p align="left">Эта статья ставит своей задачей дать исчерпывающий перечень принципов и направлений налоговой системы, поскольку они содержатся и в других нормах Налогового кодекса. Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели. К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений. К нефискальным целям можно отнести более широкий спектр приемов государственного управления через механизм налогообложения. Это - дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др. Принципиальные основы налоговой политики, изложенные в комментируемой статье, прямо влияют на понимание основных начал российского налогового законодательства и права. Налоговое право России является частью российского финансового права, поскольку регулирует только часть государственных доходов, а именно налоговые доходы. Оно не распространяется на другие государственные доходы и распределение финансовых средств. Конституционный институт общих принципов налогообложения и сборов нашел определенное отражение в ст.3 Налогового кодекса. В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «и" ч.1 ст.72); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (ч.3 ст.75). Статья 5 Протокола к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга предоставляет субъектам Федерации право до принятия соответствующих федеральных законов осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. В силу ч.2 ст.76 Конституции РФ законы субъектов РФ по этому предмету совместного ведения должны приниматься в соответствии с федеральным законом об общих принципах налогообложения и сборов. Однако и при отсутствии такого закона признание за субъектами РФ права осуществлять опережающее правовое регулирование по предметам совместного ведения не давало бы им автоматически полномочий по решению в полном объеме вопросов, которые касаются данных принципов в части, имеющей универсальное значение как для законодателя в субъектах РФ, так и для федерального законодателя и в силу этого подлежащей регулированию федеральным законом. Такой вывод следует из ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которой в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятыми по предмету совместного ведения, действует федеральный закон. Принципы налогообложения и сборов в части, непосредственно предопределяемой положениями Конституции РФ, в соответствии с п. «а" ст.71 находятся в ведении Российской Федерации. К ним относятся: обеспечение единой финансовой политики, включающей в себя и единую налоговую политику; единство налоговой системы; равное налоговое бремя и установление налоговых изъятий только на основании закона. Принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции РФ, прежде всего в ее п. «б" ч.1 ст.114, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Эти положения развивают один из основных принципов конституционного строя Российской Федерации - принцип единства экономического пространства (ч.1 ст.8 Конституции РФ), означающий в том числе, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч.1 ст.74 Конституции), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч.2 ст.74 Конституции).[2, с. 11 Становление и развитие отечественной налоговой системы можно разделить на два: до принятия части первой НК РФ (1992-1998гг.) и после введения его в действие (с 1999г). Первый период характеризуется значительной нестабильностью и неурегулированностью налоговой системы, большим объемом подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, снижением всех основных социально-экономических показателей, практически постоянным ростом налоговой нагрузки, жесткой ответственностью налогоплательщиков за на-рушение налогового законодательства, налоговой де-централизацией по введению большого числа региональ-ных и местных налогов, не предусмотренных Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», необосно-ванным созданием на территории страны регионов с льготным налогообложением, крайне низким уровнем налоговой дисциплины. В структуре налогов ведущее место занимали налоги с организаций при незначитель-ной доли личного подоходного налога, с традицион-ным, исключительно фискальным преобладанием кос-венных налогов над прямыми, что в условиях сложив-шейся социально-экономической ситуации в России свидетельствовало о пассивной роли государства в осу-ществлении экономических преобразований. При существенных значительных показателях кос-венного налогообложения, можно с уверенностью ска-зать, что российская налоговая политика 90-х годов XX века носила, прежде всего, фискальный характер. Со-зидательный аспект налогообложения фактически от-сутствовал. Это приводило к серьезным перекосам в ин-вестиционной деятельности, оттоку капиталов из от-раслей промышленного и сельскохозяйственного про-изводства в сферу спекулятивных «коротких денег», в теневую экономику, создавало предпосылки для раз-вития криминального бизнеса и массового уклонения от налогообложения. Чрезмерное многообразие подза-конных актов методико-нормативного характера буквально запутывало законопослушного налогоплатель-щика, а недобросовестному позволяло обнаружить «пра-вомерную» лазейку для уклонения от уплаты налогов. С сожалением следует отметить, что становление современной российской налоговой системы сопровож-далось значительным ростом числа налоговых правона-рушений. По оценкам специалистов, в результате неис-полнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно недополучало от 30 до 40% бюд-жетных средств. Уклонение от уплаты налогов получило широкое распространение и являлось главной причи-ной непоступления