p align="left">Кроме того, НКО должна предоставить сведения об учредителях в двух экземплярах. В соответствии с Приказом Минюста РФ от 25 марта 2003 г. № 68 "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации" Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 24. - С. 27. сведения об учредителях - физических лицах представляются на каждого учредителя на отдельном бланке, где указывается фамилия, имя, отчество учредителя, ИНН (при его наличии), дата рождения, данные документа, удостоверяющего личность учредителя, адрес его местожительства в Российской Федерации. Если учредитель - иностранное физическое лицо, указывается страна места его жительства и адрес. Сведения заверяются личной подписью учредителя - физического лица с указанием даты составления сведений и подписываются руководителем постоянно действующего руководящего органа НКО. Сведения об учредителях - юридических лицах представляются на каждого учредителя на отдельном бланке, где указывается полное наименование, сведения о регистрации учредителя - юридического лица, дата регистрации (регистрационный номер до 01.07.2002, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) после 01.07.2002), кем и когда выдано свидетельство о регистрации, адрес юридического лица в Российской Федерации, адрес учредителя - иностранного юридического лица и страна его регистрации. Сведения подписываются руководителем юридического лица. Отдельно подаются сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО. Если в наименовании НКО используется личное имя гражданина, символика, защищенная законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования - то документы, подтверждающие правомочия на их использование (например, договор с автором обозначения, используемого в качестве символики НКО, о передаче исключительных прав на использование данного обозначения). Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены. Согласно ст. 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 верность перевода с одного языка на другой свидетельствуется нотариусом, если нотариус владеет соответствующими языками. Если же нотариус не владеет соответствующими языками, то перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. В соответствии с Приказом Минюста РФ "Об утверждении Правил рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации" официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, 1961 года, если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел РФ. Официальные документы и акты, исходящие от организаций и учреждений иностранных государств - участников Гаагской конвенции 1961 года, если иное не предусмотрено договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами, принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации НКО без консульской легализации документов. В соответствии с Гаагской конвенцией на официальных документах, исходящих от организаций иностранных государств, проставляется специальный штамп - апостиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Официальные документы, исходящие из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью. Решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть принято только федеральным органом в сфере регистрации НКО. Территориальные органы не управомочены на принятие такого решения. В п. 6 устанавливаются дополнительные требования к документам, необходимым для государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации: они должны быть заверены уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации. Кроме того, должны быть представлены копии учредительных документов самой иностранной некоммерческой неправительственной организации, свидетельства о ее регистрации или иных правоустанавливающих документов. Уполномоченный орган или его территориальный орган проверяет документы, представленные для государственной регистрации НКО, на наличие оснований для отказа в государственной регистрации (см. ст. 23.1 комментируемого ФЗ). Если такие основания не установлены, регистрирующий орган не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов должен принять решение о государственной регистрации НКО. Данное решение, а также документы, которые в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц..." Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431. необходимы для внесения сведений о создании НКО в единый государственный реестр юридических лиц, направляются непосредственно в соответствующий орган Федеральной налоговой службы, который в свою очередь вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись в срок не более чем пять рабочих дней и сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации НКО, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи. Свидетельство о государственной регистрации НКО выдается органом, принявшим решение о государственной регистрации НКО. В соответствии с гражданским законодательством создание юридического лица предполагает формирование его обособленного имущества. Однако при создании некоммерческих организаций принцип формирования обособленного имущества не действует. Практика создания и дальнейшей деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации, особенно общественных объединений, показывает, что ни при создании, ни в ходе дальнейшей деятельности указанные организации не приобретают или имеют минимально необходимое для деятельности имущество. Причем имущественный фактор никоим образом не влияет на успешность деятельности некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих. Серьезным противоречием между нормами ГК РФ и специальными законами, регламентирующими порядок создания отдельных видов некоммерческих организаций. Так, ст. 51 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. При этом ст. 50 ГК РФ дает некоторую расшифровку понятия юридического лица применительно к некоммерческим организациям и порядку их создания: юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. - М., Юрайт. 