p align="left">В канцелярии (секретариате) проверяемого органа должны изучаться данные следующих документов: журнала учета входящей корреспонденции; журнал учета исходящей корреспонденции; книги рапортов дежурных; алфавитного журнала регистрации жалоб и заявлений граждан; журнала учета выездов на места происшествий оперативно-технических групп и применения служебно-розыскных собак; нарядов переписки с учреждениями и организациями; журналов учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; материалов о мелком хулиганстве (в ОВД), рассмотренных начальником ОВД и его заместителями; нарядов списания материалов по рапортам оперативных работников; материалов Государственной пожарной инспекции о пожарах и загораниях; журналов приема граждан руководителями. Следует иметь в виду, что заявления и сообщения о преступлениях и о происшествиях, поступившие в канцелярию этих органов по почте, телеграфу и другим видом срочной связи регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции и докладываются начальнику соответствующего подразделения, который дает письменное указание о регистрации сообщений в дежурной части и принимает решение о порядке его проверки. Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации дежурной части категорически запрещается. Целесообразно также проверять и деловые папки участковых инспекторов милиции на предмет наличия незарегистрированных и укрытых от учета заявлений и сообщений о преступлениях. При осуществлении проверок законности и обоснованности приема, регистрации, рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях прокурору необходимо иметь в виду реальную возможность наличия таких распространенных нарушений закона как: -отказ заявителю в приеме и регистрации заявления или сообщения о преступлении; -необоснованное возвращение заявления, сообщения о преступлении заявителю в связи с его "неправильным" оформлением, либо в целях получения дополнительной информации о преступлении, -нарушение установленного порядка регистрации, в том числе, несвоевременная регистрация заявления или сообщения о преступлении, -необоснованное направление заявлений, сообщений в другие органы, либо необоснованное не направление заявлений, сообщений по принадлежности, -необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела; -списание заявления, сообщения о преступлении без принятия процессуального решения по рапорту в наряды, -избирательная регистрация заявлений и сообщений о конкретных преступлениях (сокрытие неочевидных, трудно раскрываемых преступлений), -регистрация заявлений, сообщений только о тех преступлениях, по которым лица, их совершившие, установлены; -нерегистрация преступлений по выделяемым в отдельное производство уголовным делам; -нерегистрация заявлений, сообщений о преступлениях, полученных в ходе расследования уголовных дел, -умышленная нерегистрация в течение длительного времени заявления, сообщения о преступлении, при поступлении повторных заявлений по тому же факту - принятие процессуального решения по всем заявлениям, -нерегистрация заявления об очевидном преступлении, впоследствии, в связи с жалобами или по иным обстоятельствам возбуждение уголовного дела и его прекращение, -необоснованное направление в конце отчетного периода заявления, сообщения о преступлении в другой орган; при возвращении спустя определенное время включение его в отчетность в последующем отчетном периоде, -отсутствие соответствующих записей в регистрационных учетах при наличии материала об отказе в возбуждении уголовного дела, -приобщение заявления, сообщения о новом преступлении к ранее возбужденному уголовному делу без принятия необходимого процессуального решения, -регистрация нескольких заявлений, сообщений о "самостоятельных" преступлениях, в действительности являющихся эпизодами продолжаемого преступления, -нерегистрация, уничтожение, нахождение без движения заявлений, сообщений о преступлениях, полученных оперативными работниками «в оперативных целях» и др. При проверках законности решений об отказе в возбуждении уголовных дел необходимо критически оценивать выводы об отсутствии события и состава преступления, особенно по признакам малозначительности содеянного, в необходимых случаях приглашать заявителей для выяснения обстоятельств происшедшего. Придавая особое значение принятию законных и обоснованных решений при рассмотрении сообщений о преступлениях, Генеральный прокурор РФ и Министр МВД РФ в совместном приказе от 12 сентября 2006 года «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях» Документ опубликован не был потребовали от руководителей подразделений МВД в течение 24 часов с момента вынесения и утверждения руководителем органа дознания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с материалами проверки в течение 24 часов с момента его вынесения, о чем делать записи в журнале учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (приложение N 6 к Приказу МВД России от 01.12.2005 N 985 "Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях"). Прокурорам же обеспечить рассмотрение материалов об отказе в возбуждении уголовного дела не позднее 24 часов с момента поступления их в прокуратуру, в случае согласия с принятым решением прокурору или его заместителю утверждать своей подписью постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор должен отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело либо возвратить материалы для дополнительной проверки. Проверка прокурором законности и обоснованности постановления об отказе в возбуждении уголовного дела осуществляется также в процессе рассмотрения им жалоб на действия и решения дознавателей и следователей. Прокурор обязан не только проверять соблюдение органами внутренних дел по-рядка приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принимать соответствующие меры по установ-лению этих нарушений. Материальным выражением прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона являются соответствующие акты прокурорского надзора, представляющие собой исходящие от прокурора требования и принятые им решения, предусмотренные УПК, оформленные, по общему правилу, в надлежащей письменной форме. В стадии возбуждения уголовного дела, по смыслу ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» Собрание законодательства РФ. -1995.- № 47.