реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Новое в миграционном законодательстве от регистрации до получения российского гражданства

реферат
p align="left">Статья 62 Конституции РФ, а также ст. 4 Закона N 115-ФЗ предусматривают, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и выполняют обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Это означает, что Основной Закон и Закон N 115-ФЗ закрепили принцип национального режима - предоставление иностранцам того же правового статуса, что и собственным гражданам. Однако, как следует из Закона N 115-ФЗ, российский законодатель вводит и определенные ограничения для лиц, не обладающих российским гражданством. Например, неграждане в большей степени ограничены в свободе передвижения по территории Российской Федерации (ст. 11 Закона N 115-ФЗ). Иностранные граждане имеют право передвигаться в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации только на основании документов, выданных или оформленных им государственными органами (ФМС России, ФСБ России и МВД России), за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. К таким территориям, организациям и объектам в соответствии с Перечнем территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754 , относятся:

территории закрытых административно-территориальных образований (Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 508 "Об утверждении Перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов");

территории с регламентированным посещением для иностранных граждан (Постановление Правительства РФ от 4 июля 1992 г. N 470 "Об утверждении Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан");

территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

территории закрытых военных городков;

территории (объекты), в пределах которых (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции;

зоны экологического бедствия;

пограничная зона;

объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;

объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Иностранному гражданину, который временно проживает в Российской Федерации, также запрещено в соответствии со ст. 13 Закона N 115-ФЗ работать в другом субъекте России, а не в том, в котором у него разрешено временно проживать. Сокращено активное и пассивное избирательное право иностранцев: они могут избирать и быть избранными лишь в органы местного самоуправления, а значит, участвовать только в местном референдуме (ст. 12 Закона N 115-ФЗ).

Ограничены права иностранных граждан при поступлении на государственную и муниципальную службу и при занятии некоторыми видами деятельности (ст. 13 - 15 Закона N 115-ФЗ).

Для всех иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от расы, вероисповедания и происхождения в ст. 12 - 15 Закона о гражданстве установлены три базовых основания для получения российского гражданства :

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации.

По общему правилу, установленному ст. 37 Закона о гражданстве, российское гражданство Российской Федерации приобретается по рождению, на дату принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации и со дня усыновления ребенка.

Это соответствует и Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 1997 г.). Пункт 3 ст. 6 Конвенции предусматривает общий порядок приобретения гражданства с соблюдением ценза оседлости: "Каждое государство, подписавшее Конвенцию, обязано предусмотреть в своем внутреннем законодательстве возможность приема в гражданство лиц, законно и постоянно проживающих на его территории. При этом условия приема в гражданство не должны предусматривать срока проживания, превышающего 10 лет перед подачей заявления".

Определяет Конвенция и условия приобретения гражданства в упрощенном порядке:

супругами лиц, являющихся его гражданами;

детьми одного из его граждан, с учетом любых изъятий, которые могут предусматриваться его внутренним законодательством в отношении детей, родившихся за пределами территории данного государства;

детьми, один из родителей которых приобретает или приобрел гражданство данного государства;

детьми, усыновленными одним из его граждан;

лицами, которые родились на территории данного государства, законно и постоянно проживают на ней;

лицами, которые законно и постоянно проживают на территории государства в течение определенного периода времени, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет, причем этот период устанавливается внутренним законодательством государства - участника Конвенции;

лицами без гражданства и лицами, признанными беженцами, постоянно проживающими на его территории.

При этом Конвенция не оперирует понятием "упрощенный порядок приобретения гражданства", а говорит лишь о "возможностях, облегчающих приобретение гражданства", которые государство - участник Конвенции предусматривает в своем внутреннем законодательстве (п. 4 ст. 6).

