реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международный гражданский процесс

реферат
p align="center"> 2. Виды подсудности.

В международном частном праве под международ-ной подсудностью понимается компетенция судов данно-го государства по разрешению гражданских дел с ино-странным элементом. Например, надо решить, может ли суд данной страны принимать к своему рассмотрению иски к ответчикам, не имеющим в этой стране места жительства, может ли суд рассматривать дело о растор-жении брака между иностранцами или между отечествен-ным гражданином и иностранцем и т. п. Эти вопросы ре-шаются с помощью норм законодательства данного госу-дарства и международных соглашений.

Определение подсудности следует отличать от опреде-ления права, подлежащего применению к правоотноше-нию с иностранным элементом.

Известны три основные системы определения под-судности:

1) по признаку гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-либо государства (например, Франции) признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключен-ной гражданином этого государства, независимо от места ее заключения;

2) путем распространения правил внутренней терри-ториальной подсудности, и прежде всего правила о под-судности по месту жительства ответчика, при определе-нии подсудности по делам с иностранным элементом (например, в ФРГ);

3) по признаку «присутствия» ответчика, которое толкуется весьма широко (например, в Великобритании и США).

Законодательство и практика большинства государств допускают так называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного госу-дарства, хотя по закону страны суда оно подсудно мест-ному суду, или, наоборот, дело, которое по закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда.

Соглашения сторон, устанавливающие выбор подсуд-ности, называются пророгационными соглашениями. Соглашения такого рода известны в договорной практике нашего государства. В торговых договорах обычно устанавливается, что споры по сделкам, заключенным торгпредством СССР за границей, подлежат местной юрисдикции. Наряду с этим часто предусматривается, что для споров по сделке может быть определена и иная подсудность.

В нашей юридический литературе отмечается, что при споре по сделке, которая по российскому праву может быть отнесена к сделкам внешней торговли, стороны могут избрать путем соглашения любую подсудность, точно так же, как на основе принципа автономии воли сторон российское законодательство допускает приме-нение по соглашению сторон иностранного материаль-ного права. В области торгового мореплавания ст. 16 Кодекса торгового мореплавания СССР допускает дого-ворную подсудность по всем имущественным спорам, в которых участвуют иностранцы.

Страны СНГ заключили 20 марта 1993 г. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществле-нием хозяйственной деятельности. Это соглашение исхо-дит из следующих основных принципов:

1) Хозяйствующие субъекты каждого государства пользуются на территории любого государства такой же правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, что и субъекты этого другого государства.

2) По общему правилу истец должен обращаться с иском в суд по месту нахождения или месту житель-ства ответчика. Установлены определенные изъятия из этого правила, в частности споры о заключении, измене-нии или расторжении договора будут рассматриваться по месту нахождения поставщика.

3) Установлены положения по вопросу о праве, под-лежащем применению при разрешении споров.

4) Предусмотрено взаимное признание и исполнение вступивших в законную силу решений компетентных судов другого государства.

Соглашение в 1993 году уже было ратифицировано парламентами России, Казахстана и Кыргызстана. Реа-лизация этого соглашения будет иметь большое значе-ние, поскольку между предприятиями стран СНГ воз-никает большое количество хозяйственных споров, а соглашение распространяется на все суды, в том числе и на арбитражные (хозяйственные) суды.

Наряду с этим соглашением 8 стран - участниц СНГ заключили 6 июля 1992 г. Соглашение о статусе экономического суда Содружества Независимых Госу-дарств. Утверждено Положение об этом суде. К веде-нию Экономического суда отнесено разрешение, во-пер-вых, экономических споров между государствами и, во-вторых, споров о соответствии нормативных и других актов государств - участников СНГ по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам самого Содру-жества.

Основными законами в области гражданского про-цесса в России являются Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК), Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Гражданский процессуальный кодекс предусматри-вает, что суды рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностран-ные предприятия и организации. Статья 434 ГПК уста-навливает, что подсудность судам России гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граж-дане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, а также по спорам, по которым хотя бы од-на из сторон проживает за границей, определяется рос-сийским законодательством, а в случаях, не предусмотренных этим законодательством, - исходя из правил подсудности, установленных настоящим кодексом

Очевидно, ст. 434 следует понимать расширительно, то есть в том смысле, что она распространяется на все случаи правоотношений при наличии иностранного элемента

Общим правилом определения подсудности является предъявление иска в суде по месту жительства ответчика. В то же время ст. 118 ГПК РСФСР предусматривает, что иск к ответчику, не имеющему в РФ места жительства, может быть предъявлен по месту нахождения его иму-щества или по последнему известному месту его житель-ства в РФ. Из нормы ст. 119 ГПК РСФСР вытекает, что исключительно нашим судам подсудны дела по искам о праве на строение, об установлении порядка пользо-вания земельным участком, если строение или земельный участок находятся в РФ.

В ряде случаев иски могут предъявляться по месту жительства истца, а иски о возмещении вреда - по месту причинения вреда. Эти положения применяются в судеб-ной практике.

Что же касается специальных правил о подсудности, о которых говорится в ст. 60 ГПК, то в отечественном законодательстве они немногочисленны. В качестве при-мера можно привести ст. 163 ГПК, согласно которой российский гражданин, проживающий за границей, впра-ве расторгнуть свой брак с проживающим за границей супругом, независимо от его гражданства, в российском суде.

