p align="left"> Гербовый налог взимается в форме продажи государством специальной гербовой бумаги или гербовых марок, требуемых по закону для надлежащего оформления различных коммерческих документов (долговых обязательств, квитанций, чеков, счетов-фактур, по которым не взимается налог на добавленную стоимость; частных контрактов и письменных соглашений). Все нотариальные операции в обязательном порядке облагаются гербовым сбором. Размер гербового налога дифференцирован по видам документов, а внутри отдельных видов (например, долговые расписки) зависит от суммы сделки. По упомянутым долговым распискам с каждой 1000 лир взимается налог от 5 до 8 лир. Цена фирменных бланков колеблется от 400 до 1500 лир за один лист. Регистрационный налог выплачивается в тех случаях, когда совершаемая сделка или акт должны быть зарегистрированы государством в соответствующих книгах. По закону регистрация необходима при переходе прав собственности (суда, наземные средства передвижения, патенты и некоторые другие). Кроме того, регистрируются все контракты, связанные с лизингом, займами, доверенности, дарственные, судебные решения и предписания. 4. Налоговая система Канады Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях[6, с. 19]: * федеральном (48% государственных доходов); * провинциальном (42% государственных доходов); * местном (10% государственных доходов). Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 2004--2006 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования. Налоговые источники доходов провинций складываются из: подоходного налога с населения; налога с продаж; налога на прибыли корпораций; акцизов; налогов в фонды социального страхования; налогов на дарения; рентных платежей; различных регистрационных и лицензионных сборов. Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство. В стране сложилась четкая система налогового регулирования: Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение -- прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд. Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта -- налог на прибыль. Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения). Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 2007 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов. В соответствии с реформой 2007 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе -- свои местные ставки подоходного налога, (см. Таблица 1 и Таблица 2). Таблица 1. Ставки федерального подоходного налога |
Доход, тыс. долл. | Максимальная федеральная ставка, % | | 0 -29590 | 17 | | 29590 -59180 | 26 | | более 59180 | 29 | | |
Таблица 2. Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в регионах |
Провинция, территория | Основная ставка, % | Основная федерально-провинциальная ставка, % | | Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда | 21,0* 19,0** 19,0 | 52,3 50,3 50,3 | | Нью-Брансуик | 20,1 | 51,4 | | Квебек | 21,6 | 52,9 | | Онтарио | 21,6 | 52,9 | | Манитоба | 19,1 | 50,4 | | Саскачеван | 20,6 | 51,9 | | Альберта | 14,8 | 46,1 | | Брит. Колумбия | 22,9 | 54,2 | | Юкон | 15,3 | 46,6 | | Северо-западные территории | 13,0 | 44,4 | | |
* Ставка составляет 69% от основной федеральной. В Ньюфаундленде существует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы. ** Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С 1 июля 2007 г. ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В настоящее время с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере 10%. В остальных регионах существуют свои особенности применения различных ставок для различных сумм дохода. Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита. Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен). Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально - провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%. Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям. Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка -- 28% (для компаний обрабатывающей промышленности -- 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в Таблица 3.
Таблица 3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах |
Провинция, территория | Основная ставка, % | Основная федерально-провинциальная ставка, % | | Ньюфаундленд | 14,0* | 43,12 | | Новая Шотландия | 16,0" | 45,12 | | о. Принца Эдуарда | 15,0 | 44,12 | | Нью-Брансуик | 17,0 | 46,12 | | Квебек (от вида де-ти) | 8,9-16,25 | 38,02-45,37 | | Онтарио | 15,5 | 44,62 | | Манитоба | 17,0 | 46,12 | | Саскачсван | 17,0 | 46,12 | | Альберта | 15,5 | 44,62 | | Брит. Колумбия | 16,5 | 45,62 | | Юкон | 15,0 | 44,12 | | Северо-западные тер-ии | 14,0 | 43,12 | | |
* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000. ** С 1 июля 2003 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической отраслях. Основные налоговые льготыОсновные налоговые льготы для корпораций включают:инвестиционный налоговый кредит;налоговый кредит на расходы НИОКР;ускоренные нормы амортизации;льготные условия налогообложения стоимости активов;скидки на истощение недр и др.Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 2007 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов -- 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% -- для обрабатывающего сектора в отдельных районах. Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей. Цель одной из них -- привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям. Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности -- услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка -- 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране. В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|