реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Нотариат в Российской Федерации

реферат
p align="left">Некоторые нотариальные действия возлагались на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. Их могли совершать председатель, секретарь или член исполкома этих Советов.

19 июля 1973 года был принят закон СССР “О государственном нотариате”. Он содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР “О государственном нотариате” от 1 ноября 1974 года.

Согласно эти законодательным актам для совершения нотариальных действий организовывались государственные нотариальные конторы. Руководство государственным нотариатом было возложено на Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы Советов, а также на Министерства юстиции союзных и автономных республик.

Назначение на должность старших государственных нотариусов первых государственных нотариальных контор производилось министром юстиции РСФСР, а нижестоящие нотариусы назначались начальниками отделов юстиции соответствующих исполкомов.

Наконец, в начале 1993 года были приняты действующие ныне Основы законодательства российской Федерации о нотариате. Основная новелла этого закона заключается в том, что наряду с государственными нотариусами вводятся институт нотариусов, занимающихся частной практикой.

2 Понятие нотариата, его основные характеристики

2.1 Понятие нотариата

''Нотариат в Российской федерации призван обеспечивать в соответствии с конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации'' - гласит ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате. Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами - нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти Российской Федерации, а на территории других государств - консулами от имени Российской Федерации.

Государство гарантирует защиту прав человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечень прав и свобод человека закрепляется конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Среди них можно выделить те, которые в большей степени связаны с нотариальной деятельностью.

Статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и деятельностного положения, отношения лица к религии и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на её территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право на пользование государственным языком, каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования, каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу понятия “нотариат”. Учебник гражданского процесса под редакцией М. К. Грушникова Гражданский процесс: Учебник. - М., 2001, с.616 устанавливает, что ''нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц''. Практически такое же определение содержится в учебнике Гражданского процесса под редакцией В. А. Мусина, И. А. Гегиной, Д. М. ЧесотаГражданский процесс: Учебник. - М., 1997, с. 431: ''Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав''.

Другие авторы полагают, что нотариат представляет собой систему специальных нотариальных действий, а некоторые, что нотариат включает в себя отрасль законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и соответствующий учебный курс Ярков В. В. Нотариат в правовой системе России//Нотариус. 1997. №2 (4). С. 4.

Г. Б. Ремановский определяет нотариат следующим образом Ремановский Г.Б., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. - М., 2001, с. 9: ''Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством''.

В региональных законах, в отличие от федерального акта, который не включает в себя официальное понятие нотариата, предпринимаются попытки нормативно определить понятия нотариата,. Например, ст.2 Закона Республики Карелия “О нотариате” закрепляет, что ''нотариат в Республике Карелия - это система органов и должностных лиц, призванных обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путём правильного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление прав и обязанностей''.

Многие уч1ные рассматривают нотариат как ''институт'' предупредительного (превентивного) правосудия. Действительно, между нотариатом и правосудием есть немного общего. И это общее можно усмотреть в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях.

Цель одна и для правосудия, и для нотариата - это обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Говоря о принципах организации деятельности судей и нотариусов, можно найти несколько совпадений. Во-первых, и судья, и нотариус действуют от имени государства, только суд - носитель государственной власти, а нотариус - лишь представитель государства. Во-вторых, и нотариус, и судья должны быть независимы и от государства, и от участников процесса. Федеральных судей назначает президент страны, но отстранить судью от должности может только квалификационная коллегия судей. Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его воли можно только по судебному решению. В-третьих, ещё один принцип организации деятельности судьи и нотариуса - объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность. Что касается полномочий, то суть деятельности правосудия - это осуществление властных полномочий. Определённые властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства, хотя носителями государственной власти они не являются. Например, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Также нотариусы совершают исполнительные подписи, обеспечивают доказательства.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что нотариат может сыграть большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию и облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

В качестве примера, когда нотариусы способны снизить нагрузку на суды, В. Герасимов приводит установление факта наличия родственных отношений В. Герасимов Потенциал нотариата невостребован//Российская юстиция. 2000. №1, с.31. Этот вопрос часто возникает при оформлении наследственных прав и нередко сопровождается ситуацией, когда документа, подтверждающего наличие родственных отношений, наследники представить не могут. Сейчас в подобном случае нотариус обязан направить стороны в суд, который делает те же запросы, что уже направлялись нотариусом., и и в каждом счёте вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства. Нотариусы вполне могут сами осуществлять эту процедуру, тем более, что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показания.

