|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Налоговая система РФ: сущность, принципы, проблемы и пути их решения
|
|
|
акая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.Особое место в российской налоговой системе занимает единый со-циальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджет-ную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюд-жетные социальные фонды.При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной влас-ти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренно-го НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для пред-приятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости на-логовой системы.Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существо-вало не всегда.До введения НК РФ в российской налоговой системе существовало деление региональных и местных налогов на обязательные и необязатель-ные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды нало-гов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Особенно характерно это было для местных налогов. Согласно Закону РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» из установленных двадцати трех ви-дов местных налогов двадцать видов были необязательными. Как от-крытый перечень налогов, так и установление необязательных налогов размывали единую налоговую систему страны, разрушали важнейшие принципы ее построения.Введение в НК РФ положения, устанавливающего закрытый пере-чень региональных и местных налогов, имеет принципиальное значение.Так как в истории российской налоговой системы был четырехлетний период - этап неустойчивого налогообложения, когда органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество регио-нальных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК РФ в России насчитывалось более сотни наименований и видов налогов.Вместе с тем в части федеральных налогов их перечень уста-новлен в НК РФ, может изменяться только решением федеральной законодатель-ной власти. С момента принятия и вступления в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ были отменены такие «экзотические» налоги, как сбор за пограничное оформление, налог на отдельные виды транспортных средств. Федеральные налоги в Российской Федерации установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в дей-ствие законами субъектов Федерации и являются обязательными к упла-те на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в дей-ствие региональные налоги, представительные (законодательные) ор-ганы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные эле-менты региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами муниципаль-ных образований.Российская система налогообложения в части соотношения косвен-ного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фис-кальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные нало-ги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора до-ходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости пря-мых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных нало-гов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собирае-мость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления кос-венных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого на-логообложения.На сегодняшний день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов распределились следующим образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д.[3;6] Треть бюджета формируется за счет косвенного налогообложения. (см. прил. 1)Исключительные особенности имеет российская налоговая система в части классификации налогов по субъекту уплаты. Вместе с тем о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе стра-ны следует судить в основном не с позиции количества соответствую-щих видов налогов, а с качественной стороны - их доли в общей сумме налоговых поступлений. На сегодняшний день российскую налоговую систему можно класси-фицировать как умеренно фискальную, прямую, централизованную, нейтральную.2.2 Механизм управления налоговой системой РФДля повышения конкурен-тоспособности налоговой системы законода-тельство о налогах и сборах должно более активно реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.Налоговое администрирование - относи-тельно новый термин с точки зрения рос-сийской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широко-го, как управление налоговой системой и на-логообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно опре-деляется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организа-циями и физическими лицами, т. е., по сути, в это понятие вкла-дывают содержание старого термина -- «налоговый контроль».[14,с. 33]В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администри-рование» и «управление налоговой системой». Понятие «налого-вое администрирование» позволяет определить его как управле-ние в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в усло-виях рыночной экономики.Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения нало-говых правоотношений.Необходимо выделение проблематики, связанной с управле-нием налогообложением, а также формированием методологи-ческих и методических основ этого процесса в виде единого це-лостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разоб-щенности, разноведомственности органов власти, занимающих-ся управлением налоговыми процессами, возникают противоре-чия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообло-жения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и дол-говременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.Налоговое администрирование -- это деятельность уполномо-ченных органов власти и управления, направленная на исполне-ние законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффек-тивного функционирования налоговой системы и налогового контроля.Таким образом, налоговое администрирование -- это опреде-ляющая часть управления налоговой системы, внутренний фак-тор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Те-кущий и последующий мониторинг позволяет принимать управ-ленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.Налоговое администрирование основывается на фундамен-тальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и миро-вой практикой.[1, с.5] Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма за-данное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и полити-ке. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.Проблемы российской административной системы заключа-ются в отсутствии надежных контактов с гражданами и органи-зациями, в недоверии граждан к государственной службе и ин-ституту государства. Поэтому в управлении налоговыми процес-сами должны участвовать не только специализированные орга-ны. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Обществен-ная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».На налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторс-кие, адвокатские и консультационно-юридические службы.Более широкое определение налогового администрирования -- это приведение процесса взимания налогов и возникающих от-ношений и связей между представителями налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися произво-дственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение -- это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение зако-нодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки пра-вил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень ин-формации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответ-ственность за налоговые нарушения -- все, что сосредоточено вокруг налогов.Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое админист-рирование как часть управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое ад-министрирование как постоянный процесс управления налого-обложением. Поскольку общество в зависимости от уровня свое-го экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с измене-нием законодательных форм.В последнее время говорят о добросовестном налогоплатель-щике, имея в виду налоговые отношения. Следовательно, это оз-начает, что можно говорить и о добросовестном налоговом инс-пекторе. Но мы понимаем, что коррупционная составляющая повышается и административное давление в новых налоговых за-конопроектах увеличивается. Призыв к добросовестности звучит некорректно в условиях, когда налог взимается в форме отчужде-ния и безвозмездно.Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в об-ласти налоговой политики. Поэтому улучшение налогового адми-нистрирования будет происходить по нескольким направлениям, прежде всего это улучшение работы самих налоговых органов. Следует создать оптимальные структуры налоговых органов, спе-циализированные налоговые инспекции, а также необходимо, чтобы налоговые органы качественно изменили взаимоотноше-ния с налогоплательщиками. Для этого нужно более рационально организовать работу налоговых инспекций, свести к минимуму временные затраты налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовке и сдаче налоговой отчетности, особенно в ма-лом предпринимательстве. Как следствие, должен начаться про-цесс снижения издержек налогоплательщиков и государства на обеспечение функционирования налоговой системы.Сложившаяся система налогового администрирования, на-правленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о на-логовых проверках сохраняет возможность фактически превра-щать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четко-го механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной сос-тавляющей налогового администрирования выступает налого-вый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложе-ния.Так же налоговое администрирование, прежде все-го, должно быть эффективно. Это значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными). Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы на-логовое администрирование строилось исклю-чительно на нормах закона.Сегодня большое значение имеет пропи-сывание процедур проведения налоговых про-верок непосредственно в Налоговом кодексе. Недопустимо, что налоговое администриро-вание фактически превращается в отдельный вид бизнеса, причем фактически теневой. Тем более опасно, когда в средства массовой информации попадают сведения о результатах проведенных проверок, которые даже еще не предъявлены налогоплательщику, а соответ-ственно не оспорены и не проверены.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|