p align="left">Все международные и региональные организации ГА одной из приоритетных задач своей деятельности считают обеспечение авиационной безопасности (АБ) и безопасности полётов (БП) международных воздушных перевозок (МВП) и содействуют выполнению основных целей и задач ИКАО - основной международной организации ГА, членами которой являются на начало XXI века 187 государств мира. ИКАО имеет статус специализированного учреждения ООН и в своей деятельности руководствуется Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной 52-мя участниками-государствами учредительной международной конференции, созванной 7 декабря 1944 года в Чикаго (США) для обсуждения проблем послевоенного развития ГА и разработки принципов дальнейшего сотрудничества государств в области мирового воздушного транспорта. ИКАО имеет свой официальный флаг, окрашенный в голубой и белый цвета Организации Объединенных Наций (ООН) с изображением земного шара с материками, обрамленного двумя оливковыми ветвями - символами мира. К этим символам ООН ИКАО добавила изображение крыльев, символизирующих роль международной организации ГА в деле объединения народов мира в борьбе за мир. Штаб-квартира ИКАО находится в столице Канады г. Монреале. Российская Федерация является членом ИКАО как правопреемник Советского Союза (СССР), вступившего в ИКАО в ноябре 1970г., и имеет при ИКАО свое представительство. ИКАО представляет собой механизм международного сотрудничества в области авиации, успешные результаты которого зависят от готовности государств к взаимным уступкам, совместным усилиям и соглашениям. Рабочие языки ИКАО: Английский, Французский, Испанский, Русский (The working languages ICAO: English, French, Spanish, Russian), В круг основных вопросов, рассматриваемых ICAO, входят: - разработка унифицированных правил навигационных систем - для самолетов; - координация деятельности летных служб, безопасность воз - душного пространства, в том числе выдача лицензий на регулярные перевозки; - техническая помощь странам -- участникам организации и т. п. На ИКАО возложены задачи координации действий государств при эксплуатации международных воздушных линий, содействия развитию воздушного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов. Уставом ИКАО является Чикагская конвенция о международной гражданской авиации Присоединение государств к Чикагской конвенции 1944г. влечет за собой автоматическое вступление в ИКАО, поскольку уставные положения ИКАО, как специализированного учреждения ООН, являются неотъемлемой составной частью Чикагской конвенции. Другой процедуры вступления в ИКАО, кроме присоединения к Чикагской конвенции, просто не существует. Структура ИКАО: Высший орган - Ассамблея ИКАО. Собирается раз в три года. В работе Ассамблеи могут принимать участие все страны-члены ИКАО. Каждая страна имеет один голос по каждому вопросу. Принцип вето, действующий в ООН, не существует. Каждая страна - член ИКАО имеет равный голос при голосовании. Предпочтение отдается необходимости ведения переговоров по спорным вопросам и созданию коалиций между Государствами-Членами. Ассамблея разрабатывает 3-х летнюю программу для Совета. Руководящий исполнительный орган - Совет ИКАО (Президент Совета), избираемый Ассамблеей на 3-летний срок и состоит из представителей 33 государств. Проводит совещания в течение всего года. Выполняет рабочую программу, принятую Ассамблеей. Организует работу Комиссий и Комитетов по изучению проблем, представленных в ИКАО странами-участницами. Ведет работу по совершенствованию Приложений к Чикагской конвенции. Совет принимает технические условия в виде приложений, известных как международные Стандарты и Рекомендуемые практические Правила (Рекомендуемая практика) ИКАО для последующего включения в качестве приложений к Чикагской конвенции. Действует в качестве арбитра между странами. Расследует проблемы, возникающие в деятельности международной гражданской авиации. Осуществляет регистрацию международных авиационных соглашений. Ведет работу по совершенствованию структуры и правил процедур Совета и т. п. Членство в Совете базируется на одной из 3-х категорий: р Страны наибольшего значения для гражданской авиации. р Страны, вносящие наибольший вклад своими объектами аэронавигации. р Страны, членство которых обеспечивает глобальное географическое представительство. Деятельность ИКАО развивается в трех основных областях: · технической, · экономической, · правовой. В технической области эта деятельность осуществляется по линии разработки и принятия единых международных стандартов и рекомендаций, направленных на обеспечение наибольшего единообразия правил в области международной аэронавигации. Одной из важнейших задач ИКАО является стандартизация - установление Международных стандартов, Рекомендуемой практики и процедур, охватывающих такие технические области авиации, как: 1. Выдача свидетельств персоналу [PEL] - Экипажам ВС, диспетчерам службы УВД персоналу службы технического обслуживания. 