''Законодательство ряда стран континентальной Европы и Америки допускает включение в нотариально удостоверенные соглашения о взаимных обязательствах сторон положений о возможности их немедленного исполнения'' В. Жуйков Нотариат ''разгружает'' суды//Российская юстиция. 2000. №3. С.31. То есть эти соглашения сами по себе являются исполнительными документами и принудительное исполнение по ним возможно без обращения в суд. А это значительно ускоряет, упрощает и увеличивает защиту прав кредиторов, то есть существенно повышает её эффективность, поскольку разбирательство дела в суде влечёт для кредиторов потери времени и денежных средств.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что использование возможностей нотариата позволило бы освободить суды от рассмотрения лишних дел, уменьшить огромную нагрузку на них.

Возможно, одной из причин невостребованности возможностей нотариата является низкая правовая культура, которая проявляется также и “в стремлении обойти закон в целях ''экономии'', которая зачастую оборачивается гораздо большими убытками” Там же (6). Если бы граждане осознавали целесообразность соблюдения требований законодательства, то это позволило бы в значительной степени стабилизировать гражданский оборот и снизить нагрузку на суды.

2.2 Публично-правовой характер нотариальной деятельности

''Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность действий участников гражданского оборота за счёт их самих, без каких -либо затрат со стороны государства'' В. Ярков Публично-правовой характер нотариальной деятельности//Российская юстиция. 1997. №6. С.31

Нотариальная деятельность, по организации, функциям, формам их реализации и характеру контроля, носит публично -правовой характер, что подтверждается следующим

В соответствии с ч.1 стю48 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с прокуратурой призван обеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан на юридическую помощь, в том числе бесплатную, путём совершения нотариусами действий (ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). В этом прежде всего проявляется публично-правовое значение института нотариата в современном обществе и сложившейся правовой системе России.

Условия предоставления правовой помощи нотариусами существенно отличается от той, которую оказывают адвокаты, частные юристы. Деятельность последних не связана такими жёсткими рамками процедурно-процессуального характера, как у нотариуса. Нотариальное удостоверение включает в себя достаточно большой круг юридических действий, осуществляемых в рамках нотариального производства по поводу совершения конкретного нотариального действия. Нотариальная деятельность по оказанию юридической помощи строится на едином стандарте нотариальной работы.

Нотариальные документы имеют относительно бесспорный характер, поскольку опровергнуть их содержание гораздо сложнее, чем иных сделок и действий, совершённых в простой письменной форме.

Нотариус беспристрастен и равной мере оказывает правовую помощь всем лицам, обратившимся к нему.

При осуществлении нотариальной деятельности нотариус независим.

Система нотариата самоорганизуется в рамках саморегулируемых публично-правовых организаций нотариальных палат. Вместе с тем нотариус получает полномочия на условиях, установленных государством, и от государственного органа.

В связи с тем, что число нотариусов ограничено и определяется управлением юстиции и нотариальной палатой, облегчается поиск соответствующей информации, содержащейся в нотариальных архивах.

В отличие от представителей других юридических специальностей нотариус по закону обязан иметь нотариальную контору, обеспечивающую беспрепятственный доступ к нему граждан и юридических лиц. Также нотариус должен из своих поступлений содержать и обрабатывать нотариальный архив. После оставления нотариусом должности архив передаётся другому нотариусу.

Развитая система нотариата снижает количество споров в сфере гражданского оборота, поскольку уже на стадии согласования условий и заключения сделки нотариус способствует выявлению истинной воли сторон, обеспечивает условия, чтобы юридическая неосведомлённость сторон не причинила им вред.

Нотариат - это часть правоохранительной системы, обеспечивает в современной России, прежде всего защиту прав на недвижимость и транспорт В. Жуйков Нотариат ''разгружает'' суды//Российская юстиция. 2000. №3. С.31.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.