2004. - С. 73.. В то же время ст. 3 ФЗ "Об общественных объединениях" не связывает факт создания общественного объединения как одного из видов некоммерческих организаций с процедурой регистрации в качестве юридического лица. Данная статья предусматривает, что создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном вышеуказанным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Таким образом, несмотря на общее правило, установленное гражданским законодательством, о том, что для создания и приобретения правоспособности юридическое лицо должно быть зарегистрировано, имеются исключения, характерные исключительно для некоторых видов некоммерческих организаций. При анализе современного законодательства немало различий можно найти в процедуре государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций. Положения ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" подчас не соответствуют общепринятым значениям государственной регистрации юридических лиц. Первое, что бросается в глаза, при сравнении ранее действовавшего и современного законов о регистрации, - это разделение единой процедуры государственной регистрации на общий порядок регистрации юридических лиц (регистрация всех коммерческих организаций) и специальный порядок регистрации юридических лиц (регистрация общественных объединений, средств массовой информации, кредитных и религиозных организаций и ряд других юридических лиц), закрепленное в ст. 10 Федерального закона № 129-ФЗ. Различия данных порядков можно свести к следующим особенностям. Во-первых, основанием такого деления служат особенности статуса юридических лиц, отнесенных к разным порядкам регистрации. Если юридические лица, регистрируемые в общем порядке, представляют собой обычные коммерческие организации, создаваемые для извлечения прибыли, то юридические лица, регистрируемые в специальном порядке, создаются для общественно- и государственно важных целей. Действительно, нельзя поставить на один уровень ценность и значимость, например, общества с ограниченной ответственностью и политической партии. Неоспоримо также и то, что правовому регулированию статуса некоммерческих организаций, в том числе регулированию их государственной регистрации, необходимо особое внимание. К примеру, основной целью создания политической партии служит завоевание политической власти общества путем выдвижения собственной идеологической программы. Сообразуясь с этой целью, партия: формирует общественное мнение; производит политическое образование и воспитание граждан; выражает мнение граждан по любым вопросам общественной жизни, доводит эти мнения до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвигает кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участвует в выборах в указанные органы и в их работе. Можно представить негативные общественные и социальные последствия государственной регистрации в качестве одного из видов некоммерческих организаций субъекта, представившего, например, ложные документы либо не выполнившего многочисленных требований законодательства к созданию некоммерческой организации. Таким образом, следует согласиться с концепцией законодателя по изменению порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, отличительного от государственной регистрации коммерческих организаций, что выражается, прежде всего, в более тщательной проверке представленных документов на их регистрацию. Во-вторых, проводится различие в органах, принимающих решение о регистрации юридических лиц. Если решение о регистрации некоммерческих организаций в качестве юридических лиц в рамках общего порядка принимают все те же органы Федеральной налоговой службы, являющиеся одновременно и регистрирующими органами (т.е. органами, осуществляющими государственную регистрацию), то в настоящее время решение о регистрации некоммерческих организаций в рамках специального порядка принимает специально уполномоченный орган, отличный от регистрирующего органа. К таким специально уполномоченным органам относятся органы Федеральной регистрационной службы РФ. В-третьих, в отличие от общего порядка государственной регистрации коммерческих организаций, специальный порядок регистрации некоммерческих организаций имеет иной срок регистрации. Основываясь на базовом принципе "одного окна", срок регистрации юридических лиц в рамках общего порядка сократился до пяти рабочих дней. Вместе с тем срок регистрации некоммерческих организаций в качестве юридических лиц в специальном порядке длится от 20 дней до 1 месяца (для общественных объединений). В-четвертых, ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в качестве оснований для отказа в регистрации юридического лица выделяет лишь количественные критерии, связанные с нарушением правил оформления представленных на регистрацию документов. Качественная же сторона (проверка достоверности представленных сведений) остается за рамками регистрации. Вместе с тем именно она (качественная сторона регистрации) и является осевой (центральной, сущностной) стороной государственной регистрации вообще и государственной регистрации юридических лиц. Существующий на сегодняшний день список оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц, регистрируемых в обычном порядке, нельзя никак назвать полноценным и тем более эффективным. Законом этот список необоснованно сужен. За его рамками находится масса ситуаций, в которых вполне оправданно и разумно было бы отказать юридическим лицам в государственной регистрации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|