В договорах о правовой помощи, заключенных с дру-гими странами, предусмотрено разграничение компетен-ции учреждений юстиции. Разграничение проведено по определенным категориям гражданских дел: о лишении и ограничении дееспособности - по договорам РФ с Болгарией, Польшей, Чехословакией; о признании лиц безвестно отсутствующими или умершими - по всем договорам; по спорам, возникающим из личных и иму-щественных правоотношений супругов, - по догово-рам РФ с Болгарией, Вьетнамом, Кубой, Польшей; по делам о расторжении брака или о признании его недей-ствительным - по договорам СССР с Болгарией, Венг-рией, Кубой, Польшей, Чехословакией; по наследствен-ным делам - по всем договорам; по делам о возмещении вреда - по договорам СССР с Вьетнамом, Кубой и Чехословакией.

Практика применения договоров о правовой помощи привела к тому, что в процессе их обновления в новых договорах СССР с ГДР, Вьетнамом, Польшей (в протоколе 1980 г.), Чехословакией был дан ответ на вопрос о том, как поступить суду по предъявленному иску, если в производстве суда другой страны уже нахо-дится дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (например, о растор-жении брака супругов, проживающих в разных странах и предъявляющих иски в суды своих стран),- оставить иск без рассмотрения, прекратить делопроизводство?

Так, согласно ст. 50 «А» договора СССР с Польшей (внесенной протоколом от 23 января 1980 г.), если в ор-ганах обеих стран «возбуждено производство по делу между теми же сторонами и по тому же правовому осно-ванию, то орган, который возбудил производство позд-нее, должен прекратить дальнейшее производство». В случае, если будет выявлена некомпетентность органа другой стороны, производство по делу может быть во-зобновлено. Включение в договор последнего правила объясняется следующим: как показала практика, воз-можны случаи, когда, хотя иск предъявлен в какой-либо стране раньше, дело, согласно договору, относится к исключительной компетенции судов данной страны.

В договорах с Вьетнамом и Чехословакией рас-сматриваемая проблема решена несколько иным образом: там прямо оговаривается, что обязанность прекращения производства относится лишь к случаям, когда дело возбуждено одновременно в судах, компетентных соглас-но договору, и если компетенция в договоре не урегу-лирована - компетентных согласно внутреннему зако-нодательству соответствующей страны.

Правило о разграничении компетенции судов есть и в некоторых других договорах. Так, в ст. 24 Конвенции между СССР и Италией о правовой помощи по граж-данским делам предусмотрены, в частности, для уста-новления компетентности суда такие критерии, как постоянное место жительства ответчика; место исполне-ния обязательства; место причинения вреда (при деликтной ответственности); постоянное место жительства или место пребывания истца по делу о взыскании алиментов. Однако в отношении дел, касающихся вещных прав на не-движимость, во всех случаях компетентным должен считаться суд той страны, на территории которой находится это имущество. По делам, касающимся личного статуса лица, считается исключительно компетентным суд стра-ны, гражданином которой на день предъявления иска являлось это лицо.

Правила о разграничении подсудности есть в целом ряде многосторонних соглашений в области перевозок.

По спорам между физическими лицами, проживаю-щими в различных странах СНГ, иски как общее правило предъявляются в стране, где лицо имеет место жительст-ва, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды страны, на территории которой находится орган управ-ления юридического лица, его представительство либо филиал (ст. 20 Конвенции стран СНГ от 22 января 1993 г.). В этой конвенции предусмотрены также и дру-гие критерии подсудности для конкретных категорий исков (место нахождения недвижимости и др.). Суды стран СНГ могут рассматривать дела и в других слу-чаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам и если компетенция судов прямо не определена конвенцией (правила об исклю-чительной компетенции).

3. Установление содержания иностранного права.

Иностранное государство обладает судебным им-мунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверени-тета и принцип суверенного равенства государств. Су-дебный иммунитет государства в широком смысле включает в себя:

а) судебный иммунитет в узком смысле слова - саму неподсудность одного государства суду другого;

б) иммунитет от предварительного обеспече-ния иска;

в) иммунитет от принудительного исполне-ния судебного решения. Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 1997 г. с 370.

Основой иммунитета является начало суверенного равенства государств: равный над равным не имеет власти или юрисдикции (par in parem non habet imperium seu jurisdictionem). Здесь «юрисдикция» означает власть, в частности судебную власть государства.

Сказанное о судебном иммунитете иностранного го-сударства касается и его дипломатических представи-телей: этим последним, как сказано в преамбуле Вен-ской конвенции о дипломатических сношениях, участ-ником которой cостоит и РФ, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, пред-ставляющих государства».

Судебный иммунитет следует рассматривать как ин-ститут международного публичного права, действие ко-торого отражено в гражданском и уголовном процессе государств - в нормах, относящихся, в частности, к международной подсудности.

Общепризнанные положения международного пуб-личного права, касающиеся судебного иммунитета ино-странного государства и его дипломатических предста-вителей, конкретизированы во внутренних законах и в судебной практике различных государств, а также в заключенных ими международных договорах. Лунц Л.А., Марышева Н.И. Курс международного частного права. Том 3, Международный гражданский процесс, М., «Юрид. лит.», 1976 С. 117

В США (по Закону об иммунитете иностранных государств от 21 октября 1976 г.) заявление об иммунитете должно быть сделано в суде; государственный департамент может участвовать в процессе от имени прави-тельства, если суд, по его мнению, неправильно толкует закон. В Великобритании заявление об иммунитете может быть сделано в суде непосредственно представи-телем иностранного государства. Суд вправе обратиться по этому вопросу в Министерство иностранных дел, при-чем полученные от него сведения для суда обяза-тельны. Во Франции и в ряде других стран заявление об иммунитете делается в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.