реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международное космическое право

реферат
p align="left">Статья V Договора по космосу предусматривает, что “при осуществлении деятельности в космическом пространстве, в том числе и на небесных телах, космонавты одного государства --участника Договора оказывают возможную помощь космонавтам других государств -- участников Договора”. Взаимопомощь, о которой говорится в приведенной статье Договора по космосу, подразумевает как совершение активных действий по оказанию помощи тем, кто терпит бедствие, так и предоставление им возможности укрыться на космическом корабле или станции другой страны. В п. 1 ст. 10 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года говорится: “Государства-участники принимают все возможные меры для охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на Луне”.

Не случайно в приведенных статьях международных соглашений говорится о “возможной” помощи космонавтам других стран. Известно, что практическая реализация международных спасательных операций в космосе в нынешних условиях -- дело чрезвычайно сложное как с технической, так и с организационной точки зрения. На научно-техническое решение этих вопросов был нацелен, в частности, проект “Союз--Аполлон”, в ходе реализации которого разрабатывались и испытывались в условиях реального космического полета совместимые средства сближения и стыковки космических кораблей разных стран.

/”Как уже упоминалось, одной из форм взаимопомощи в космосе при наличии соответствующих технических возможностей может стать укрытие космонавтов, терпящих бедствие, на корабле или станции другой страны. Так, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах говорится:

“Государства-участники предоставляют терпящим бедствие лицам, находящимся на Луне, право укрытия на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках” (п. 2 ст. 10). Право укрытия на кораблях и станциях, находящихся на орбитах вокруг Земли, прямо не упоминается в действующих соглашениях, но можно предположить, что оно подразумевается в ст. V Договора по космосу, где говорится об оказании “возможной помощи” космонавтам других стран.

При этом необходимо четко различать право укрытия, связанное с охраной жизни и здоровья космонавтов, и так называемое “право посещения”. В соответствии со ст. XII Договора по космосу и ст. 15 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для посещения представителями других государств на основе взаимности и при соблюдении определенных условий (предварительное извещение). Право посещения в международном космическом праве носит строго ограниченный характер. Оно относится к обмену научным персоналом и проверке выполнения запрета военной деятельности на Луне и не распространяется на орбитальные космические станции и другие космические объекты за пределами Луны и других небесных тел, В юридической литературе совершенно справедливо высказывались предложения о том, чтобы прямо запретить не только несанкционированное посещение орбитальных кораблей и станций, но и совершение маневров по подлету, сближению, осмотру и т. д. кораблей и станций другой страны в пределах установленных зон безопасности. Эти меры содействовали бы уменьшению степени риска, связанного с незапланированными операциями в космосе.

Обеспечение непрерывной и высококачественной связи космического объекта с центром управления космическими полетами и пунктами наземно-измерительного комплекса является непременным условием нормальной работы экипажа космического объекта в обычной обстановке и становится жизненно важным фактором в аварийной ситуации. Распределением полос радиочастот на международной основе для различных видов космической деятельности с целью предотвращения взаимных помех и нарушений радиосвязи уже на протяжении многих лег занимаются Международный союз электросвязи (МСЭ) и подчиненные ему органы. Регламенты радиосвязи, вырабатываемые на всемирных административных радиоконференциях МСЭ, приобретают силу международного договора и в части, касающейся космической радиосвязи, должны рассматриваться как один из источников международного космического права. Вопросы правовой защиты средств радиокоммуникаций между космосом и Землей органически входят в комплекс правовых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности космических полетов, охрану жизни и здоровья космонавтов.

На повышение безопасности космонавтов направлено и обязательство участников Договора по космосу незамедлительно информировать друг друга или Генерального секретаря ООН об установленных ими явлениях в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов (ст. V). Речь идет о таких явлениях, как, например, солнечные вспышки и связанное с ними резкое изменение радиационной обстановки в космосе. Своевременная информация такого рода может иметь важное значение для принятия мер безопасности: отсрочка полета, возвращение космонавтов на Землю, запрещение выхода в открытый космос и т. д. В связи с необходимостью быстрого получения такого рода информации заинтересованными государствами Генеральный секретарь ООН (хотя об этом прямо и не сказано в ст. V договора) обязан незамедлительно распространить эту информацию с помощью всех имеющихся в его распоряжении средств.

Действующие нормы международного космического права наиболее детально регламентируют вопросы спасания и возвращения космонавтов в случае их вынужденной посадки за пределами запустившего их государства. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, от 22 апреля 1968 г. и Договор по космосу 1967 года (ст. V) обязывают государства принимать все возможные меры для спасания и оказания необходимой помощи экипажу космического корабля, приземлившегося на чужой территории в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки. Такому экипажу должны быть обеспечены безопасность и незамедлительное возвращение “государству, в регистр которого занесен их космический корабль” (ст. V Договора по космосу) или “представителям властей, осуществивших запуск” (ст. 4 Соглашения о спасании). Ни в том, ни в другом документе не фигурирует критерий гражданства как основание для возвращения космонавта государству, гражданином которого он является. Следовательно, международный экипаж, оказавшийся в бедственном положении, должен быть возвращен не по принципу гражданства его отдельных членов, а в полном составе, исходя из указанных выше критериев.

В том случае, когда государство, на территории которого аварийно приземлился экипаж иностранного космического корабля, не располагает достаточными техническими средствами для быстрой и эффективной организации самостоятельных работ по спасанию, может возникнуть необходимость в проведении спасательных операций силами других государств на территории первого государства. В соответствии с принципом уважения государственного суверенитета Соглашение о спасании определяет, что в таких случаях спасательные операции должны проводиться под руководством и контролем государства, на территории которого они происходят.

