реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международное право и права человека

реферат
p align="left">В числе позитивных изменений Комитет, в частности, отметил принятие ряда законов, относящихся к реализации Пакта, использование его положений в практике Конституционного Суда Российской Федерации и ратификацию Россией Конвенции МОТ № 182 по искоренению наихудших форм детского труда.

Многие рекомендации учитывают положительные тенденции в решении социально-экономических проблем и фактически сводятся к призыву более интенсивно реализовывать уже существующие или планируемые программы в данной сфере. Примеры - выплаты компенсаций за утраченное жилье и государственная помощь вынужденным переселенцам на Северном Кавказе или в целом успешное осуществление программы борьбы с туберкулезом.

Вместе с тем Комитет высказал также ряд озабоченностей, которые, как считают эксперты, должны быть внимательно рассмотрены компетентными органами Российской Федерации в целях дальнейшего выполнения положений Пакта. Среди них обеспокоенность низким уровнем доходов населения, проблемой безработицы, имеющимися проблемами, связанными с реализацией права на достаточное питание и адекватное жилье. Комитет призвал обеспечить недискриминацию в области трудовых отношений, выразил озабоченность негативными последствиями паспортной системы для реализации права на труд и доступа к социальным услугам, включая здравоохранение. Эксперты Комитета рекомендовали предпринять меры, направленные на обеспечение всего комплекса социальных и экономических прав для наиболее уязвимых групп населения.

Следует отметить, что три названных документа - Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и два Международных пакта о правах человека 1966 г. - составляют своего рода Хартию прав человека, поскольку являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в международном праве.

Международное сообщество принимает соответствующие меры для защиты прав женщин и детей. Эти категории людей являются наиболее незащищенными, поэтому нуждаются в особой заботе и защите.

В отношении защиты прав женщин в международном праве было принято несколько конвенций, в том числе: Конвенция о политических правах женщин 1953 г. (уравняла политические права женщин и мужчин); Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. (женщина, выходя замуж, имеет право сама определять свое гражданство, а не следовать гражданству мужа, как было ранее); Конвенция о согласии на вступление

Заключительные замечания Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам по итогам рассмотрения четвертого периодического доклада Российской Федерации о выполнении Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах

Наконец, в 1979 г. международное сообщество выработало Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. В соответствии с документом государства-участники, осудив дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, согласились безотлагательно проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязались принять ряд мер, в том числе:

включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство и обеспечить с помощью закона и других средств практическое осуществление этого принципа;

принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин:

установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин (ст. 2).

Государства-участники принимают все меры, включая законодательные, по ликвидации дискриминации в отношении женщин в следующих областях: в политической и общественной жизни страны (ст. 7); в приобретении, изменении или сохранении гражданства (ст. 9); в образовании (ст. 10); в занятости (ст. И): в экономической и социальной жизни (ст. 13); в брачно-семейных отношениях (ст. 16).

Государства-участники принимают вес меры, включая законодательные, для пресечения всех видов торговли женщинами и эксплуатации проституции женщин (ст. 5).

В соответствии с Конвенцией создан Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов, избираемых на четырехлетний срок. Государства-участники обязаны представлять Генеральному секретарю ООН для рассмотрения Комитетом доклад о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых ими для выполнения положений Конвенции.

В 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, положения которой предписывают всем государствам участникам принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав ребенка, признанных данной Конвенцией.

В Конвенцию включены, в частности, следующие права ребенка: на жизнь и здоровое развитие (ст. 6); имя, приобретение гражданства, право знать своих родителей и на их заботу (ст. 8); свободное выражение ребенком своих взглядов по всем вопросам, затрагивающим ребенка (ст. 12); выражение своего мнения (ст. 13); свободу мысли, совести и религии (ст. 14); свободу ассоциации и свободу мирных собраний (ст. 15); невмешательство в личную и семейную жизнь ребенка, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст. 16); доступ к информации (ст. 17) и др.

Механизм реализации данной Конвенции включает, в частности, создание Комитета по правам ребенка, состоящего из десяти экспертов, избираемых на четырехлетний срок (ст. 43), а также обязанность государств-участников представлять один раз в пять лет Комитету через Генерального секретаря ООН доклады и принятые ими меры по закреплению признанных в Конвенции прав и о прогрессе, достигнутом в осуществлении этих прав (ст. 44).

Международно-правовая защита трудовых прав

Одной из разновидностей защиты прав человека является международно-правовое регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных соглашений. Основополагающие нормы, направленные на реализацию и защиту трудовых прав человека, изложены в международных пактах о правах человека 1966 г., в конвенциях МОТ и других документах.

Возможность участия ООН в международном регулировании труда основывается на положениях п. 1 ст. 1 и ст. 55 Устава ООН, определивших задачи международного сотрудничества по разрешению социальных проблем, обеспечению уважения к правам человека и основным свободам.

