p align="center">2. Виды подсудности. В международном частном праве под международ-ной подсудностью понимается компетенция судов данно-го государства по разрешению гражданских дел с ино-странным элементом. Например, надо решить, может ли суд данной страны принимать к своему рассмотрению иски к ответчикам, не имеющим в этой стране места жительства, может ли суд рассматривать дело о растор-жении брака между иностранцами или между отечествен-ным гражданином и иностранцем и т. п. Эти вопросы ре-шаются с помощью норм законодательства данного госу-дарства и международных соглашений. Определение подсудности следует отличать от опреде-ления права, подлежащего применению к правоотноше-нию с иностранным элементом. Известны три основные системы определения под-судности: 1) по признаку гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-либо государства (например, Франции) признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключен-ной гражданином этого государства, независимо от места ее заключения; 2) путем распространения правил внутренней терри-ториальной подсудности, и прежде всего правила о под-судности по месту жительства ответчика, при определе-нии подсудности по делам с иностранным элементом (например, в ФРГ); 3) по признаку «присутствия» ответчика, которое толкуется весьма широко (например, в Великобритании и США). Законодательство и практика большинства государств допускают так называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного госу-дарства, хотя по закону страны суда оно подсудно мест-ному суду, или, наоборот, дело, которое по закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда. Соглашения сторон, устанавливающие выбор подсуд-ности, называются пророгационными соглашениями. Соглашения такого рода известны в договорной практике нашего государства. В торговых договорах обычно устанавливается, что споры по сделкам, заключенным торгпредством СССР за границей, подлежат местной юрисдикции. Наряду с этим часто предусматривается, что для споров по сделке может быть определена и иная подсудность. В нашей юридический литературе отмечается, что при споре по сделке, которая по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней торговли, стороны могут избрать путем соглашения любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли сторон российское законодательство допускает приме-нение по соглашению сторон иностранного материаль-ного права. В области торгового мореплавания ст. 16 Кодекса торгового мореплавания СССР допускает дого-ворную подсудность по всем имущественным спорам, в которых участвуют иностранцы. Страны СНГ заключили 20 марта 1993 г. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществле-нием хозяйственной деятельности. Это соглашение исхо-дит из следующих основных принципов: 1) Хозяйствующие субъекты каждого государства пользуются на территории любого государства такой же правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, что и субъекты этого другого государства. 2) По общему правилу истец должен обращаться с иском в суд по месту нахождения или месту житель-ства ответчика. Установлены определенные изъятия из этого правила, в частности споры о заключении, измене-нии или расторжении договора будут рассматриваться по месту нахождения поставщика. 3) Установлены положения по вопросу о праве, под-лежащем применению при разрешении споров. 4) Предусмотрено взаимное признание и исполнение вступивших в законную силу решений компетентных судов другого государства. Соглашение в 1993 году уже было ратифицировано парламентами России, Казахстана и Кыргызстана. Реа-лизация этого соглашения будет иметь большое значе-ние, поскольку между предприятиями стран СНГ воз-никает большое количество хозяйственных споров, а соглашение распространяется на все суды, в том числе и на арбитражные (хозяйственные) суды. Наряду с этим соглашением 8 стран - участниц СНГ заключили 6 июля 1992 г. Соглашение о статусе экономического суда Содружества Независимых Госу-дарств. Утверждено Положение об этом суде. К веде-нию Экономического суда отнесено разрешение, во-пер-вых, экономических споров между государствами и, во-вторых, споров о соответствии нормативных и других актов государств - участников СНГ по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам самого Содру-жества. Основными законами в области гражданского про-цесса в России являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Гражданский процессуальный кодекс предусматри-вает, что суды рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностран-ные предприятия и организации. Статья 434 ГПК уста-навливает, что подсудность судам России гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граж-дане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, а также по спорам, по которым хотя бы од-на из сторон проживает за границей, определяется рос-сийским законодательством, а в случаях, не предусмотренных этим законодательством, - исходя из правил подсудности, установленных настоящим кодексом Очевидно, ст. 434 следует понимать расширительно, то есть в том смысле, что она распространяется на все случаи правоотношений при наличии иностранного элемента Общим правилом определения подсудности является предъявление иска в суде по месту жительства ответчика. В то же время ст. 118 ГПК РСФСР предусматривает, что иск к ответчику, не имеющему в РФ места жительства, может быть предъявлен по месту нахождения его иму-щества или по последнему известному месту его житель-ства в РФ. Из нормы ст. 119 ГПК РСФСР вытекает, что исключительно нашим судам подсудны дела по искам о праве на строение, об установлении порядка пользо-вания земельным участком, если строение или земельный участок находятся в РФ. В ряде случаев иски могут предъявляться по месту жительства истца, а иски о возмещении вреда - по месту причинения вреда. Эти положения применяются в судеб-ной практике. Что же касается специальных правил о подсудности, о которых говорится в ст. 60 ГПК, то в отечественном законодательстве они немногочисленны. В качестве при-мера можно привести ст. 163 ГПК, согласно которой российский гражданин, проживающий за границей, впра-ве расторгнуть свой брак с проживающим за границей супругом, независимо от его гражданства, в российском суде. В договорах о правовой помощи, заключенных с дру-гими странами, предусмотрено