p align="left">Административная юрисдикция. Иностранные тор-говые суда в портах обязаны соблюдать администра-тивные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществле-нию санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою тер-риторию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил вле-чет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными до-говорами. 5. Архипелажные воды Конвенция 1982 года ввела новую правовую катего-рию морского пространства -- архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государ-ствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппи-ны) и не применим к архипелагам, являющимся час-тью территории прибрежного государства. Суверенитет государства-архипелага распространя-ется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам. Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипе-лага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территори-ального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа. Конвенция предусматривает два вида прохода через архипелажные воды: мирный проход и архипелажный проход, последний близок к транзитному. Государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замкну-тые линии для делимитации внутренних морских вод. 6.Территориальное море Территориальное море (территориальные воды) -- это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен-ним морским (и/или архипелажным) водам государст-ва, на который распространяется его суверенитет. Су-веренитет осуществляется с учетом норм международ-ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер-мином "территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин "террито-риальные воды". В некоторых государствах территори-альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина "терри-ториальное море" предпочтительней. Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по-ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ-ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ-ствами. Так, о признании этой ширины территориаль-ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози-циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря. Отсчет ширины территориального моря произво-дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере-га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую-щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий. Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри-ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон-венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су-веренитет прибрежного государства, который распро-страняется и на воздушное пространство над террито-риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право-вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го-сударства в отношении территориального моря, кото-рые установлены международным правом. Одним из основных изъятий является право мир-ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до-пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре-одолимой силы или бедствия или когда требуется ока-зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении. Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир-ного прохода в тех или иных районах своего территори-ального моря, своевременно объявляя об этом. Мирным называется проход, которым не наруша-ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж-ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про-паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по-садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им-миграционных, фискальных законов и правил при-брежного государства, рыболовство, серьезное загряз-нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства. Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб-лей и государственных судов, эксплуатируемых в не-коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу-дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю-дает законов и правил прибрежного государства в от-ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо-вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде-лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу-дарству, международную ответственность несет госу-дарство флага этого корабля. Уголовная юрисдикция. Она распространяется на иностранные торговые суда и государственные суда, используемые в коммерческих целях. Осуществление уголовной юрисдикции прибрежным государством и ее пределы зависят от места совершения преступления: произошло ли это в открытом море до захода в терри-ториальное море, или во внутренних морских водах прибрежного государства до захода в его территориаль-ное море, или в территориальном море во время осу-ществления мирного прохода. Прибрежное государство не предпринимает ника-ких действий по осуществлению уголовной юрисдик-ции, если преступление совершено на борту иностран-ного судна до захода его в территориальное море и если такое судно намерено пересечь территориальное море без захода во внутренние морские воды данного при-брежного государства. Конвенция 1982 года из этой общей нормы уста-навливает два исключения. Они относятся к наруше-нию законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и к случа-ям нанесения ущерба морской среде. Если иностранное судно находится в территориаль-ном море после выхода из внутренних морских вод прибрежного государства, то последнее вправе прини-мать любые меры для ареста этого судна и расследова-ния на его борту. Если же преступление совершается на борту иностранного судна во время его пребывания в территориальном море, то прибрежное государство осуществляет свою уголовную юрисдикцию только в тех случаях, когда последствия преступления распро-страняются на это государство, преступление нарушает спокойствие в стране и добрый порядок в территори-альном море, капитан судна, дипломатический или консульский агент государства флага судна просят об этом и когда вмешательство необходимо для пресече-ния незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами. Гражданская юрисдикция. Прибрежное государство имеет право при наличии оснований применять меры взыскания или арест в отношении находящегося в его территориальном море иностранного судна после вы-хода его из внутренних морских вод этого государства. Если же судно осуществляет мирный проход через тер-риториальное море, то прибрежное государство может предпринять в отношении него меры по задержанию или аресту только в силу обязательств или ответствен-ности, возникших во время или в целях такого прохо-да. Прибрежное государство не вправе останавливать или изменять курс иностранного судна, проходящего через его территориальные воды, для осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя-щегося на борту такого судна. Военные корабли и государственные суда, используемые в некоммерческих целях, обладают иммунитетом от гражданской юрис-дикции прибрежного государства при проходе через его территориальное море. 7. Прилежащая зона Развитие морского судоходства уже в XVII веке привело к тому, что 3-мильная ширина территори-ального моря не могла в полной мере защитить права прибрежного государства прежде всего в торговле. Англия стала первым государством, которое расши-рило за пределы своего территориального моря контроль за соблюдением ее таможенного законодатель-ства. С 1736 по 1876 год в Англии были приняты и действовали так называемые "законы о лавировании", направленные против судов, которые курсировали у границ ее территориального моря, имея намерение войти в них с контрабандными целя-ми, как только отсутствие стражи позволит сделать это. Законодательство и договорная практика США тоже развивались на признании прилежащей зоны. Россия 10 декабря 1909 г. установила 12-мильную таможенную зону. СССР и Российская Федерация не устанавливали прилежащей зоны. Итогом развития этого института явилось включе-ние статей о прилежащей зоне в Конвенцию о террито-риальном море и прилежащей зоне 1958 года (ст. 24) и в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (ст. 33). В указанных статьях есть различия, которые отра-жают развитие международного права за период с 1958 по 1982 год. Конвенция 1958 года определяет прилежащую зону как часть открытого моря, прилежащую к территори-альному морю, в которой прибрежное государство может осуществлять определенный контроль. В Кон-венции 1982 года слова "открытого моря" опущены и говорится просто о зоне, прилежащей к территориаль-ному морю. Это объясняется тем, что Конвенция 1982 года предусматривает возможность объявления при-брежным государством 200-мильной исключительной экономической зоны. Конвенция 1958 года устанавливает 12-мильный предел ширины прилежащей зоны, а отсчет производит-ся от тех же исходных линий, от которых отсчитыва-ется ширина территориального моря. Конвенция 1982 года увеличивает допустимый предел прилежащей зоны до 24 морских миль, и это находит обоснование в том, что в ней был установлен 12-мильный предел ширины территориального моря. Прилежащие зоны устанавливаются для контроля прибрежным государством за тем, чтобы не допускать нарушения его таможенного, санитарного, иммиграци-онного или фискального законодательства в пределах его территории или территориального моря, а также для наказания за нарушение этого законодательства иностранными судами или членами их экипажей в тех же пределах. В первом случае речь идет о превентивных мерах в отношении судов, которые еще не вошли в территориальное море государства; во втором случае -- о применении юрисдикции к судну, уже побывавшему в территориальном море или внутренних морских водах и нарушившему правила прибрежного государ-ства. Установление прилежащей зоны является правом прибрежного государства, и оно может ввести все че-тыре вида прилежащей зоны (таможенную, фискаль-ную, иммиграционную, санитарную) или некоторые из них. Конвенции дают исчерпывающей перечень видов прилежащей зоны. Установление некоторыми государ-ствами других видов прилежащей зоны (например, зоны безопасности) не имеет обоснования в нормах современного международного права. Более того, Ко-миссия международного права в комментарии к проек-ту статьи о прилежащей зоне не признала прав при-брежного государства на безопасность в прилежащей зоне, справедливо посчитав, что неопределенность тер-мина "безопасность" привела бы на практике к произ-волу. 8. Открытое море При определении понятия "открытое море" ис-пользуют два признака, а именно пространственный и юридический. Конвенция об открытом море 1958 года дает основание определить его как пространство, расположенное за внешней границей территориального моря, открытое для общего и равноправного пользования всеми нациями без права распространения на него суверенитета какого-либо государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|