p align="left">Администрации -- органы исполнительной власти краев, об-ластей, автономной области, автономных округов. Органами этих администраций являются департаменты, главные управления (управления), отделы. Перечни и формы ор-ганов администраций определяются соответствующими субъекта-ми самостоятельно. Среди них различаются отраслевые, межотрас-левые органы. Действующие нормативно-правовые акты, касающиеся органи-зационных форм органов исполнительной власти, имеют тот недо-статок, что иногда в одной и той же форме создаются органы ис-полнительной власти и образования, которые к ним не относятся. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 г. созданы Федеральная медицинская служба гражданской обороны, Федеральная противопожарная служба гражданской обороны и др., которые не относятся к федеральным орга-нам исполнительной власти. По характеру компетенции выделяются органы общей, отрас-левой, межотраслевой и внутриотраслевой компетенции. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. М.: Юридическая литература, 1999. - С. 59. Органы общей компетенции руководят на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер управления, обеспечивают там комплексное экономическое, социально-культур-ное развитие. К ним относятся правительства (Совет Министров, Кабинет Министров), администрации субъектов Российской Феде-рации и др. Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями, например, Министерство путей сообщения, Министерство здравоохранения и др. Органы межотраслевой компетенции выполняют общие специ-ализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. Среди них своим статусом выделяются органы, оказы-вающие руководящее воздействие на группы специализированных отраслей (комплексы), выполняя различные функции (например, Министерство промышленности, науки и технологии РФ); органы, выполняющие специализированные функции межотраслевого зна-чения (например, Министерство труда и социального развития РФ); органы, выполняющие функции по определенным проблемам (на-пример, Российское агентство по патентам и товарным знакам). Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федера-ции. Учебник. - М.: 2002. - С. 167. Органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориаль-ные, межтерриториальные органы федеральных министерств). По порядку разрешения подведомственных вопросов разли-чаются коллегиальные и единоначальные органы. Коллегиальные органы -- организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем воп-росам компетенции данных органов. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с пер-сональной ответственностью за их исполнение, за руководство по-рученными участками работы. Коллегиальность позволяет наибо-лее правильно решать крупные и сложные вопросы руководства с участием специалистов, с использованием их опыта. Коллегиаль-ными являются правительства, некоторые государственные коми-теты, федеральные комиссии и др. Единоначальными являются органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавля-ющему данный орган руководителю. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства, использование индивидуальных способ-ностей и опыта руководителей, повышает их персональную ответ-ственность за результаты работы органа. Единоначальными могут быть органы как общей, так и отраслевой компетенции (министер-ства, администрации краев, областей и т. д.). Единоначалие эффективно тогда, когда опирается на различ-ные институты демократии и не подменяется единовластием. В си-стеме исполнительной власти сочетание коллегиальных и единоначальных органов способствует как всестороннему и квалифициро-ванному обсуждению, так и оперативному решению вопросов. Со-четание указанных начал в единоначальных органах часто выра-жается в том, что здесь действуют коллегии. Они существуют в министерствах и других органах. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 де-кабря 1995 г. № 1286 "О членах коллегии федерального органа го-сударственной власти" численность членов коллегии такого органа определяется Правительством РФ. В состав коллегии по должнос-ти входят руководители соответствующих федеральных органов ис-полнительной власти и их заместители. Назначение и освобождение членов коллегии, не являющих-ся таковыми по должности, производится Правительством РФ по представлению руководителя федерального органа из числа руко-водителей ведущих департаментов, управлений, отделов, терри-ториальных органов и при необходимости представителей других федеральных органов, ведущих ученых, специалистов, число ко-торых, как правило, не должно превышать пяти человек. Полномочия между членами коллегии распределяются пред-седателем коллегии, которым является руководитель федерально-го органа исполнительной власти. Собрание законодательства Российской Федерации. М., 2002. - Ст. 1002. Особое организационно-правовое положение занимают созда-ваемые в системе государственного управления координационные и консультативные органы. По общему правилу, они являются вспо-могательными органами органов исполнительной власти, не наде-ленными юридически-властными полномочиями, хотя и выполня-ющими важные задачи. На федеральном уровне статус таких ор-ганов определен Указом Президента РФ от 28 сентября 1992 г. "О координационных и консультативных органах, создаваемых Прези-дентом Российской Федерации, Правительством Российской Феде-рации, министерствами и ведомствами Российской Федерации" Положение о Полномочном представительстве Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 20 марта 1997 г. // Российская газета. 1997. . При Президенте РФ создаются в качестве консультативных органов комиссии и советы, которые предварительно рассматривают вопросы и готовят по ним предложения для Президента в соответ-ствии с их компетенцией. Правительством РФ могут создаваться: а) консультативные органы в виде советов, рекомендации ко-торых проводятся при необходимости в жизнь решениями Прави-тельства; б) координационные органы в виде комиссий со статусом пра-вительственных или межведомственных. Правительственные комиссии создаются, как правило, для рас-смотрения и подготовки предложений по вопросам, имеющим обще-государственное значение. Межведомственные комиссии рассматривают вопросы, требу-ющие межотраслевой координации. Решения этих комиссий, при-нимаемые в рамках их компетенции, являются обязательными для всех органов, представленных в комиссиях, а также предприятий и организаций, действующих в сфере ведения этих органов. По воп-росам, требующим решения Правительства РФ, эти комиссии вно-сят предложения. Положения о Комиссии Правительства РФ по оперативным воп-росам, утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1997 г. // Россий-ская газета. 