Если потерпевший аварию экипаж космического корабля окажется в открытом море или на территории, не принадлежащей никакому государству, например в Антарктиде, то в соответствии с Соглашением о спасании государства, которые в состоянии это сделать, должны оказать, в случае необходимости, помощь в проведении операций по поискам и спасанию такого экипажа.

Как уже упоминалось, вопросы, связанные с осуществлением юрисдикции в отношении космонавтов, совершивших вынужденную посадку на территории другого государства, пока еще не Урегулированы специальными нормами международного космического права. В более отдаленной перспективе, по-видимому, возникнет задача создания международной спасательной службы для проведения операций как в космосе, так и на Земле. Такая служба мыслима только при наличии соответствующих технических возможностей и высокой степени доверия и сотрудничества между заинтересованными государствами. На нынешнем этапе эти проблемы не вышли за рамки обсуждения в различных международных организациях, например в Международной астронавтической федерации.

Обязанности государств по спасанию и возвращению космонавтов, предусмотренные Соглашением о спасании 1968 года, отличаются от их обязанностей по спасанию и возвращению космических объектов. В первом случае соответствующие статьи соглашения продиктованы прежде всего соображениями гуманности, желанием государств всеми доступными средствами помочь “посланцам человечества в космос”, оказавшимся в аварийной ситуации. Во втором случае обязанности государств вытекают из принципа ст. VIII Договора по космосу, в соответствии с которым “права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю”. В соответствии со ст. 5 Соглашения о спасании космические объекты и их составные части спасаются и возвращаются “представителям властей, осуществивших запуск”, только по просьбе последних и за их счет.

Соглашение обязывает государства информировать власти, осуществившие запуск, и Генерального секретаря ООН об обнаружении на своей территории или на территории, не находящейся под юрисдикцией какого-либо государства, иностранного космического объекта или его составных частей. По просьбе властей, осуществивших запуск, государство принимает такие меры, “которые оно сочтет практически осуществимыми”, для спасания этого объекта и его составных частей. Объекты, запущенные в космос, или их составные части по просьбе властей, осуществивших запуск, возвращаются представителям этих властей, которые, по требованию, должны до их возвращения представить опознавательные данные. Характер таких опознавательных данных не уточняется в действующих соглашениях по международному космическому праву. Государство, на территории которого обнаружен иностранный космический объект, само решает вопрос о том, будет ли оно самостоятельно проводить поиск и спасание этого объекта или обратится за помощью к запустившему этот объект государству. В отношении объектов, которые не являются “опасными или вредными по своему характеру”, не существует обязательства государства, запустившего космический объект, в любом случае оказывать такую помощь. Если же объект, приземлившийся на зарубежной территории, может причинить вред, запустившее этот объект государство обязано в соответствии с обращенной к нему просьбой незамедлительно принять эффективные меры для устранения возможной опасности причинения вреда. Эти меры принимаются под руководством и контролем государства, которому принадлежит данная территория.

При разработке Соглашения о спасании в ООН длительное время обсуждался вопрос о том, обязано ли государство возвращать любой иностранный космический объект, в том числе и тот, который использовался для деятельности, несовместимой с международным правом. Прямого ответа на этот вопрос в соглашении не содержится. По мнению многих юристов-международников, к такого рода космическим объектам положения Соглашения о спасании неприменимы.

 

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОСВОЕНИИ КОСМОСА

Юридическое содержание принципа сотрудничества в международном космическом праве

Исследование и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств. Сотрудничество в этой области занимает видное место в современных международных отношениях. Важную роль в развитии межгосударственного сотрудничества в космосе играет международное космическое право. Воздействие права на научно-техническое сотрудничество выражается, во-первых, в создании общего правового режима космоса, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для развития сотрудничества государств, и, во-вторых, в регулировании конкретных отношений между государствами, возникающих при проведении ими совместной научно-технической деятельности.

Особая роль международного сотрудничества в области космических исследований и их практического применения диктует необходимость четкого выяснения юридического содержания принципа межгосударственного сотрудничества с точки зрения международного космического права. В зарубежной литературе по этому вопросу встречаются противоположные точки зрения: от провозглашения сотрудничества в космической области безусловной обязанностью всех государств до полного отрицания юридической силы этого принципа. Осуществление международного сотрудничества в разрешении различных международных проблем провозглашено в Уставе ООН в качестве одной из основных целей Организации Объединенных Наций (п. 3 ст. 1). Впоследствии принцип сотрудничества государств вошел в число семи основных принципов международного права, единогласно подтвержденных всеми членами ООН в Декларации о принципах международного, права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН [резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. Согласно этой декларации, сотрудничество государств друг с другом, независимо от их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений является международно-правовой обязанностью.

Вместе с тем такой обязанностью в декларации провозглашается не всякое сотрудничество, а лишь то, которое соответствует Уставу ООН, то есть сотрудничество, осуществляемое при соблюдении других общепризнанных принципов международного права. Это отражено в самом названии принципа: “Обязанность государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН”. При раскрытии содержания этого принципа в декларации особо подчеркивается его обязательный характер применительно к задачам поддержания международного мира и безопасности. При перечислении конкретных видов сотрудничества в декларации указывается, что оно должно осуществляться в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. С аналогичных позиций трактуется принцип сотрудничества между государствами в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, где он получил дальнейшее развитие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.