2. Правила полетов и УВД [RAC] - Выполнение полетов с визуальной ориентировкой и по приборам. 3. Метеорологическая служба - Службы обеспечения международных полетов. 4. Аэронавигационные карты [MAP] - Технические условия для международных карт. 5. Единицы измерения - Лазерные системы для воздушной и наземной эксплуатации. 6 Эксплуатация воздушных судов - Обеспечение максимального уровня безопасности при эксплуатации (выполнение международных воздушных сообщений (OPS). 7. Регистрация воздушного судна - Требования к регистрации и опознанию (национальная принадлежность ВС и регистрационные знаки (REG) 8. Летная годность ВС [AIR] - Единая форма выдачи сертификатов и инспекции. 9. Упрощение формальностей при оформлении пассажиров - Технические условия оформления прибытия в страну и отправления из страны воздушного судна, людей, грузов и т. д. 10. Электросвязь в авиации (Авиационная электросвязь) - Стандартизация оборудования, систем и процедур связи (авиационная связь и радиосредства для навигации [СОМ]) 11. Службы воздушного движения - Управление воздушным движением, информация о полете, служба аварийного оповещения. 12. Поисково-спасательные работы (поиск и спасание [SAR]) - Организация и эксплуатация оборудования и служб. 13. Расследование авиационных происшествий - Единая форма оповещения, докладов и расследования происшествий. 14. Аэродромы - Технические условия на проектирование и эксплуатацию. 15. Навигационная информация - Методы сбора и распространения 16. Защита окружающей среды (авиационный шум) - Сертификация по шуму воздушного судна и выбросу газов от двигателей. 17. Служба безопасности (Авиационная безопасность [AVSEC]) - Система защиты от актов незаконного вмешательства. 18. Транспортировка опасных грузов (безопасная перевозка опасных грузов) - Маркировка, упаковка и перевозка опасных грузов. Международные стандарты и рекомендуемая практика оформляются в виде Приложений к Конвенции и международной ГА (Чикагская конвенция 1944 г.), являющейся Уставом ИКАО. Что такое «международный стандарт ИКАО»? Стандарт - это любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается необходимым для обеспечения безопасности или регулярности международной аэронавигации, и которое будут соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции, в случае невозможности соблюдения Стандарта Совету ИКАО в обязательном порядке направляется уведомление в соответствии со Статьей 38 Конвенции. ПОЯСНЕНИЕ: Если в каком-либо тексте ИКАО не указана конкретная Конвенция, под этим словом понимают основную конвенцию ИКАО - Чикагскую Конвенцию 1944 года, являющуюся базовым документом ИКАО. Что такое «международная рекомендуемая практика»? Рекомендуемая практика - это любое требование к физическим характеристикам, конфигурации, материальной части, техническим характеристикам, персоналу или правилам, единообразное применение которого признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности или эффективности международной аэронавигации и которое будут стремиться соблюдать Договаривающиеся государства согласно Конвенции. Будучи принятым, стандарт подлежит соблюдению на территории каждого Договаривающегося государства ИКАО. В связи с быстрым развитием авиационной техники стандарты постоянно пересматриваются и по мере необходимости изменяются. В ИКАО действует определенный механизм перевода положений из Рекомендуемой практики в Стандарт и пополнения Рекомендуемой практики новыми положениями. Приложение 9 к Чикагской конвенции содержит следующие разделы: прибытие и вылет воздушных судов, прибытие и убытие пассажиров и их багажа, ввоз и вывоз грузов и других предметов; загрузка, следующая транзитом через территорию договаривающегося государства; средства и службы, предназначенные для обработки загрузки в международных аэропортах; посадка в немеждународных аэропортах; прочие положения по упрощению формальностей. Кроме того, в Приложении приведены рекомендованные ИКАО единые перевозочные документы, такие как: генеральная декларация, грузовая ведомость, карточка посадки/высадки, свидетельство члена экипажа, рекомендация Совета таможенного сотрудничества, стандартная форма торговых документов ООН. Таким