реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международно-правовой договор в системе национального права

реферат
p align="left">2. Международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3. Общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4. Судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Но на настоящий момент не все указанное признается источником международного права.

Чтобы принципы (правила, отражающие закономерности применения норм в любой правовой системе) могли стать, общими для национальных правовых систем, чтобы могли войти в систему международного права должны быть пригодны для действия именно в этой системе и включены в нее. Таким образом, принципы, характерные для отдельных правовых систем, перерастают в обычные нормы. В результате превращения общих принципов в обычные нормы, первые не могут рассматриваться как особый источник международного права.

Судебные решения также не являются источниками международного права. Нужно сказать, что суды не наделены правом создавать международно-правовые нормы, более того, нужно учесть, что международная норма - продукт согласования воль государств и других субъектов международного права, а решения суда - решения одного органа.

Судебные решения не носят характер чего-то нового, прецедента. При вынесении решений суд опирается на существующие международные нормы. По этим же причинам не могут быть объявлены источниками международно-правовых норм и доктрины специалистов. Хотя нужно учесть, что при решении того или иного вопроса «творцам» права приходится принимать какую-то концепцию, хотя бы частично. Поэтому, хотя доктрины не признаются источниками международного права, но оказывают на него большое влияние.

Таким образом, в качестве основных источников права могут быть приняты международный обычай и международный договор.

Международный обычай - длительно повторяемое в определенной ситуации правило поведения, которое выполняется субъектами международного права в их международной практике в качестве обычной международно-правовой нормы. В 38 ст. Статуса Международного суда ООН он определяется как закрепление всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Важным условием признания международно-правового обычая является длительность повторения, применения в аналогичных ситуациях. Нужно отметить, что последнее условие характерно для любого обычая, даже неправового. В силу этого для более конкретного определения международно-правового обычая необходим другой признак. Правовой обычай признается государством, а международный государствами (согласие субъектов международного права признать обычай в качестве правового, международного).

Международный договор определяет цели своего заключения, закрепляет права и обязанности сторон, порядок и условия вступления в силу договора, Является единственным всеми признаваемым источником международного права.

Определив понятие Международного договора и международно-правового обычая, нужно сказать, что они имеют общие черты: образование в результате действий субъектов международного права, содержат общеобязательные правила поведения, их нарушение ведет к идентичным последствиям, они имеют одинаковую юридическую силу.

Но есть и различия. Различаются способы создания норм (договор возникает из активных действий, обычай - из молчаливых); во времени договор имеет четко выраженное создание, одобрение и т.д., процесс становления обычая отслеживается с трудом; различается их внешнее выражение (договор выражен в письменном виде т.к. заключает в себе согласованный текст, обычай не имеет письменного заключения); обычай идет вслед за практикой, договор не только фиксирует ее, но и создает.

Существуют различные мнения на их соотношение. Многие ученые считают, что международное право покоится в основном на обычае. Некоторые полагают, что обычай -- иерархически более высокая форма норм международного права, чем договор (Дж. Кунц, США). Немалое число авторов придерживаются иной точки зрения. По мнению профессора М.И. Лазарева, большинство ученых (да по этому пути идет и практика государств) считают, что в современном международном праве главным источником является международный договор, а международный обычай -- не главный». Профессор В. Фридман (США) полагал, что обычай все менее отвечает потребностям современного международного сообщества.

Однако при решении этого вопроса нужно учесть, что договор - писанный, четко выраженный во времени, согласованный источник права и поэтому должен занять наиболее важные сферы правового регулирования. Но он не в силах регулировать все многообразие международных правоотношений, и здесь ему на помощь приходит обычай, который признан равным договору (подтверждением может служить то, что Совет безопасности одинаково защищает как договорные, так и обычные нормы). Таким образом, следует признать, что договор как источник права важнее обычая, но не стоит преуменьшать роль последнего.

2.2 Понятие международного договора

Выяснив, что международный договор - главный источник международного права, необходимо указать, что существует право международных договоров, определяющих порядок заключения, условия действия и прекращения действия международный договоров. Суда включаются международные договоры и, как ни странно, обычаи.

Международный договор - соглашение между основными субъектами международного права, прежде всего между государствами, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанностей.

В венской конвенции 1969 г. Международный договор определен как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Следует сказать, что сущность международного договора - соглашение т.е. согласование воль субъектов международного права. Такими субъектами могут быть государства и международные организации.

Любое государство имеет право на полноценное участие в международных договорах общего и специального характера независимо от его признания.

Отказ предоставить государству возможность участия в многостороннем договоре по мотивам непризнания его некоторыми участниками противоречит международному праву.

Государство выступает субъектом международного права, но выражает свою волю через конкретный орган. Часто таким органом выступает правительство, однако стоит подчеркнуть, что оно правосубъектностью не обладает. Кроме правительства, государство могут представлять и другие органы и лица: глава государства, министр иностранных дел, различные министерства и ведомства. При этом нужно упомянуть, что названные органы и лица могут действовать через специально уполномоченных на то лиц, которым выдаются особые документы (полномочия).

