реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международное публичное право. Дипломатическое право

реферат
2.3. Буржуазная дипломатия

Великая Французская буржуазная революция 1789 - 1794 годов нанесла сильный удар по дипломатии феодальных абсолютных монархий, выдвинув в качестве основного требования во внешней политике принцип верховенства нации. Она происходила под лозунгами равенства народов, их свободы и братства, которые оказали большое влияние на широкие слои европейских народов, а также на народы других континентов, в особенности на Северную Америку, где в конце ХVIII века развернулась национальная борьба за независимость. Основным содержанием внешней политики и дипломатии буржуазии в период становления капитализма становится борьба за рамки сбыта, за “сферы влияния”, за раздел мира и укрепление мирового экономического и политического господства основных капиталистических держав. Буржуазная внешняя политика и дипломатия провозгласили принцип “невмешательства” и верховенство нации в решении внутренних дел государства с целью защиты интересов восходящего буржуазного класса, выступавшего от имени всего народа.

С развитием буржуазного парламентаризма на дипломатию государств начинают оказывать представительные учреждения и во внешнюю политику вовлекаются гораздо более широкие общественные слои. Вместе с тем, с упрочением буржуазного строя в развитии буржуазной дипломатии отчетливо проявляется ее классовая ограниченность и сказывается все в большей мере стремление буржуазии скрыть от народов свои подлинные цели, окутать свои внешнеполитические шаги дипломатической тайной, посеять в народных массах иллюзии относительно истинных мотивов своих действий, особенно в связи с подготовкой новых войн. Буржуазная дипломатия все в большей мере использует и старые приемы феодальной дипломатии, и профессиональные кадры выходцев из дворян. Да и до сих пор в буржуазных государствах, за исключением США и некоторых других капиталистических стран, дипломатический аппарат, как правило, заполняется по наследству представителями дворянской аристократии. Это во многом объясняется тем обстоятельством, что господствующие классы как в феодальный период, так и в период капитализма являются эксплуататорскими классами, и общие задачи эксплуатации и угнетения одной страны другой страной остаются в силе и при буржуазном строе, как это имело место в феодальном обществе. Поэтому коренных противоречий между дипломатическими кадрами, вышедших из старых аристократических семей, и новыми кадрами, которые стали появляться в период буржуазного государства, по существу нет.

Господствующее положение в аппарате буржуазной дипломатии занимают, однако, представители влиятельных капиталистических группировок. Последние и сосредотачивают в своих руках все рычаги внешней политики и дипломатии. В.А. Зорин “Основы дипломатической службы”. М., 1964 г. Стр.

2.4. Социалистическая дипломатия

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года явилась началом новой исторической эпохи в жизни человеческого общества - эпохи перехода от капитализма к новой общественно-экономической формации - к социализму и коммунизму. Соответственно начался и новый этап развития дипломатии. Стала развиваться внешняя политика и дипломатия нового общественного класса, пришедшего к власти, - пролетариата. Содержание и методы дипломатии и внешней политики в целом стали другими.

В противовес агрессивному курсу империалистических государств, направленному на развязывание военных конфликтов и подчинение слабых государств сильным государствам, Советское государство - носитель социалистического строя, с первых дней своего существования выдвинуло принципиально иной курс внешней политики - политики мира, направленной на укрепление нового общественного строя, на укрепление независимости и самостоятельности больших и малых государств, на мирное сосуществование государств с различными общественно-экономическими системами.

Коммунистическая партия во главе с В. И. Лениным была вдохновителем этого нового курса внешней политики, создателем и организатором социалистической дипломатии. Коммунистическая партия руководствовалась в этой области высказываниями основоположников марксизма - К. Маркса и Ф. Энгельса, которые еще во второй половине XIX века призывали рабочий класс “самому овладеть тайнами международной политики.., и добиваться того, чтобы простые законы нравственности и справедливости, которыми должны руководствоваться в своих взаимоотношениях частные лица, стали высшими законами и в отношениях между народами”.