налогов в государственную казну. О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют: значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения: очевидная разница между расходами на потребление от-дельных граждан и декларируемыми ими доходами; ста-бильный рост объема денежной наличности, находящей-ся во внебанковском обороте: снижение собираемости налогов, отмечающееся даже в период сезонного роста поступлений налогов в бюджет: увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетной недоимки. Преодолев финансовый кризис конца 1998г. в России наметился рост объемов ВВП, замедлились темпы инфляции, впервые были перевыполнены бюджетные назначения. Но самые кардинальные изменения в отечественной налоговой системе произошли с постепен-ной кодификацией налогового законодательства и с введением в действие с 1 января 1999г. части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующего все стадии налоговых право-отношений. Во-первых, было законодательно установлены осо-бые требования, предъявляемые к актам законодатель-ства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти излают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о нало-гах и сборах случаях. В связи с этим приказы, инструк-ции и методические указания органов исполнительной власти по вопросам налогообложения не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и обязатель-ны только для своих соответствующих подразделений. Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российс-кой Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на фе-деральном уровне основных элементов налогообложе-ния по региональным и местным налогам, что призва-но оградить хозяйствующих субъектов от необоснован-ного повышения налоговой нагрузки. С другой сторо-ны, региональные и местные власти могут самостоя-тельно устанавливать по региональным и местным на-логам отдельные элементы налогообложения для про-ведения собственной налоговой политики. Эти положе-ния НК РФ призваны гарантировать стабильность ус-ловий предпринимательской деятельности. В-третьих, достаточно подробно были прописаны общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, регламентирован процесс налогового администрирова-ния -- комплекса форм и методов осуществления нало-гового контроля, предусмотрен закрытый перечень ви-дов налоговых правонарушений, в целом, с учетом тре-бований соразмерности и справедливости, значительно снижены размеры налоговых санкций по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».[7, с. 19] Полнота правового регулирования налоговых отно-шений обеспечивалась по мере введения в действие, начиная с 1 января 2001 г., и полном объеме глав части второй НК РФ. Все последующие изменения -- отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации това-ров, снижение налогообложения фонда оплаты труда, установление единой ставки налога на доходы физи-ческих лиц, введение регрессивной шкалы обложения ЕСН, снижение ставки по налогу на прибыль органи-заций -- были направлены, прежде всего, на то, чтобы отечественная налоговая система стала более справед-ливой и нейтральной по отношению к различным кате-гориям налогоплательщиков. И конечно же эти изме-нения должны были способствовать снижению уклоне-ния от налогообложения. Таким образом в настоящее время в РФ в целом существует более менее оптимальная структура налогов, действия государства направлены на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и минимизации возможного ухода от налогов. Заключение Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие основные требования : - налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции; - налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков; - налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели; - порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика; - обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер. Этими основными принципами необходимо руководствоваться и нам при создании новой налоговой системы России. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и своевременного состояния российской экономики. Список литературы 1. Глубокова Н.Ю., Сычева Е.И., Шувалова Е.Б. Налоговое право. - М, 2006. - 337 с. 2. Глухов В.В. Налоги - теория и практика: Учебник. - СПб.: Специальная литература, 2006. - 356 с. 3. Горский И.В. О признаках налога в налоговом кодексе Российской Федерации // Финансы. - 2004. - №9. 4. Дадашева А.З. , Черника Д.Г. Налоговая система России//Учеб. пособие. - М.: АКДИ Экономика и жизнь, 2004. - 478 с. 5. Землин А.И. Налоговое право. - М, 2005. - 339 с. 6. Ильин А.В. Российская налоговая система на рубеже XXI века. //Финансы. - 2004. - №4. 7. Ильин А.Е. Налоговый механизм государственного регулирования доходов. // Финансы. - 2005. - №3. 8. Князев В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. - М.: Закон и право, 2007. - 444 с. 9. Корский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы. // Финансы. -2004. - №2. 10. Масленикова А.А. Налог на добавленную стоимость. Правовая и экономическая сущность. // Финансы. - 2005. - №1. 11. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира: Учебник. - М.: Правовая культура, 2005. - 290 с. 12. Налоговый кодекс РФ, части I, II. - М.: выпуск 15/2002. - 512 с. 13. Пансков В. “Близка ли к завершению налоговая реформа”. // РЭЖ. - 2004. - №3. 14. Черник Д.Г., Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: «ИНФРА - М», 2006. - 415 с. 15. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, - 2005. - 294 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|