реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Налоговые преступления в сфере экономической деятельности

реферат
алоговая декларация подается также по налогу на добычу полезных ископаемых (ст.345 НК РФ).

Понятие иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, в законе не определено. Перечень этих документов зависит от вида налога или сбора. Так, в соответствии со статьей ЗЗЗ7 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование объектами животного мира по лицензии, не позднее 10 дней с даты получения такой лицензии представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о полученных лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, есть тогда, когда лицо умышленно с целью неуплаты налогов (сборов) по истечении законодательно установленных сроков не подало декларацию или иные документы в соответствующий орган.

Включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любых не соответствующих действительности сведений, например о размерах доходов и налоговых вычетов или льгот, о наличии факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о наличии лицензии на природопользование и т.д. В отличие от прежней редакции статьи, закон ныне прямо устанавливает, что сведения должны быть заведомо ложными, а не искаженными. Такая терминология является более привычной и понятной в уголовном праве и подчеркивает наличие достаточных для криминализации деяния (криминалообразующих) признаков. Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006 .- № 2 .- С. 45-47.

Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является крупный размер уклонения. Его понятие дано в примечании к статье. Признание уклонения крупным зависит от наличия нескольких факторов:

временного - ее составляет сумма налогов и (или) сборов за период в пределах трех финансовых лет подряд;

количественного - сумма должна быть больше ста или трехсот тысяч рублей;

долевого - доля неуплаченных налогов и (или) сборов должна превышать 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Сочетание этих факторов позволяет выделить две разновидности крупного размера налогов и (или) сборов:

1) превышающая 300 тыс. рублей. Граница в 300 тыс. рублей безусловно свидетельствует о совершении лицом налогового преступления, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение (оно может быть и менее трех финансовых лет), и той доли, которую реально составляют эти 300 тыс. от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате;

2) превышающая 100 тыс. рублей. В этом случае, однако, необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Преступление окончено с момента фактической неуплаты налогов и (или) сборов за соответствующий налогооблагаемый период в срок, Установленный налоговым законодательством.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Неумышленное совершение ошибок при расчете ставки налога или Залоговой базы может быть наказано как налоговое правонарушение.

Субъектом выступает физическое лицо (гражданин России, лицо без гражданства, иностранный гражданин), имеющее облагаемый налогом доход и обязанное уплачивать с него налоги и (или) сборы.

В части 2 ст. 198 УК РФ предусмотрено ужесточение наказания за то же деяние, если оно совершено в особо крупном размере.

Уклонение лица от уплаты налога признается совершенным в особо крупном размере, если:

сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 500 тысяч рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов и (или) сборов, квалифицируются как соучастие в этом преступлении, т.е. по статье 33 и соответствующей части статьи 198 УК РФ. Если при этом они действовали из корыстной или иной личной заинтересованности, они привлекаются еще и за совершение должностных преступлений (ст.285, 290, 292 УК РФ).

2.2 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)

Нормативной базой к статье служат документы, указанные при анализе статьи 198 УК РФ.

Предметом преступления выступают:

1) налоги;

2) сборы. И те, и другие подлежат уплате организациями. Налоговое законодательство таким образом определяет понятие организации: юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России (ст.11 НК РФ).

Общее понятие налога дано в комментарии к статье 198 УК РФ-Предметом преступления по статье 199 УК РФ могут выступать, например:

федеральные налоги - на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.;

региональные налоги - на имущество организаций, на недвижимость, налог с продаж и др.;

местные налоги - земельный налог и др. Понятие сборов разъяснялось в статье 198 УК РФ.

Объективную сторону преступления составляет уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере.

Уголовно наказуемыми способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов закон альтернативно называет:

непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;

включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Ложные сведения могут содержаться в налоговых декларациях, которые подаются организациями, например, по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, бухгалтерских и иных документах.

Уклонение от уплаты налогов с организации наказуемо, если совершено в крупном размере и сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:

1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

500 тыс. рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

По смыслу закона, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога является крупной по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма - результат неуплаты нескольких различных налогов и (или) сборов.

Момент окончания преступления связывается с фактической неуплатой налогов и (или) сборов в определенный срок, установленный Налоговым законодательством. Для разных видов налогов он разный.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Действия предпринимаются виновным с целью неуплаты налогов. Субъект преступления - специальный. К уголовной ответственности могут быть привлечены руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие их обязанности.

Лица, организовавшие преступление, предусмотренное статьей 199 УК РФ, или руководившие этим преступлением, либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации-налогоплательщика или иных служащих этой организации, либо содействовавшие совершенному преступлению советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по статье 33 УК РФ и соответствующей части статьи 199 УК РФ.

В части 2 ст. 199 УК РФ предусмотрено два квалифицирующих признака совершения деяния: а) группой лиц по предварительному сговору;

6) в особо крупном размере.

Специфика группы лиц, действовавших по предварительному сговору, здесь связана с тем, что в группу должно входить как минимум два лица, наделенных признаками специального субъекта.

Уклонение от уплаты налогов с организации признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:

7,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило уклонение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

2,5 млн рублей. В этом случае необходимо, чтобы уклонение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

2.2.1 Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 1991 УК РФ)

Объективную
сторону преступления составляет неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере. Деяние совершается путем бездействия.

Обязанности налогового агента закреплены в статье 24 НК РФ-В уголовном порядке наказуемо неисполнение не всех обязанностей, а только обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов. Порядок перечисления удержанных налогов установлен налоговым законодательством; для налоговых агентов он 307 такой же, как и для налогоплательщика.

