответствующей обязанности с использованием их счетов в банках и, прежде всего, действий активного характера. Применение данного способа возможно только в строго определенных случаях и при соблюдении строго определенных условий. Приостановление операций по счетам применяется в следующих двух случаях: 1) приостановление операций по счетам одновременно с вынесением решения о взыскании недоимок и пеней в порядке, установленном статьей 46 НК РФ; 2) приостановление операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации. Согласно п. 2 ст. 76 и п. 8 ст. 76 НК РФ в первом случае могут быть приостановлены операции по счетам только организаций, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, а во втором - еще и индивидуальных предпринимателей, являющихся налогоплательщиками. Полномочиями на принятие в указанных случаях решений о приостановлении операций по счетам обладают налоговые органы. Приостановление операций по счетам в порядке, установленном ст. 76 НК РФ, не применяется при обеспечении исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по счету за исключением тех расходных операций, которые прямо указаны в ст. 76 НК РФ. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (таким образом, банк может списать деньги: по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, который фирма причинила своим работникам или другим гражданам; по исполнительным документам о выплате заработной платы и выходных пособий; по инкассовым поручениям самой налоговой инспекции). В иных случаях банк обязан отказать в исполнении соответствующего платежного документа. Любые операции по зачислению денежных средств на соответствующий счет могут осуществляться банком без ограничений в соответствии с гражданским и банковским законодательством. Банк также не вправе при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации открывать ей новые счета. Обычно в банки направляются решения о приостановлении операций только по тем счетам, на которые налоговый орган не выставляет инкассовые поручения на перечисление недоимок и пеней со счета организации. Основаниями для принятия решения о приостановлении операций по счету в случае непредставления налоговой декларации являются: · непредставление налогоплательщиком (организацией, индивидуальным предпринимателем) налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации; · отказ от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций. Принятие решения о приостановлении операций по счету в случае непредставления налоговой декларации является не обязанностью, а правом налогового органа. Решение о приостановлении операций по счету принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа по форме, утвержденной Приказом МНС России от 29.08.2002 №БГ-3-29/465, как в случае его принятия вместе с решением о взыскании недоимок и пеней со счета организации, так и в случае непредставления налоговой декларации. Несоблюдение указанной формы является основанием для признания соответствующего решения недействительным. Решение о приостановлении операций по счету направляется банку налоговым органом по месту учета владельца соответствующего счета. Банк должен направить в налоговый орган, принявший соответствующее решение о приостановлении операций по счету, отрезной корешок указанного решения со своей отметкой о его получении. Решение о приостановлении операций по счету передается налогоплательщику-организации (владельцу счета) под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. Налогоплательщику-организации предоставляется копия решения, и уполномоченный представитель налогоплательщика-организации (руководитель организации либо лица, его замещающие) расписывается о получении этой копии. А в случае направления решения о приостановлении операций по счету заказным письмом с уведомлением делается отметка налогового органа о вручении налогоплательщику заказного письма, согласно полученному уведомлению о вручении. НК РФ устанавливается обязанность банка по безусловному исполнению направленного ему решения налогового органа о приостановлении операций по счету. Банк не может выдвигать какие-либо возражения против исполнения этого решения, основанные на его отношениях с владельцем счета, а также не обязан проверять соответствие законодательству РФ оснований вынесения такого решения, и не имеет законных оснований для его оспаривания в суде. За нарушение режима приостановления операций по счету банк несет ответственность в соответствии со ст. 134 НК РФ. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения (отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога или следующего за днем представления налоговой декларации). Законодатель нашел целесообразным указать, что банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом в результате приостановления его операций в банке по решению налогового органа. 5. Арест имуществаАрест имущества следует признать самой жесткой мерой государственного принуждения, которую законодатель включил в число способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.Статья 77 НК РФ предусматривает арест имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога. Арестом имущества, в соответствии с НК РФ, признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Следует согласиться с мнением, что «арест имущества является самой строгой из перечисленных мерой обеспечения, ее применение целесообразно только в случае невозможности обеспечения обязательств другими мерами».Помимо НК РФ регулирование данного способа обеспечения обязательства по уплате налогов и сборов осуществляется также Методическими рекомендациями по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в обеспечение обязанности по уплате налога (утверждены Приказом МНС РФ от 31 июля 2002 г. N БГ-3-29/404). Несмотря на то, что, в отличие от таких способов обеспечения как залог и поручительство, существует проработанная нормативная база, некоторые инспекции вообще не используют в своей деятельности права, предоставленные им ст. 77 НК РФ (см. приложения 1 и 2).Выделяется два вида ареста имущества: 1. полный арест имущества, под которым понимается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа; 2. частичный арест имущества, под которым признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.
Страницы: 1, 2, 3
|