разграничение компетен-ции учреждений юстиции. Разграничение проведено по определенным категориям гражданских дел: о лишении и ограничении дееспособности - по договорам РФ с Болгарией, Польшей, Чехословакией; о признании лиц безвестно отсутствующими или умершими - по всем договорам; по спорам, возникающим из личных и иму-щественных правоотношений супругов, - по догово-рам РФ с Болгарией, Вьетнамом, Кубой, Польшей; по делам о расторжении брака или о признании его недей-ствительным - по договорам СССР с Болгарией, Венг-рией, Кубой, Польшей, Чехословакией; по наследствен-ным делам - по всем договорам; по делам о возмещении вреда - по договорам СССР с Вьетнамом, Кубой и Чехословакией. Практика применения договоров о правовой помощи привела к тому, что в процессе их обновления в новых договорах СССР с ГДР, Вьетнамом, Польшей (в протоколе 1980 г.), Чехословакией был дан ответ на вопрос о том, как поступить суду по предъявленному иску, если в производстве суда другой страны уже нахо-дится дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (например, о растор-жении брака супругов, проживающих в разных странах и предъявляющих иски в суды своих стран),- оставить иск без рассмотрения, прекратить делопроизводство? Так, согласно ст. 50 «А» договора СССР с Польшей (внесенной протоколом от 23 января 1980 г.), если в ор-ганах обеих стран «возбуждено производство по делу между теми же сторонами и по тому же правовому осно-ванию, то орган, который возбудил производство позд-нее, должен прекратить дальнейшее производство». В случае, если будет выявлена некомпетентность органа другой стороны, производство по делу может быть во-зобновлено. Включение в договор последнего правила объясняется следующим: как показала практика, воз-можны случаи, когда, хотя иск предъявлен в какой-либо стране раньше, дело, согласно договору, относится к исключительной компетенции судов данной страны. В договорах с Вьетнамом и Чехословакией рас-сматриваемая проблема решена несколько иным образом: там прямо оговаривается, что обязанность прекращения производства относится лишь к случаям, когда дело возбуждено одновременно в судах, компетентных соглас-но договору, и если компетенция в договоре не урегу-лирована - компетентных согласно внутреннему зако-нодательству соответствующей страны. Правило о разграничении компетенции судов есть и в некоторых других договорах. Так, в ст. 24 Конвенции между СССР и Италией о правовой помощи по граж-данским делам предусмотрены, в частности, для уста-новления компетентности суда такие критерии, как постоянное место жительства ответчика; место исполне-ния обязательства; место причинения вреда (при деликтной ответственности); постоянное место жительства или место пребывания истца по делу о взыскании алиментов. Однако в отношении дел, касающихся вещных прав на не-движимость, во всех случаях компетентным должен считаться суд той страны, на территории которой находится это имущество. По делам, касающимся личного статуса лица, считается исключительно компетентным суд стра-ны, гражданином которой на день предъявления иска являлось это лицо. Правила о разграничении подсудности есть в целом ряде многосторонних соглашений в области перевозок. По спорам между физическими лицами, проживаю-щими в различных странах СНГ, иски как общее правило предъявляются в стране, где лицо имеет место жительст-ва, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды страны, на территории которой находится орган управ-ления юридического лица, его представительство либо филиал (ст. 20 Конвенции стран СНГ от 22 января 1993 г.). В этой конвенции предусмотрены также и дру-гие критерии подсудности для конкретных категорий исков (место нахождения недвижимости и др.). Суды стран СНГ могут рассматривать дела и в других слу-чаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам и если компетенция судов прямо не определена конвенцией (правила об исклю-чительной компетенции). 3. Установление содержания иностранного права. Иностранное государство обладает судебным им-мунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверени-тета и принцип суверенного равенства государств. Су-дебный иммунитет государства в широком смысле включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова - саму неподсудность одного государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспече-ния иска; в) иммунитет от принудительного исполне-ния судебного решения. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. с 370. Основой иммунитета является начало суверенного равенства государств: равный над равным не имеет власти или юрисдикции (par in parem non habet imperium seu jurisdictionem). Здесь «юрисдикция» означает власть, в частности судебную власть государства. Сказанное о судебном иммунитете иностранного го-сударства касается и его дипломатических представи-телей: этим последним, как сказано в преамбуле Вен-ской конвенции о дипломатических сношениях, участ-ником которой cостоит и РФ, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, пред-ставляющих государства». Судебный иммунитет следует рассматривать как ин-ститут международного публичного права, действие ко-торого отражено в гражданском и уголовном процессе государств - в нормах, относящихся, в частности, к международной подсудности. Общепризнанные положения международного пуб-личного права, касающиеся судебного иммунитета ино-странного государства и его дипломатических предста-вителей, конкретизированы во внутренних законах и в судебной практике различных государств, а также в заключенных ими международных договорах. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3, Международный гражданский процесс, М., «Юрид. лит.», 1976 С. 117 В США (по Закону об иммунитете иностранных государств от 21 октября 1976 г.) заявление об иммунитете должно быть сделано в суде; государственный департамент может участвовать в процессе от имени прави-тельства, если суд, по его мнению, неправильно толкует закон. В Великобритании заявление об иммунитете может быть сделано в суде непосредственно представи-телем иностранного государства. Суд вправе обратиться по этому вопросу в Министерство иностранных дел, при-чем полученные от него сведения для суда обяза-тельны. Во Франции и в ряде других стран заявление об иммунитете делается в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|