Обязательным признаком состава является крупный размер неперечисленных налогов и (или) сборов. Его понятие определено в примечании к статье 199 УК РФ. Неисполнение обязанностей налогового агента совершено в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:

1,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило неисполнение обязанностей налогового агента, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

500 тыс. рублей. В этом случае необходимо, чтобы неисполнение обязанностей налогового агента продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля неуплаченных в результате этого налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

Преступление окончено с момента неисполнения конкретной обязанности налогового агента - по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является личный интерес виновного в совершении преступления. В законе не раскрывается это понятие; оно может выражаться, например, в стремлении получить взаимную услугу, в корысти, в неприязни, в мести и т.д.

Субъект преступления - налоговый агент, под которым понимают лиц, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и (или) сборов (ст.24 НК РФ).

В части 2 ст. 1991 УК РФ предусмотрен квалифицирующий признак - совершение деяния в особо крупном размере. Он имеет место, если сумма неуплаченных налогов и (или) сборов превышает:

7,5 млн рублей, вне зависимости от времени, в течение которого происходило неисполнение, и той доли, которую реально составляет эта сумма от всей суммы налогов и (или) сборов, подлежащих уплате; или

2,5 млн рублей. В этом случае необходимо, чтобы неисполнение продолжалось подряд в течение трех финансовых лет и доля He-Уплаченных налогов и (или) сборов превышала 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов. Бобырев В. В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2007 .- №10 .- С. 90-94.

2.2.2 Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (или) сборов (ст. 1992 УК РФ)

Предметом
преступления выступают:

1) денежные средства;

2) имущество организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам.

Под недоимкой налоговое законодательство понимает сумму налога или сумму сбора, не уплаченную в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Объективную сторону преступления составляет сокрытие указанных денежных средств или имущества, совершенное в крупном размере.

Под сокрытием предмета преступления следует понимать его утаивание различными способами с целью избежать выплат по недоимкам, по налогам и (или) сборам. Виновный может, например, подделывать с этой целью бухгалтерские или иные документы (что в ряде случаев требует дополнительной квалификации); или передавать имущество во временное пользование другим лицам (организациям), спрятать его вне пределов офиса или места жительства и т.д.

Сокрытие наказуемо, если совершено в крупном размере. Понятие крупного размера дано в примечании к статье 169 УК РФ; он должен превышать 250 тыс. рублей.

Преступление окончено, если денежные средства или имущества сокрыто в крупном размере.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - собственник или руководитель организации либо иное лицо, выполняющее управленческие функции этой организации, или индивидуальный предприниматель. Клепицкий И. А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 48.

Заключение

Российская Федерация в настоящее время переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.

Анализ судебной практики по делам о налоговых и связанных с ними иных экономических преступлениях свидетельствует о наличии множества проблемных вопросов, вызванных, в первую очередь, несовершенством действующего законодательства. Отсутствие достаточно эффективной законодательной базы для выполнения возложенных обязанностей по борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями негативно влияет на результативность работы Правоохранительных и контролирующих.

Комплексный подход в борьбе с налоговой преступностью должен включать ряд неотложных организационно-правовых мероприятий, поскольку, как показывает анализ правоприменительной практики, недобросовестные налогоплательщики с низким правосознанием, из чисто корыстных побуждений с целью наживы умышленно используют "пробелы" в законодательстве, уходя от налогообложения и формируя "теневую" экономику, создают почву для организованной преступности и коррупции.

Совершенствование нормативно-правового законодательства в области борьбы с организованной экономической преступностью позволит правоохранительным, налоговым органам, органам валютного и экспортного контроля целенаправленно и эффективно проводить мероприятия по пополнению доходной части федерального бюджета, укрепить Казну РФ и стабилизировать экономическую и национальную безопасность Российской Федерации.

Отмеченные сложности и потребность правоприменительной практики в обобщенной методологии по выявлению, раскрытию и расследованию налоговых преступлений и правонарушений требует, соответственно, новых конструктивных идей и подходов в разработке уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристики налоговых и связанных с ними иных экономических преступлений.

В целях повышения эффективности раскрытия налоговых и иных экономических преступлений необходимо на федеральном уровне осуществить ряд организационных мероприятий, предусматривающих разработку частных методик расследования по новым составам экономических преступлений в УК РФ, которые бы унифицировали специальные познания в борьбе с экономической преступностью.

Библиография

Нормативные акты:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 09.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 17.11.2009) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст.2954.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 19.07.2009) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. -Ст.3824.

Литература общего содержания:

3. Бобырев В.В. Налоговые преступления, квалифицируемые статьями 199-1 и 199-2 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и экономика. - 2007. - №10. - С.90-94.

4. Григорьев В. Предмет налоговых преступлений // Уголовное право. - 2004. - №1. - С.18-19.

5. Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления // Закон и право. - 2007. - № 12. - С.102.

6. Ефимичев П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российского права. - 2008. - №8. - С.84-90.

7. Клепицкий И.А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. Учебное пособие. - М.: Издательство "Щит-М", 2005.

9. Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними / Под ред. А.Й. Долговой. - М., 2005.

10. Полянский Н.Н. Фальшивая водка // Уголовное право. - 1998. - № 1. - С.157.

11. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее / Под ред. А.И. Долговой. - М., 2004.

12. Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006. - № 2. - С.45-47.

13. Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007.

14. Яцеленко Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. - М.: Институт международного права и экономики. Издательство "Триада. Лтд", 1996.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.