реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Муниципальное право

реферат
p align="left">Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие ( потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды и другие организации, предусмотренные законом.

Физические и юридические лица, находящиеся на территории муниципального образования, являются объектами, непосредственно влияющими на финансово-экономическое состояние муниципального образования.

2 Отношения с физическими лицами

Защита прав физического лица (отдельного человека) является целью муниципальной демократии, конечной целью реформы местного самоуправления и главным критерием того, насколько успешно удастся провести ее в жизнь.

С учетом этой цели строится вся работа органов местного самоуправления с физическими лицами. Специфика полномочий местного самоуправления особо выделяет в его отношениях с физическими лицами направления обеспечения и защиты социально-экономических прав человека как института реализации местного самоуправления. Социально-экономические права человека включают в себя следующие подгруппы прав права и свободы:

Рыночно-экономические права и свободы: частной собственности; свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами; свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд и на вознаграждения за труд.

Социально-культурные права и свободы: на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; свободу преподавания; право на доступ к культурным ценностям; право на охрану интеллектуальной собственности.

Социальные права: на гарантированный минимальный размер оплаты труда; защиту от безработицы; на защиту материнства, детства и семьи; на поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан; на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Социально-правовые гарантии: на отдых; на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии;

Социальные права, способствующие достижению социального партнерства на предприятиях различных форм собственности и в муниципальных образованиях в целом: право создавать профсоюзы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Каждая из этих подгрупп характеризуется своей спецификой и особым функциональным назначением, а взятые в единстве, они играют важную роль в системе муниципальной демократии.

3 Отношения с юридическими лицами

Юридические лица, расположенные на территории муниципального образования, можно разделить по степени влияния на их деятельность органов местного самоуправления на организации, находящиеся в муниципальной собственности и организации иных форм собственности.

Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливают представительные органы местного самоуправления. Регулируя отношения муниципальных образований с предприятиями, находящимися в муниципальной собственности законодатель устанавливает, что органы местного самоуправления:

· определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий;

· осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги;

· утверждают их уставы;

· назначают и увольняют руководителей и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством;

· заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий.

Часть прибыли муниципальных предприятий зачисляется в доходы местных бюджетов. Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления вправе в интересах населения передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать их в аренду, а также совершать другие сделки, не противоречащие закону. На этом основании создаются муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, а владельцем его является муниципальное образование.

Органы местного самоуправления ведут реестры объектов муниципальной собственности.

Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на договорной основе. Все эти предприятия обязаны исполнять решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий. Органы местного самоуправления вправе:

· координировать участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования;

· привлекать предприятия к решению вопросов социально-экономического характера;

· объединять на добровольной основе средства предприятий и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Для привлечения предприятий различных форм собственности к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования органы местного самоуправления используют муниципальный заказ - договор с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета.

Тема 16 Ответственность муниципальных образований

1 Ответственность перед населением

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Ответственность перед населением наступает при утрате доверия населения. Порядок и условия ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования. В качестве правовых институтов, посредством которых население может выразить недоверие, выступают местный референдум и отзыв. Кроме того, депутаты могут выразить недоверие избранному ими должностному лицу.

Институт отзыва может быть предусмотрен в уставе муниципального образования. В случае выражения недоверия представительному органу он принимает решение о самороспуске либо его распускает глава местного самоуправления и назначает повторные выборы, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий представительного органа. Если недоверие выражено главе муниципального образования он сам принимает решение о добровольной отставке либо представительный орган освобождает его от должности своим решением.

2 Ответственность перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством наступает только в случае нарушения ими законов Федерации, субъектов Федерации, устава субъекта Федерации и устава муниципального образования. Ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий наступает в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены материальными и финансовыми средствами. Факт нарушения законности устанавливается только в судебном порядке. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляет Прокуратура РФ. Вместе с тем и иные физические и юридические лица могут обжаловать в суд или арбитражный суд решения органом и должностных лиц местного самоуправления. На основании установленного судом нарушения законности органами или должностными лицами, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации может обратиться в соответствующий суд за признанием несоответствия деятельности органа местного самоуправления, его выборного должностного лица законам или уставам. Судебное заключение об этом служит основанием, чтобы рассмотреть вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий и одновременное назначение новых выборов законодательным органом субъекта Федерации осуществляется в порядке, определенном законом этого субъекта.

3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физическим и юридическим лицам. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня. «Бездействие» предполагает невыполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом или иными нормативными актами обязаны были совершить. Причем, сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен ущерб, непосредственной ответственности перед потерпевшими не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении ущерба. На должностные лица может быть возложена материальная ответственность соответствующими решениями органа местного самоуправления или его должностного лица. Объем имущественной ответственности за причиненный органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок ее наступления определяется как нормами Гражданского кодекса, так и отдельных законов. Как правило, вред возмещается в полном объеме.

Тема 17 Гарантии местного самоуправления

1 Содержание понятия

Гарантии местного самоуправления - это система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление, включающие следующие направления:

· обеспечение минимальных бюджетов;

· обеспечение самостоятельной деятельности в пределах своих полномочий;

· обеспечение права на компенсацию дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти;

· законодательное установление порядка передачи органам местного самоуправления средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

· создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

Особенности гарантий местного самоуправления состоят в том, что они носят государственный характер, в то время как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Гарантии местного самоуправления принято подразделять на общие и специальные.

2 Общие гарантии

Общие гарантии делятся на финансово-экономические, политические, социальные и организационные.

Финансово-экономические гарантии предусматривают наличие муниципальной собственности и финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов.

Политические гарантии основываются на демократическом характере политического режима в нашей стране и предусматривают предоставление права населению на местное самоуправление, на всемерную поддержку и защиту местного самоуправления государством.

Социальные гарантии предусматривают развитие социальной структуры местного сообщества, формирование социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями (комитеты, комиссии, союзы, ассоциации и др.), способные участвовать и влиять на общественную жизнь.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц, на отзыв депутата и выборного должностного лица.

3 Специальные (юридические) гарантии

Специальные гарантии - это система правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления. К ним относятся:

а) запрет на ограничение прав местного самоуправления. Это положение обязывает субъекты Федерации рассматривать федеральные нормы, гарантирующие права местного самоуправления, в качестве муниципально-правового минимума, ниже которого не может опускаться региональное законодательство;

б) обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями;

в) обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность в соответствии с законом.

г) судебная защита местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

ГЛОССАРИЙ

Ассоциации, союзы муниципальных образований - объединения муниципальных образований, создаваемые в целях координации их деятельности, более эффективного представления своих интересов.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения -- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Выборное должностное лицо местного самоуправления -- должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения.

Гарантии местного самоуправления -- совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, его защиту.

Глава муниципального образования -- выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления -- выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.

Европейская хартия местного самоуправления -- международный документ, принятый Советом Европы в Страсбурге (5 октября 1985 г. и ратифицированный в России Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.

Компетенция органа или должностного лица -- содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Местное самоуправление - деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

Муниципальная власть -- это система отношений по поводу власти, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения.

Муниципальная должность -- должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальная собственность-- собственность муниципального образования.

Муниципальное образование-- городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальный заказ - форма хозяйственно-договорных отношений между местной администрацией и предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности.

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления -- выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Референдум местный (местный референдум) -- голосование граждан по вопросам местного значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан -- форма реализации прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями участвуют в решении вопросов местного значения.

Устав муниципального образования -- основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.