Что касается международный организаций, то эти право этих структур на заключение международных договоров закреплено в ст. 5 Венской конвенции 1986 г. Из них наиболее широким правом заключать договоры обладает ООН. В международных организациях это право регулируется их правилами, при этом договор должен соответствовать учредительному акту организации, и не противоречить Венской конвенции 1986г. и основным принципам международного права.

В настоящее время различают договоры международных организаций между собой и между ними и государствами. В связи с этим и была принята Венская конвенция от 23 мая 1986 г. Она применяется к договорам международных организаций между собой и между ними и государствами. Конвенция также применяется к учредительным актам международных организаций и к любому договору, принятому в рамках международных организаций.

Характерно, что этот документ, как и Венская конвенция от 1969г., также регулирующая заключение договоров, является выражением воль государств. Они регулируют заключение договоров, но при этом сами являются договорами.

Определив субъектов, обладающих правом заключать международные договоры, стоит определить его структуру:

1. Преамбула (введение) Здесь указываются цели договора, ряд формальных моментов, иногда включает конкретные нормы.

2. Центральная часть содержит положения по существу регулируемых отношений.

3. Заключительная часть указывает на порядок вступления в силу, действие и прекращение действия договора.

В настоящее время договор часто делится на статьи, иногда на главы. Однако, для структуры международного договора характерна возможность отсутствия всех элементов в структуре договора, но при этом важно подчеркнуть, что это не влияет на его юридическую силу: такой договор обязателен как и договор поделенный на части. Это вытекает из Венской конвенции 1969г., как и то, что не существует общепризнанной классификации наименований договора: пакты, хартии, трактаты, декларации и др.

Это можно считать особенностью договорной международной нормы и, если сравнивать их с внутригосударственными нормами, то очевидны отличия: внутри государства нормы права формально определены гораздо четче, имеют различную юридическую силу, а название документа, в некоторой степени, определяет его юридическую силу. Такие различия, на мой взгляд, обусловлены необходимостью поддерживать иерархию нормативных актов внутри государства и неравенством субъектов правотворчества в государстве и их равенством в международных отношениях.

Что касается классификации договоров, то существует множество классификаций нормативных договоров и международных договоров в частности.

В зависимости от субъекта, представляющего государство, различают межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры.

Если же взять за основание число участников, то различают двухсторонние и многосторонние договоры. Основную массу составляют двухсторонние договоры. Однако с развитием международного сотрудничества значительно возрастает роль многосторонних договоров. И это неудивительно, если учесть происходящие процессы глобализации в мире, и как следствие усиление связи между государствами и необходимостью их упорядочить.

В зависимости от объекта международного договора различают три вида договоров: политические (о союзе взаимной помощи, нейтралитете и др.), экономические (торговые, о поставке товаров, об экономическом сотрудничестве и др.), по специальным вопросам (по различным специальным вопросам в области транспорта, связи, по сельскому хозяйству, образованию и др.).

3. Национальное право и международно-правовой договор

3.1 Взаимодействие международного и национального права

При решении данного вопроса прослеживается три различных подхода: дуалистический и монистический в двух вариантах. Причем каждый из них в разное время имел и имеет распространение в юридической литературе.

Дуалистический подход исходит из того, что существуют две взаимосвязанные, взаимодействующие друг с другом правовые системы - международная и национальная. Надо сказать, что они имеют относительно самостоятельный характер и в процессе взаимодействия дополняют друг друга. При этом отрицается доминирование какой-либо одной правовой системы или ее частей. Такая позиция представлена в Конституции Японии. Согласно ее положениям Конституция Японии - Верховный закон страны и заключенные Японией договоры должны соблюдаться. Из этого можно сделать вывод о том, что Японская правовая система, с одной стороны, относительно самостоятельна, а с другой она признает одновременное существование относительно самостоятельной системы международного права, положения которой Япония должна соблюдать. Дуалистическая позиция также представлена в Конституции ФРГ (ст. 25): «общие нормы международного права являются составной частью Федерации» и «имеют преимущество пред законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории». Аналогичные положения о соотношении международного и национального права содержатся в конституционных актах других стран.

Нужно еще раз подчеркнуть, что эти правовые системы взаимосвязаны и взаимозависимы. Что касается влияния внутригосударственного права (которое первично по отношению к международному) на международное, то нужно выделить прямое и косвенное влияние.

Косвенное влияние осуществляется через внешнеполитическую деятельность государства. Заключается в том, что:

I. Внутригосударственное право влияет на международное право через опосредованную с помощью составляющих его норм внутреннюю и внешнюю политику, которая сказывается на содержательной стороне международного права (материальное влияние).

II. Внутригосударственное право воздействует на процесс создания и реализации норм международного права, т.е. предопределяется порядок принятия, заключения, реализации соглашений и договоров (процессуальное влияние).

Но влияние внутригосударственного права на международное проявляется также и в прямой форме. Национальное право в ряде случаев может оказывать прямое непосредственное воздействие на международное право. Это может выражаться в трансформации обычных норм, норм об иммунитете государства и его собственности, об иностранцах и других, в первую очередь прогрессивных норм.

Международное также оказывает прямое и косвенное влияние на внутригосударственное право. Косвенное выражается в том, что:

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.