образом, целью Приложения 9 является стандартизация и унификация процедур и документов, применяемых государствами при международных перевозках. Однако государства далеко не всегда следуют этим стандартам и рекомендациям ИКАО, соблюдая свои национальные интересы. Стандарты и рекомендации ИКАО по упрощению формальностей на практике неизбежно выливаются в две формы: I) «негативная» форма, когда государства не устанавливают национальных требований свыше определенного максимума в отношении документации, ограничения свободы передвижения и. т. д.; 2) «позитивная» форма, когда государства предоставляют определенный минимум средств для удобства пассажиров, для транзитных перевозок и т. д. Когда речь идет о «негативном» положении, предполагается, что государства по возможности устанавливают требования ниже максимального уровня, оговоренного в стандартах и рекомендациях ИКАО. Когда речь идет о «позитивном» положении, предполагается, что государства по возможности предоставляют больший объем средств по сравнению с минимумом, установленным ИКАО. В этой связи в соответствии со статьей 38 конвенции договаривающимся государствам предлагается сообщать в ИКАО обо всех имеющихся расхождениях между их национальными правилами и процедурами и международными стандартами, содержащимися в Приложении 9. Кроме того, государства должны публиковать в изданиях по аэронавигационной информации различия между национальными правилами и практикой и соответствующими стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО. Деятельность ИКАО в экономической области осуществляется, главным образом, по линии сбора статистических данных о перевозках, их объеме, а также разработке мер по упрощению и сокращению времени на выполнение административных формальностей при международных воздушных перевозках заключается во внесении поправок к Чикагской конвенции, разработке новых конвенций по международному воздушному праву, анализе судебных решений государств, арбитраже и т.п. В рамках ИКАО в декабре 1970 г. в Гааге была проведена международная дипломатическая конференция, на которой рассматривались вопросы безопасности воздушного движения, связанные с участившимися случаями попыток захвата и угона ВС. На конференции была выработана Конвенция о борьбе с незаконным захватом ВС, основная цель которой - обеспечить неотвратимость наказания лиц, виновных в незаконном захвате ВС. Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т.е. носят коммерческий характер. В сентябре -- октябре 2001 г. в Монреале (штаб-квартире ICAO) состоялась очередная, 33-я Ассамблея ICAO, призвавшая разработать глобальную стратегию повышения безопасности полетов и авиационной безопасности в международной гражданской авиации в связи с трагическими событиями 11 сентября в США. На Ассамблее было решено с 2004 г.: 1) расширить Универсальную программу проверок организации контроля за обеспечением безопасности полетов; 2) создать Международный механизм финансирования в целях безопасности полетов; 3) укрепить Программу технического сотрудничества ICAO; 4) разработать принципы международного механизма в области авиационного страхования от военных рисков. Помимо этого, Ассамблея приняла резолюцию, обусловленную тем, что в последнее время увеличилось количество серьезных инцидентов, совершаемых недисциплинированными пассажирами на борту гражданских воздушных судов. Согласно этой резолюции, всем государствам предлагается принять соответствующие законы и положения, позволяющие преследовать нарушителей в судебном порядке, где бы ни было совершено правонарушение. В области экологической безопасности Ассамблея одобрила решение Совета ICAO принять новый, более жесткий, стандарт для снижения шума. Этот стандарт был введен в действие с I января 2006 г. в отношении вновь конструируемых воздушных судов. В вопросах аэронавигации была достигнута договоренность о введении с 1 февраля 2002 г. новой структуры авиамаршрутов через Северный Полюс, что позволяет существенно сократить дальность полетов, связывающих Европу и Северную Америку с Центральной и Юго-Восточной Азией; снизить полетное время; составить более удобное расписание полетов; снизить экологический ущерб окружающей среде и принести экономическую выгоду пассажирам и авиакомпаниям. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) является международной отраслевой организацией регулярных авиакомпаний, обеспечивающих более 95% мировых регулярных международных авиаперевозок под флагами более чем 130 независимых государств, объединяющая в настоящее время 272 авиакомпании. Из отечественных авиакомпаний членами IATA на настоящий момент являются «Аэрофлот», «Пулково», «Сибирь», «Трансаэро», «Волга -- Днепр», «Самара» и «Юте-Эйр» ИАТА (IATA - International air transport association) - крупнейшая неправительственная международная ассоциация воздушных перевозчиков (biggest поп governmental organisation) была организована в 1945 году в Гаване. ИАТА размешается в Монреале (Канада), второй офис ИАТА находится в Женеве (IATA is located in Montreal, second office in Geneva). Членство в ИАТА делится на активное и ассоциированное. Активный член ИАТА - авиакомпания, выполняющая регулярные международные полеты, оплачивающая членские взносы придерживающиеся правил ИАТА. Ассоциированный член ИАТА - авиакомпания, выполняющая регулярные внутренние перевозки. Основные задачи ИАТА (main tasks): - развивать безопасные, регулярные и экономичные воздушные перевозки, - способствовать воздушной коммерции (разработка процедур продажи ВП (work out procedures air carriage sale)); - обеспечивать взаимодействие (interaction) авиакомпании, связанных с МВП; - подготовка персонала; - регистрация агентов, которых перевозчик уполномочил продавать воздушные перевозки; - разработка авиационных тарифов; - разработка рекомендации по обслуживанию пассажиров (recommendation for passenger service); - решение коммерческих проблем между авиакомпаниями (commercial problems between airlines); - разработка систем розыска багажа (baggage handling system), например, типа "World Тгасег" и др. - разработка и издание (work out and issue) тарифных справочников (tariff books); APT (airline passenger tariff), в котором указаны основные правила и правила перевозчика (carrier's special regulations) TACT (the air cargo tariff) справочник по грузовым тарифам; Решения и документы ИАТА носят рекомендательный характер для государств и авиакомпаний - членов ИАТА. ИАТА значительное место в своей деятельности отводит организации обслуживания международных перевозок. Эта деятельность направлена на то, чтобы помочь авиакомпаниям минимизировать расходы и максимизировать обслуживание клиентуры с помощью разработки и воплощения стандартов обслуживания пассажиров и клиентуры, а также процедур обслуживания в аэропортах. Информация об этих стандартах распространяется в более чем 50 публикациях ИАТА, а также с помощью сети компьютеров. Эти стандарты ИАТА используются во всем мире, как персоналом авиакомпаний, так и обслуживающими агентами и другим персоналом, участвующим в воздушном транспорте. IATA оказывает помощь авиакомпаниям, туристической индустрии и организациям-партнерам в повышении рентабельности их работы и улучшении качества обслуживания пассажирских и грузовых перевозок. В финансовой области службы IATA предоставляют: - услуги по эффективному проведению в кратчайшие сроки платежей по взаимным обязательствам авиакомпаний; - возможность производить взаиморасчеты посредством мировой информационной сети Интернет в ежедневном, еженедельном или ежемесячном режимах; - авиакомпаниям централизованно управлять денежными потоками и выручкой из различных стран мира, конвертировать и выполнять перевод денежных средств. IATA проводит активную политику, направленную на снижение всевозможных аэронавигационных и аэропортовых сборов. взимаемых с участников воздушного движения (так, благодаря лоббистским усилиям IATA удалось на 7,5 % снизить сборы за посадку и стоянку воздушных судов в новом афинском аэропорту Спарта); содействует тому, чтобы взимаемые в виде сборов средства использовались для развития авиационной инфраструктуры. В центре внимания IATA находятся вопросы, связанные со снабжением подвижного состава топливом, так как доля затрат на топливо составляет в среднем 15 % эксплуатационных расходов авиакомпаний. В связи с этим Ассоциация рассматривает следующие вопросы: 1) проводит совещания с поставщиками топлива для улучшения взаимопонимания; 2) разрабатывает правила и стандарты, связанные с закупками топлива; 3) осуществляет контроль за всеми аспектами снабжения топливом и т.