p align="left">Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие ( потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды и другие организации, предусмотренные законом. Физические и юридические лица, находящиеся на территории муниципального образования, являются объектами, непосредственно влияющими на финансово-экономическое состояние муниципального образования. 2 Отношения с физическими лицами Защита прав физического лица (отдельного человека) является целью муниципальной демократии, конечной целью реформы местного самоуправления и главным критерием того, насколько успешно удастся провести ее в жизнь. С учетом этой цели строится вся работа органов местного самоуправления с физическими лицами. Специфика полномочий местного самоуправления особо выделяет в его отношениях с физическими лицами направления обеспечения и защиты социально-экономических прав человека как института реализации местного самоуправления. Социально-экономические права человека включают в себя следующие подгруппы прав права и свободы: Рыночно-экономические права и свободы: частной собственности; свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами; свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; право на труд и на вознаграждения за труд. Социально-культурные права и свободы: на образование; свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; свободу преподавания; право на доступ к культурным ценностям; право на охрану интеллектуальной собственности. Социальные права: на гарантированный минимальный размер оплаты труда; защиту от безработицы; на защиту материнства, детства и семьи; на поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан; на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилье; право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Социально-правовые гарантии: на отдых; на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии; Социальные права, способствующие достижению социального партнерства на предприятиях различных форм собственности и в муниципальных образованиях в целом: право создавать профсоюзы; право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку. Каждая из этих подгрупп характеризуется своей спецификой и особым функциональным назначением, а взятые в единстве, они играют важную роль в системе муниципальной демократии. 3 Отношения с юридическими лицами Юридические лица, расположенные на территории муниципального образования, можно разделить по степени влияния на их деятельность органов местного самоуправления на организации, находящиеся в муниципальной собственности и организации иных форм собственности. Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью устанавливают представительные органы местного самоуправления. Регулируя отношения муниципальных образований с предприятиями, находящимися в муниципальной собственности законодатель устанавливает, что органы местного самоуправления: · определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий; · осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги; · утверждают их уставы; · назначают и увольняют руководителей и строят взаимоотношения с ними на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством; · заслушивают отчеты руководителей муниципальных предприятий. Часть прибыли муниципальных предприятий зачисляется в доходы местных бюджетов. Управляя муниципальной собственностью, органы местного самоуправления вправе в интересах населения передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать их в аренду, а также совершать другие сделки, не противоречащие закону. На этом основании создаются муниципальные унитарные предприятия, которым имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, а владельцем его является муниципальное образование. Органы местного самоуправления ведут реестры объектов муниципальной собственности. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на договорной основе. Все эти предприятия обязаны исполнять решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий. Органы местного самоуправления вправе: · координировать участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования; · привлекать предприятия к решению вопросов социально-экономического характера; · объединять на добровольной основе средства предприятий и местного бюджета для строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры. Для привлечения предприятий различных форм собственности к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования органы местного самоуправления используют муниципальный заказ - договор с хозяйствующим субъектом на выполнение определенного вида работ, финансируемых из местного бюджета. Тема 16 Ответственность муниципальных образований 1 Ответственность перед населением Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления - это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций. Ответственность перед населением наступает при утрате доверия населения. Порядок и условия ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования. В качестве правовых институтов, посредством которых население может выразить недоверие, выступают местный референдум и отзыв. Кроме того, депутаты могут выразить недоверие избранному ими должностному лицу. Институт отзыва может быть предусмотрен в уставе муниципального образования. В случае выражения недоверия представительному органу он принимает решение о самороспуске либо его распускает глава местного самоуправления и назначает повторные выборы, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий представительного органа. Если недоверие выражено главе муниципального образования он сам принимает решение о добровольной отставке либо представительный орган освобождает его от должности своим решением. 2 Ответственность перед государством Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством наступает только в случае нарушения ими законов Федерации, субъектов Федерации, устава субъекта Федерации и устава муниципального образования. Ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий наступает в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены материальными и финансовыми средствами. Факт нарушения законности устанавливается только в судебном порядке. Надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляет Прокуратура РФ. Вместе с тем и иные физические и юридические лица могут обжаловать в суд или арбитражный суд решения органом и должностных лиц местного самоуправления. На основании установленного судом нарушения законности органами или должностными лицами, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации может обратиться в соответствующий суд за признанием несоответствия деятельности органа местного самоуправления, его выборного должностного лица законам или уставам. Судебное заключение об этом служит основанием, чтобы рассмотреть вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий и одновременное назначение новых выборов законодательным органом субъекта Федерации осуществляется в порядке, определенном законом этого субъекта. 3 Ответственность перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации. В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физическим и юридическим лицам. «Незаконными» в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня. «Бездействие» предполагает невыполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом или иными нормативными актами обязаны были совершить. Причем, сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен ущерб, непосредственной ответственности перед потерпевшими не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении ущерба. На должностные лица может быть возложена материальная ответственность соответствующими решениями органа местного самоуправления или его должностного лица. Объем имущественной ответственности за причиненный органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок ее наступления определяется как нормами Гражданского кодекса, так и отдельных законов. Как правило, вред возмещается в полном объеме. Тема 17 Гарантии местного самоуправления 1 Содержание понятия Гарантии местного самоуправления - это система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление, включающие следующие направления: · обеспечение минимальных бюджетов; · обеспечение самостоятельной деятельности в пределах своих полномочий; · обеспечение права на компенсацию дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти; · законодательное установление порядка передачи органам местного самоуправления средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий; · создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Особенности гарантий местного самоуправления состоят в том, что они носят государственный характер, в то время как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Гарантии местного самоуправления принято подразделять на общие и специальные. 2 Общие гарантии Общие гарантии делятся на финансово-экономические, политические, социальные и организационные. Финансово-экономические гарантии предусматривают наличие муниципальной собственности и финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов. Политические гарантии основываются на демократическом характере политического режима в нашей стране и предусматривают предоставление права населению на местное самоуправление, на всемерную поддержку и защиту местного самоуправления государством. Социальные гарантии предусматривают развитие социальной структуры местного сообщества, формирование социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями (комитеты, комиссии, союзы, ассоциации и др.), способные участвовать и влиять на общественную жизнь. Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц, на отзыв депутата и выборного должностного лица. 3 Специальные (юридические) гарантии Специальные гарантии - это система правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления. К ним относятся: а) запрет на ограничение прав местного самоуправления. Это положение обязывает субъекты Федерации рассматривать федеральные нормы, гарантирующие права местного самоуправления, в качестве муниципально-правового минимума, ниже которого не может опускаться региональное законодательство; б) обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями; в) обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность в соответствии с законом. г) судебная защита местного самоуправления. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. ГЛОССАРИЙ Ассоциации, союзы муниципальных образований - объединения муниципальных образований, создаваемые в целях координации их деятельности, более эффективного представления своих интересов. Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Вопросы местного значения -- вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Выборное должностное лицо местного самоуправления -- должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения. Гарантии местного самоуправления -- совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, его защиту. Глава муниципального образования -- выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района. Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Должностное лицо местного самоуправления -- выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих. Европейская хартия местного самоуправления -- международный документ, принятый Советом Европы в Страсбурге (5 октября 1985 г. и ратифицированный в России Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. Компетенция органа или должностного лица -- содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе. Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений. Местное самоуправление - деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения. Муниципальная власть -- это система отношений по поводу власти, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения. Муниципальная должность -- должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. Муниципальная собственность-- собственность муниципального образования. Муниципальное образование-- городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальный заказ - форма хозяйственно-договорных отношений между местной администрацией и предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности. Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения. Представительный орган местного самоуправления -- выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Референдум местный (местный референдум) -- голосование граждан по вопросам местного значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Собрание (сход) граждан -- форма реализации прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями участвуют в решении вопросов местного значения. Устав муниципального образования -- основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|