реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы и пути их решения

реферат
акая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.

Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый со-циальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджет-ную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюд-жетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной влас-ти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренно-го НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для пред-приятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости на-логовой системы.

Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существо-вало не всегда.

До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязатель-ные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды нало-гов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех ви-дов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как от-крытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.

Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый пере-чень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.

Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период - этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество регио-нальных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.

Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень уста-новлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодатель-ной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств.

Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в дей-ствие законами субъектов Федерации и являются обязательными к упла-те на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в дей-ствие региональные налоги, представительные (законодательные) ор-ганы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные эле-менты региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципаль-ных образований.

Российская система налогообложения в части соотношения косвен-ного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фис-кальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные нало-ги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора до-ходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости пря-мых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных нало-гов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собирае-мость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления кос-венных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого на-логообложения.

На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д.[3;6] Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения. (см. прил. 1)

Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе стра-ны следует судить в основном не с позиции количества соответствую-щих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений.

На сегодняшний день российскую налоговую систему можно класси-фицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.

2.2 Механизм управления налоговой системой РФ

Для повышения конкурен-тоспособности налоговой системы законода-тельство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.

Налоговое администрирование - относи-тельно новый термин с точки зрения рос-сийской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широко-го, как управление налоговой системой и на-логообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.

Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно опре-деляется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организа-циями и физическими лицами, т. е., по сути, в это понятие вкла-дывают содержание старого термина -- «налоговый контроль».[14,с. 33]

В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администри-рование» и «управление налоговой системой». Понятие «налого-вое администрирование» позволяет определить его как управле-ние в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в усло-виях рыночной экономики.

Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения нало-говых правоотношений.

Необходимо выделение проблематики, связанной с управле-нием налогообложением, а также формированием методологи-ческих и методических основ этого процесса в виде единого це-лостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разоб-щенности, разноведомственности органов власти, занимающих-ся управлением налоговыми процессами, возникают противоре-чия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообло-жения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и дол-говременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

Налоговое администрирование -- это деятельность уполномо-ченных органов власти и управления, направленная на исполне-ние законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффек-тивного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

Таким образом, налоговое администрирование -- это опреде-ляющая часть управления налоговой системы, внутренний фак-тор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Те-кущий и последующий мониторинг позволяет принимать управ-ленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.

Налоговое администрирование основывается на фундамен-тальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и миро-вой практикой.[1, с.5] Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма за-данное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и полити-ке. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

Проблемы российской административной системы заключа-ются в отсутствии надежных контактов с гражданами и органи-зациями, в недоверии граждан к государственной службе и ин-ституту государства. Поэтому в управлении налоговыми процес-сами должны участвовать не только специализированные орга-ны. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Обществен-ная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторс-кие, адвокатские и консультационно-юридические службы.

Более широкое определение налогового администрирования -- это приведение процесса взимания налогов и возникающих от-ношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися произво-дственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение -- это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение зако-нодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки пра-вил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень ин-формации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответ-ственность за налоговые нарушения -- все, что сосредоточено вокруг налогов.

Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое админист-рирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.

Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое ад-министрирование как постоянный процесс управления налого-обложением. Поскольку общество в зависимости от уровня свое-го экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с измене-нием законодательных форм.

В последнее время говорят о добросовестном налогоплатель-щике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это оз-начает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инс-пекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается и административное давление в новых налоговых за-конопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучит некорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчужде-ния и безвозмездно.

Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в об-ласти налоговой политики. Поэтому улучшение налогового адми-нистрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, спе-циализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотноше-ния с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в ма-лом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться про-цесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы.

Сложившаяся система налогового администрирования, на-правленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о на-логовых проверках сохраняет возможность фактически превра-щать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четко-го механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной сос-тавляющей налогового администрирования выступает налого-вый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложе-ния.

Так же налоговое администрирование, прежде все-го, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы на-логовое администрирование строилось исклю-чительно на нормах закона.

Сегодня большое значение имеет пропи-сывание процедур проведения налоговых про-верок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администриро-вание фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответ-ственно не оспорены и не проверены.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.