- Ст. 4472., отдельными нормами УПК РФ, основными актами прокурорского реагирования являются: -постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и о возбуждении уголовного дела; -постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и возвращении материалов для дополнительной проверки; -постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела; -постановление о возвращении материалов для дополнительной проверки в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ; -постановление о возбуждении уголовного дела (применяется в случаях, когда в материале проверки, процессуального решения, по которому не принято, имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления либо при наличии в действиях виновных должностных лиц поднадзорного органа признаков преступления); -представление об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также решении вопроса об ответственности виновных в нарушении закона должностных лиц поднадзорного органа в дисциплинарном порядке; -предостережение о недопустимости нарушения закона (применяется при наличии сведений о готовящемся нарушении закона должностным лицом поднадзорного органа); Другими актами прокурорского реагирования являются: -указание о проведении конкретных проверочных действий по заявлению (сообщению) о преступлении (применяется до принятия процессуального решения поднадзорным органом); -указание о возбуждении уголовного дела по заявлению (сообщению) о преступлении; -указание о регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления, проведении по нему проверки (применяется при обнаружении в ходе прокурорской проверки незарегистрированного заявления о преступлениях); -требование о проведении поднадзорным органом служебного расследования с целью установления обстоятельств нарушения закона в стадии возбуждения уголовного дела и виновных в его нарушении должностных лиц. Иными документами, имеющими смысловое содержание, подобное прокурорскому реагированию, и составляемыми прокурором в указанной стадии уголовного процесса могут быть: -повестка о вызове должностного лица поднадзорного органа для объяснений по поводу нарушений закона в стадии возбуждения уголовного дела; -сопроводительное письмо о направлении заявления (сообщения) по подследственности (подсудности) (применяется без решения вопроса о возбуждении уголовного дела); -акт проверки исполнения требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (в части предложений прокурора по принятию организационных и иных мер для улучшения качества учетно-регистрационной работы). По фактам обнаружения при сверках, расхождений, фактов укрытий преступлений от регистрации и другие нарушения законности, прокурор должен направлять представление в адрес начальника органа внутренних дел, с требованием устранить нарушения законности и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. Если в ходе проверки, по фактам нарушения законности, усматривается состав должностного преступления, прокурором выносится постановление о возбуждении уголовного дела. Задача. 5 октября 2006г. В 10 часов утра прокурору Кировского района старшему советнику юстиции Калинину А.И. по телефону позвонил участковый инспектор Кировского РОВД младший лейтенант милиции Чуйков Н.И. и сообщил, что в лесу, местные жители Урматов Н.И. и Бец В.В. обнаружили труп женщины, о чем сообщили ему, участковому инспектору. Прибыв с заявителями на место, он действительно обнаружил труп неизвестной женщины. Поза трупа и порванная одежда на нем, как ему показалось, свидетельствует о том, что женщина перед смертью была изнасилована.Далее, участковый инспектор сообщил, что он, не терял времени. Позвонил в райотдел милиции и сообщил о случившемся, однако, помощник дежурного сержант Акулов К.Н. рекомендовал сообщить о происшедшем в прокуратуру, поскольку расследованием дел, связанных с убийством и другими несчастными случаями, - компетенция работников прокуратуры.Как должен поступить прокурор? Дайте подробные указания участковому инспектору и другим должностным лицам в связи с упомянутым сообщением.Ответ.В первую очередь, прокурор, должен принять меры по приему и регистрации сообщения о преступлении, порядок которых урегулирован в приказе Генерального прокурора РФ «Об утверждении инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступления в органах прокуратуры Российской федерации» от 16.03.2006 N 12 Законность. - N 5.- 2006. (далее - Инструкция №12).Согласно п. 6 этой инструкции, сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения преступных деяний, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах прокуратуры. Отказ в принятии сообщения о преступлении правомочным должностным лицом, а также невыдача им заявителю уведомления о приеме сообщения о преступлении недопустимы (п. 18 Инструкции № 12).Правомочными осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ могут в частности должностные лица прокуроры, перечисленные в ч. 6 ст. 37 УПК РФ, а именно прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.Согласно условиям задачи старший советник юстиции А.И.Калинин, является прокурором Кировского района, т.е. имеет право осуществлять прием сообщений о преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ и инструкцией № 12.Должностное лицо, принявшее сообщение о преступлении, обязано принять меры к незамедлительной его регистрации в Книге, ведущейся в том органе прокуратуры, в котором оно проходит службу, если иное не установлено Инструкцией №12.Принятые сообщения о преступлениях, в том числе поступившие по почте, после их регистрации незамедлительно докладываются прокурору либо его заместителю (п. 28 Инструкции).Прокуроры и их заместители, начальники следственных подразделений и их заместители в пределах своей компетенции организуют проверку сообщений о преступлениях, в том числе по которым были приняты меры неотложного реагирования: по предотвращению и пресечению преступления; установлению и задержанию лиц, совершивших преступление; производству отдельных следственных действий по закреплению следов преступления (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) (п. 29 Инструкции).Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления первого сообщения о нем (п. 35 Инструкции).По сообщениям о преступлениях принимаются решения, предусмотренные ст. 145 УПК РФ, а именно 1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ; 2) об отказе в возбуждении уголовного дела; 3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.