Первым документом, в котором нашли свое отражение данные положения, была Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В ней сформулированы основные права и свободы человека, в число которых входят и важнейшие трудовые права: право на труд, на свободный выбор работы, на защиту от безработицы; право на справедливые и благоприятные условия труда; право на равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации; право на удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него и его семьи; право на создание профсоюзов и вступление в них; право на отдых, включая право на разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый периодический отпуск. Однако Всеобщая декларация прав человека не имеет обязательного для государств характера, а носит рекомендательный характер.

Документами, носящими императивный характер, для государств, участвующих в них, в рамках ООН стали международные пакты о правах человека 1966 г. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах трудовым правам посвящено значительное число статей. В нем закреплены право на труд, одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации, право на отдых, особая охрана труда, интересов женщин-матерей, детей и подростков и др. Международный пакт о гражданских и политических правах содержит нормы о запрещении принудительного труда и свободном осуществлении права на ассоциацию.

Кроме того, особое значение по защите трудовых и социальных прав человека имеют принятые ООН Конвенция о ликвидации расовой дискриминации 1966 г. и Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1979 г., запрещающие расовую и этническую дискриминацию, а также дискриминацию женщин, в частности в сфере труда и трудовых отношений. В 1990 г. ООН приняла Международную конвенцию о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей, в которой существенное место уделено трудовым правам мигрантов.

На региональном уровне, в частности в Европе, проблемам защиты трудовых прав человека посвящены акты, принятые Советом Европы и Европейским союзом. Совет Европы принял Европейскую социальную хартию 1961 г., которая с некоторыми изменениями, учитывающими региональную специфику, воспроизводит универсальные права человека в социальной и экономической областях, закрепленные в актах ООН и МОТ. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. запрещен принудительный труд и закреплена свобода ассоциации, включая право образовывать профсоюзы и вступать в них. Важнейшим актом ЕС, в котором провозглашены социальные и экономические права, является Хартия основных социальных прав трудящихся 1989 г.

Одним из главных источников международно-правового регулирования защиты трудовых прав человека являются акты, принятые МОТ.

Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Каждая конвенция и рекомендация обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинством в 2/з присутствующих делегатов.

Несмотря на то что процедура принятия конвенции и рекомендации одинакова, их юридическая сила и порядок применения различны. Конвенция после ее ратификации необходимым количеством государств -членов МОТ становится многосторонним международным соглашением и налагает обязательства на участвующие в ней государства. В случае ратификации конвенции государство обязано внести изменения в свое законодательство для проведения ее в жизнь и регулярно представлять в МОТ доклады относительно принятых мер по эффективному применению ратифицированной конвенции. Рекомендации МОТ не являются международным договором и не требуют ратификации. Они представляют собой обращенное к государствам пожелание, предложение ввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации часто принимаются одновременно с конвенциями и содержат те же вопросы, но дополняя и развивая их. Они служат своеобразным ориентиром в мировом опыте, необходимым для совершенствования национального законодательства.

Следует отметить, что согласно Уставу МОТ принятие государством конвенции или рекомендации МОТ не может изменять во вред работникам действовавшее в данной стране законодательство.

Устав МОТ определяет порядок пересмотра устаревших международных актов. Однако это не лишает прежние конвенции юридической силы, а означает лишь то, что прежняя конвенция с момента вступления в силу новой перестает быть открытой для ратификации, а ратификация государством новой (пересмотренной) конвенции означает денонсацию прежней (если иное не предусмотрено в самом тексте конвенции).

С момента своего создания в 1919 г. МОТ приняла конвенции и рекомендации, охватывающие практически все вопросы в мире труда. К ним относятся некоторые основные права человека (в частности, свобода объединения, право на создание организации и ведение коллективных переговоров и ликвидация дискриминации в области занятости), администрация труда, трудовые отношения, политика в области занятости, условия труда, социальное обеспечение, техника безопасности и охрана труда, занятость женщин и занятость таких специальных категорий, как, например, трудящиеся-мигранты и моряки.

Декларация основополагающих принципов и прав в сфере труда, принятая на 86-й сессии МОТ в июне 1998 г., сформулировала четыре принципа, соблюдение которых является обязательным для всех государств -- членов МОТ (Российская Федерация -- член МОТ). Это свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного труда; запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

По своему содержанию конвенции МОТ можно классифицировать на акты:

осуществляющие защиту основных прав и свобод человека в области труда;

относящиеся к обеспечению занятости, защите от безработицы;

регулирующие условия труда;

по безопасности и гигиене труда;

регулирующие труд работников, нуждающихся в повышенной правовой защите;

регулирующие труд отдельных категорий работников;

регулирующие сотрудничество организаций работников, работодателей, государства, мирные способы разрешения трудовых конфликтов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.