Помимо прочего, Конвенция содержит положения, гарантирующие справедливость процедуры рассмотрения заявлений о приобретении гражданства: "Европейская конвенция исключает случаи дискриминации по национальному, религиозному и половому признаку при получении гражданства. Она содержит и такую гуманную норму, как освобождение лиц с двойным гражданством от воинской повинности в обоих государствах. Ратифицировав эту Конвенцию, Россия с точки зрения международных норм сохранит право самостоятельно определять, кто является ее гражданином".

Приобретение российского гражданства по рождению

В соответствии со ст. 12 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день рождения ребенка:

оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

оба его родителя или его единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, - иностранные граждане или лица без гражданства, но при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку своего гражданства.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21 марта 2005 г. N 118-О установил, что, если оба родителя ребенка или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, ребенок также считается приобретшим российское гражданство в порядке рождения, если самостоятельно не утратил гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению. В этой связи необходимо отметить, что практически все государства бывшего ССР, издавая законы о собственном гражданстве, закрепили следующий принцип: лица, не заявившие до определенного срока о сохранении иного гражданства, априори считаются ходатайствующими о гражданстве соответствующего государства; тем самым названные лица выводятся из-под действия подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве.

Конституционный Суд, рассмотрев заявление гражданки С.Р. Даминовой, ставившей вопрос о приобретении российского гражданства по рождению, установил, что С.Р. Даминова родилась в 1954 г. в Узбекской ССР, являлась гражданкой СССР, в настоящее время проживает на территории Российской Федерации. В июле 2003 г. родители С.Р. Даминовой оформили гражданство Российской Федерации в порядке признания по рождению.

Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ, гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. В момент обращения С.Р. Даминовой в органы внутренних дел с заявлением о признании ее гражданкой Российской Федерации по рождению и выдаче паспорта гражданина России основания, условия и порядок приобретения гражданства Российской Федерации определялись Законом о гражданстве, вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 12 Закона о гражданстве, российское гражданство по рождению приобретает ребенок, если на день его рождения, в частности, оба его родителя или его единственный родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка), при этом ребенок, согласно ст. 3 Закона о гражданстве, - это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона о гражданстве наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших в день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица того или иного гражданства.

Буквальное толкование ст. 3 и подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве распространяется только на лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, однако оно подлежит применению в системной связи с другими законоположениями, касающимися определения наличия у лица гражданства Российской Федерации, и с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом в Постановлении от 16 мая 1996 г. N 12-П.

Согласно ч. 2 ст. 13 старого Закона о гражданстве , лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации. Из этого положения следует, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Следовательно, употребленное в ч. 2 ст. 13 старого Закона о гражданстве применительно к указанным в ней лицам выражение "считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации" означает, что такие лица считаются состоявшими в российском гражданстве по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР, но и после этого они продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации в момент вступления в силу Закона о гражданстве, так как в его ст. 4 установлено, что проживание гражданина Российской Федерации за ее пределами не прекращает российского гражданства.

Из данной правовой позиции следует, что признание гражданства Российской Федерации по рождению родителей в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 12-П является в силу принципа "права крови" (jus sanguinis), действовавшего согласно законодательству и в период существования СССР, основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка, независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это гражданство по собственному свободному волеизъявлению.

Выяснение же того, утратил ли российский гражданин гражданство Российской Федерации по собственному свободному волеизъявлению или приобрел гражданство другого государства в период проживания за пределами Российской Федерации, связано с установлением и исследованием фактических обстоятельств. В данном случае это возложено на органы, уполномоченные рассматривать вопросы гражданства, и на суды общей юрисдикции, для которых правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в вопросе об утрате гражданином России российского гражданства обязательна.

Таким образом, положение подп. "а" п. 1 ст. 12 Закона о гражданстве о приобретении ребенком гражданства Российской Федерации по рождению - в его конституционно-правовом смысле - распространяется и на лицо, оба родителя которого или его единственный родитель признаны гражданами Российской Федерации по рождению, независимо от места рождения данного лица на территории бывшего СССР, при условии, что оно было гражданином бывшего СССР, не изъявило свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, не является гражданином другого государства и прибыло на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.