Во-вторых, прокурор должен предпринять предусмотренные законом соответствующие меры по факту нарушения законности, допущенной помощником дежурного райотдела милиции сержантом К.Н.Акуловым, при приеме и регистрации сообщения о преступлении, порядок которых урегулирован Инструкцией «О порядке приема, регистрации и раз-решении в органах внутренних дел Российской Федерации, заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях» утвержденной приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985 (далее - Инструкция) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -N 52.- .2005..Согласно п. 9.1. приказа МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- N 1.- .2003., участковый уполномоченный милиции обязан принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, незамедлительно сообщать о ее получении дежурному по органу внутренних дел и в пределах своих полномочий принимать по ним своевременные меры, предусмотренные законодательством. Что участковый инспектор Кировского РОВД младший лейтенант милиции Н.И.Чуйков и выполнил.Однако помощник дежурного райотдела милиции сержант К.Н.Акулов, вместо того, чтобы выполнить обязанности, предусмотренные Инструкцией, порекомендовал сообщить Н.И.Чуйкову о происшедшем в прокуратуру.Вместе с тем, поступившее в орган внутренних дел сообщение о происшествии должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях «КУСП» (приложение N 1) и ему присвоен соответствующий регистрационный номер (п.5 Инструкции).В соответствии с п. 12. Инструкции, протокол принятия устного заявления о преступлении, письменное заявление о преступлении, протокол явки с повинной, рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 141, 142, 143 УПК РФ.).При регистрации сообщений о происшествиях, поступивших в дежурную часть органов внутренних дел, на документах, зарегистрированных в КУСП, в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации (приложение N 4). В оттиск штампа оперативный дежурный вносит регистрационный номер записи в КУСП, дату регистрации, наименование органа внутренних дел, свои инициалы и фамилию и заверяет указанные сведения своей подписью (п.21 Инструкции). При регистрации в дежурной части ОВД о происшествиях, полученных сотрудниками вне служебных помещений органов внутренних дел или в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, в КУСП обязательно указываются дата и время получения сообщения сотрудником. Сотрудник органа внутренних дел, принявший сообщение о происшествии от заявителя, указывает в заявлении дату и время получения сообщения о происшествии, сведения о заявителе, а также свою фамилию, инициалы, должность и заверяет своей подписью (п.17 Инструкции).Оперативный дежурный органа внутренних дел после регистрации в КУСП сообщения о происшествии принимает меры реагирования в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел (27. Инструкции).В частности, должна быть проведена проверка сообщений о происшествиях, которая осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. При этом, передача незарегистрированного в КУСП сообщения о происшествии исполнителю для проведения проверки категорически запрещается (п.28, 27 Инструкции).Уголовно-процессуальным законом (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ) предусмотрено, что специально уполномоченный орган, получив сообщение о преступлении, может, не возбуждая уголовного дела направить полученное сообщение по подследственности или подсудности. Согласно п. 19 Инструкции, если происшествие не относится к компетенции органов внутренних дел или происшествие произошло на территории обслуживания другого органа внутренних дел, то все имеющиеся материалы после регистрации в КУСП в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации передаются по подследственности, в суд (по делам частного обвинения). Одновременно принимаются необходимые меры по предотвращению или пресечению правонарушения, а равно по сохранению следов правонарушения. При передаче по территориальности в другой орган внутренних дел материалы направляются с приложением талона-уведомления о передаче сообщения о происшествии по территориальности (приложение N 3), о чем делается соответствующая отметка в КУСП, с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма. Заполненный корешок талона - уведомления остается в дежурной части. Таким образом, со стороны помощника оперативного дежурного органа внутренних дел сержанта К.Н.Акулова, были допущены нарушение законности, при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Поэтому прокурор должен принимать соответствующие меры по установ-лению и устранению этих нарушений, в частности направить в адрес начальника органа внутренних дел, указание о регистрации заявления (сообщения) о совершении преступления, а также представление с требованием устранить нарушения законности и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.Список использованных источниковУголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. -2001.- № 52 (часть 1). Ст. 4921. Закон Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 02.03.2007) «О милиции»// Ведомости СНД и ВС РСФСР.- 1991.- № 16. -Ст. 503. Федеральный закон от 17.01.1992 г. ФЗ 2202-1 (в ред. от 17.11.95.) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. -Ст. 4472. Приказ Генерального прокурора РФ от 16.03.2006 N 11 «Об утверждении инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступления в органах прокуратуры Российской федерации» //Законность. -№ 5.- 2006. Приказ Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «ОБ усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»// Документ опубликован не был. Приводится по «Консультант Плюс». Приказ МВД РФ от 01.12.2005 N 985 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и раз-решении в органах внутренних дел Российской Федерации, заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях»// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, - N 52. - 2005. Приказ МВД РФ от 16.09.2002 N 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»//Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 1.- 2003. Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов. - М: "Юстицинформ", 2006. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Я. Сухарева.- М: Норма, 2004.
Страницы: 1, 2
|