Сущность советской дипломатии определялась и определяется в первую очередь социалистической природой Советского государства, заинтересованного в прочном и длительном мире и чуждого захватническим и эксплуататорским побуждениям. В основе советской дипломатии, как и дипломатии всех социалистических стран, в основе всей внешней политике государства лежит идея мира и сосуществования государств с различными системами. Говоря в своем докладе о мире 8 ноября 1917 г., В. И. Ленин заявлял: “Мы отвергаем все пункты о грабежах и насилиях, но все пункты, где заключены условия добрососедские и соглашения экономические, мы радушно примем, мы их не можем отвергать”.

Вместе с тем, советская внешняя политика и дипломатия не только отбросили империалистическую политику колониальных захватов, но провозгласили своим основополагающим принципом пролетарский интернационализм, поддержку всех народов, борющихся за свою независимость и свободу. С тех пор важнейшей чертой ленинской внешней политики является оказания всемерной помощи и поддержки всем народам, борющимся за свое освобождение и сохранение трудящимися их революционных завоеваний.

В соответствии с этими задачами и новым содержанием внешней политики родились и новые методы дипломатии. Социалистической дипломатии нечего скрывать, поэтому она в огромной степени стала пользоваться методом открытых заявлений и открытых переговоров. Этот метод вступил в силу буквально с первых дней существования советской власти. Эти методы дают возможность социалистическим государствам разоблачать агрессивные шаги империалистических держав и, приводя в движение широкие народные массы, срывать коварные замыслы империалистов.

Ленин учил советских дипломатов быть твердыми и последовательными в защите основных принципов и интересов социалистического государства и в то же время быть гибкими, избегать ультимативности в выдвижении своих требований, учитывая меняющуюся обстановку и применять различные приемы и формы дипломатии, включая и разумные компромиссы с противниками. Ленин в своих трудах писал, что поскольку компромиссы неизбежны, необходимо через них уметь провести свои интересы.

Использование разумных компромиссов в ходе международных переговоров является важнейшим методом социалистической дипломатии, обеспечивающим мирное решение спорных вопросов. Конечно, советская дипломатия и не мыслила достижения мира любой ценой, что становится очевидным из заявления, сделанного для американской газеты “The World”: “Мы неоднократно заявляли о нашем стремлении к миру, о том, что нам необходим мир... Но мы не намерены позволить, чтобы нас задушили насмерть во имя мира”. Гибкая и то же время твердая, последовательная и принципиальная внешняя политика и дипломатия в интересах мира и социализма такова социалистическая дипломатия новой исторической эпохи. В.А. Зорин “Основы дипломатической службы”. М., 1964 г.

III. Дипломатическое представительство

Дипломатическое представительство - орган государства, находящийся на территории другого государства для осуществления дипломатических сношений с этим государством. Есть два вида дипломатических представительств - посольства и миссии. Посольства возглавляются послом, а миссии - посланником. За годы, прошедшие со второй мировой войны, резко сократилось число миссий и увеличилось число посольств. В настоящее время миссии стали весьма редки. Дипломатические представительства создаются по соглашению между двумя государствами. Это орган, который представляет государство по всем вопросам, может выступать от его имени в сношениях с государством пребывания, сношениях с дипломатическими представительствами других стран в государстве пребывания.

3.1. Учреждение и виды дипломатического представительства

В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года «установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному согласию» (ст. 2). Решив по взаимному согласию обменяться дипломатическими представительствами, заинтересованные государства определяют категорию, к которой должны принадлежать их дипломатические представительства (дипломатические представительства бывают постоянные и временные; на постоянной основе создаются посольства и миссии, а также представительства государств при международных организациях, а временные дипломатические представительства назначаются для выполнения специальных миссий). Тем самым государства осуществляет принадлежащее ему право посольства, включающее в себя право направлять посольства (активное право посольства) и право принимать (пассивное право).