д. В области реализации услуг IATA является законодательным органом по всем вопросам, связанным с разработкой тарифов на международные пассажирские перевозки; устанавливает правила регистрации пассажиров, порядок бронирования мест, обработки, оформления и выдачи багажа; устанавливает стандарты обслуживания пассажиров в полете, включая требования к организации работы бортпроводников и их подготовке, требования к обеспечению питанием в полете, к оборудованию и к организации медицинской помощи на борту. IATA разрабатывает процедуры аэропортового обслуживания пассажиров и багажа; проводит конференции по координации расписания авиакомпаний и проблемам загруженности аэропортов; предоставляет возможность коллективного обсуждения авиакомпаниями соответствующих правил и процедур. IATA предоставляет консультационные услуги по вопросам воздушных перевозок; занимается информационной деятельностью -- публикует тарифы на международные рейсы, издает руководство TIM (Travel Informational Manual), в котором содержатся требования к документации, сопровождающей воздушные перевозки, санитарные и таможенные правила и другую необходимую документацию (всего свыше 360 специфических для отрасли воздушного транспорта изданий). При IATA создан Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации работников воздушного транспорта, предлагающий полный комплекс учебно-тренировочных программ и методик для обучения и повышения квалификации работников ведомств гражданской авиации, персонала авиакомпаний и аэропортов, организаций, занятых в сфере грузовых перевозок, а также работников туристского сектора. Важной сферой деятельности IATA является работа, направленная на обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности. Для этого ею разрабатываются и вводятся в действие новые требования к эксплуатационной деятельности авиакомпаний и к авиационному оборудованию, нацеленные на повышение безопасности полетов; ежегодно публикуются отчеты о состоянии безопасности полетов турбореактивных и турбовинтовых самолетов; проводятся семинары и конференции по проблемам безопасности полетов и роли человеческого фактора; разрабатывается система безопасности, при которой осуществляется однократная проверка пассажиров, что облегчает прохождение пассажиром формальностей в аэропорту, и т.д. Помимо этого IATA разрабатывает и внедряет в практику стратегические программы развития отрасли с учетом проблемы защиты окружающей среды; защищает юридические интересы авиакомпаний; предоставляет услуги в сфере грузовых перевозок; взаимодействует с правительственными и международными организациями; поддерживает связь со средствами массовой информации, разъясняя позицию своей отрасли по различным вопросам. Кроме международных структур, регулирующих деятельность воздушного транспорта, существует ряд региональных межправительственных организаций, занимающихся вопросами развития гражданской авиации. К их числу относятся: |
Основные региональные организации ГА. * Европейская конференция ГА (ЕСАС - ЕКГА). * Ассоциация эксплуатантов аэропортов (АОА). * Единая европейская авиационная администрация (JAA). * Европейская ассоциация региональных авиакомпаний (ERA). * Конференция генеральных директоров ГА (ГДГА). * Ассоциация европейских авиалиний (АЕА) - Брюссель, Бельгия. * Авиатранспортная ассоциация Америки (АТА) Вашингтон, США. * Ассоциация африканских авиалиний (AFRAA) - Найроби, Кения. * Организация арабских авиаперевозчиков (ААСО) - Бейрут, Ливан. * Ассоциация Южно - Тихоокеанских авиалиний (ASPA) - Сува, Фиджи. * Международная авиатранспортная ассоциация Латинской Америки (AITAL) - Богота, Колумбия. | | |
Целью всех этих объединений является решение задач, связанных с повышением безопасности полетов в своих регионах, с координацией авиационной деятельности соответствующих государств, совершенствованием системы контроля воздушной навигации в регионах. Так, например, осенью 2001 г. Европейская организация по безопасности аэронавигации сообщила о своей новой программе «Воздушное пространство свободных маршрутов», которую она планирует ввести в действие в недалеком будущем. Смысл этой программы состоит в том, что в небе над Западной Европой не будет воздушных коридоров и что самолеты авиакомпаний, попав в зону «открытого неба», смогут двигаться к аэропорту назначения не по строго определенному маршруту (как это принято сейчас), а по кратчайшему. По расчетам специалистов, это значительно повысит интенсивность использования воздушного пространства, сэкономит авиаперевозчикам около 60 млн евро в год, а также облегчит работу диспетчеров УВД. Использование международных аэропортов малыми авиакомпаниями и потребность облегчить доставку и передачу пассажиров в сферу деятельности крупных авиакомпаний вызывает настоятельную необходимость малых авиакомпаний в достижении тех же самых стандартов обеспечения АБ, выполняемых крупными авиакомпаниями. Разработка мер, удовлетворяющих требования АБ без применения недопустимых ограничений и значительных расходов дешевых малых авиакомпаний, является одной из проблем, решаемых региональными ассоциациями авиакомпаний.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|