1997. По вопросам, отнесенным к компетенции министерств и других федеральных органов государственного управления, ими могут об-разовываться межведомственные комиссии и межведомственные советы. Полномочия комиссий и советов определяются совместны-ми решениями указанных органов в пределах их компетенции. ГЛАВА II. МЕСТО И РОЛЬ МИЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 1. Демократизация российского общества, формирование со-циально ориентированной рыночной экономики, построение правового государства, а также решение других, подчиненных этим целям, задач предполагают совершенствование роли го-сударства в политической системе общества. Под политической системой общества понимается система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть или участвующих в ее осуществлении. Эти социальные институты -- государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере обще-ственной жизни, где ядром является завоевание, удержание и использование власти. В соответствии с современной теорией государства факто-ры, задающие тот или иной характер политической системе об-щества, формирующие ее определенный вид, оказываются не столько классовыми, сколько социологическими. Системообра-зующим фактором при таком подходе признается социальная среда, в которой проявляются личностные и коллективистские начала жизни общества. Сторонники этой концепции исходят из того, что человечество за всю свою историю создало всего несколько видов социальных сред, лежащих в основе собствен-но политических систем. Один из таких видов -- политическая система, возникающая на основе «азиатского способа производства», социалистическо-го общества сталинского типа и некоторых иных обществ. Этот вид характеризуется гиперболизацией роли государства, его ап-парата, прежде всего и главным образом карательных (право-охранительных) органов. Другой тип социальной среды, формирующий иные полити-ческие системы, базируется не на распределительной, а на ры-ночной товарно-денежной основе экономической жизни обще-ства, на идеологии и практике свободного предпринимательст-ва. Такая среда тоже является несправедливой; она содержит противоречия и конфликты, отличается социальными потрясе-ниями. Однако государство выполняет в ней роль организато-ра условий для рыночной, в том числе социально ориентиро-ванной, экономики. Государство обеспечивает права и свобо-ды граждан, их безопасность, их собственность. Оно имеет целью создать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов. Право-вые формы становятся главным инструментом достижения по-литических целей. 2. Характеристика именно того, что делает государство, на-зывается его функциями. Для понимания функций современно-го Российского государства первостепенное значение имеют их отграничение от функций общества, а также учет влияния ры-ночной экономики на функции государства. Одними из самых важных функций Российского государст-ва являются защита прав человека, охрана прав и свобод граж-дан, обеспечение законности и правопорядка. Они и раньше всегда указывались в числе основных внутренних функций со-циалистического государства. Однако фактически в условиях тоталитарного режима допускались беззаконие и произвол в отношении граждан, массовые репрессии в сталинский период, преследования инакомыслящих и другие нарушения прав и свобод человека и гражданина Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Учебник / Под ред. А.П. Коренева. - М.: МЮИ МВД России, издательство «Щит и М», 1997. - 335 с.. В условиях формирования правового государства и свобод-ного гражданского общества особое значение приобретает соз-дание надежных механизмов защиты прав и свобод человека, обеспечение, прежде всего его безопасности. Жизнь, здоровье, честь и достоинство, все формы собственности (в том числе и интеллектуальной), другие политические, экономические права и свободы, установленные российской Декларацией прав и сво-бод человека и гражданина 1991 г., международными пактами, Конституцией РФ 1993 г., должны надежно охраняться госу-дарством. Органы внутренних дел, внутренние войска, другие специальные структуры, обеспечивающие безопасность Рос-сии,- это те государственные органы, которые обязаны в рам-ках своей компетенции обеспечить законность и правопорядок, борьбу с преступностью, нарушениями прав человека и правового режима работы органов государственной власти и управ-ления. 3. Можно считать, что основными исполнительно-распоря-дительными органами государства, выполняющими обеспечи-тельную функцию в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, являются органы внутренних дел и внутренние войска. Важнейшим элементом политической системы общест-ва всегда было и остается государство, а его обеспечительная функция имеет, и будет иметь в будущем существенное значе-ние. Отсюда есть основания констатировать: с одной сторо-ны -- объективную возможность и необходимость изменения функций (компетенции) органов внутренних дел, а с другой - возрастание их роли в жизни нашего общества как отрасле-вой подсистемы органов государственного управления и одно-временно правоохранительного органа Алферов В. А., Статкус В. Ф. и др. "Органы предварительного следствия в системе МВД России: Учебное пособие: история, современное состояние и перспективы" - М.: Спарк, 2000. - С.203.. Указанное положение, естественно, предполагает изменения характера деятельности этих органов, их демократизацию, преодоление правового нигилизма, существенное повышение качества работы, взаимодействия с внешней средой функцио-нирования, т. е. с гражданами, государственными органами, общественными объединениями, государственными и негосу-дарственными предприятиями, населением в целом. Общая цель такой деятельности -- создание конституционного порядка на основе прямого действия Конституции РФ. Принадлежность к исполнительной власти означает, что органы внутренних дел и внутренние войска осуществляют ме-ры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охра-не собственности и общественного порядка, борьбе с преступ-ностью правовыми средствами, т. е. путем реализации права в форме правоприменения. Соответственно можно говорить о трех основных элементах, составляющих механизм реализа-ции ими права: 1) качество законов и подзаконных актов, ре-гулирующих организацию и деятельность органов внутренних дел и внутренних войск;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|