Поскольку существует прямая связь между категорией дипломатического представительства и классом представителя, возглавляющего дипломатическое представительство, в данном случае действует правило Венской конвенции о дипломатических сношениях: заинтересованные государства должны достичь по этому вопросу соглашения (ст. 15). Если сначала они предпочтут учреждение миссии, а потом сочтут целесообразным повысить уровень представительства до посольства, то и в таком случае необходимо снова достичь взаимной договоренности.

Это требование Венской конвенции является элементарным. Оно базируется на принципе суверенного равенства и на недопустимости навязывания своей воли.

Дело в том, что в прошлом империалистические державы нередко пытались решить этот вопрос, прибегая к принуждению. Так, во время президентства Теодора Рузвельта правительство США в одностороннем порядке пыталось навязать Турции повышение категории своего дипломатического представительства - преобразование миссии в посольство. Попытки США натолкнулись на упорное сопротивление султана и американский президент направил в Турцию мощную эскадру, приказав оставаться в водах этой страны до тех пор, пока султан не уступит своему требованию. Чтобы вынудить султана уступить, США прибегали и к иным мерам давления, прежде чем был достигнут компромисс.

Другой момент, который необходимо учитывать при определении категории представительств, - это правило взаимности. Оно заключается в том, что государства обмениваются дипломатическими представительствами одинакового уровня, открывая их взаимно в столицах друг друга. Обычно это требование соблюдается; однако могут быть обстоятельства, когда его выполнение для одной из сторон затруднено, и тогда правило не выдерживается: или представительства могут принадлежать разным категориям, или одно государство открывает его в другом, даже зная, что само оно этого не сделает. Так, Франция имела с 1929 г. в Берне посольство, тогда как Швейцария была представлена в Париже на уровне миссии до 1957г., когда она была преобразована в посольство. Это объяснялось традицией, поскольку Швейцария открывала раньше в других странах только свои миссии, хотя и принимала посольства, соглашаясь на такое отступление от принципа взаимности со ссылкой на международную вежливость.

Типичен пример африканских государств, которые хотя и принимают дипломатические представительства других стран, сами не всегда имеют возможность открыть свои представительства за рубежом. Правда, в большинстве случаев спустя некоторое время они также открывают свои посольства в соответствующих странах.

В практике современных межгосударственных отношений известны две основные категории постоянных дипломатических представительств - посольства и миссии.

Посольства считаются высшими по своему рангу дипломатическими представительствами. Их учреждением часто хотят подчеркнуть более высокий уровень дипломатических отношений с данной страной. Они возглавляются послами.

В настоящее время большинство стран мира в качестве своих дипломатических представительств за рубежом имеют посольства, в то время как в прошлом посольствами обменивались только великие державы. Вплоть до первой мировой войны считалось, что только империя и великие монархи могли назначать послов, они рассматривали это как привилегию и с трудом соглашались распространить ее на других. Малые страны дискриминировались: они могли быть представлены лишь миссиями. В середине прошлого века Англия, например, имела послов только во Франции, России, Австро-Венгрии и Турции, к концу XIX в. К ним прибавились еще посольства в Риме, Мадриде и Вашингтоне.

Исключительно прогрессивное воздействие в этом отношении оказала практика Советского Союза, которое с самого начала обменивалось с другими странами дипломатическими представительствами одинакового уровня (как правило, посольствами) вне зависимости от того, большие они или малые. Такая политика соответствует принципу равноправия государств, подчеркивает уважение их достоинства.

Миссии считаются дипломатическими представительствами более низкими по рангу. Они возглавляются посланниками либо поверенными в делах. В последнем случае они считаются соответствующим классом или уровнем ниже.

В международной дипломатической практике различия между посольствами и миссиями постепенно стираются, сохраняясь лишь в вопросах дипломатического протокола (старшинство, почести и т. п.). Что же касается главного - представительского характера, функций, привилегий и иммунитетов, то здесь отличия нет. После второй мировой войны наблюдается тенденция к исчезновению миссий и даже там, где они еще есть, государства во многих случаях договариваются о преобразовании их в посольства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.