реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Международно-правовая регламентация положения населения

реферат
p align="left">Внутреннее законодательство определяет, какие докумен-ты и факты могут служить доказательством наличия у лица гражданства того или иного государства. Со-гласно закону о гражданстве России, документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Федеральный Закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». В случае отсутствия документов, подтверждающих гражданство, или сомнений в правильности их выдачи в России установлена административная процедура так называемого выяснения гражданства.

Во многих зарубежных странах, в первую очередь в тех, где нет внутренних паспортов, существует судеб-ная процедура выяснения гражданства.

2. Статус и режим иностранцев

Иностранцы -- лица, которые находятся на территории иностранно-го государства, не являясь его гражданами. Каждое государство само-стоятельно решает вопросы относительно въезда иностранцев на терри-торию своего государства и условий пребывания на ней. В международ-ной практике существует визовый институт, суть которого сводится к специальному разрешению для въезда, транзита и выезда с территории принимающего государства. Ряд государств -- участников Европейского союза в конце XX в. заключили между собой Шенгенские соглашения, согласно которым граждане этих государств могут практически свобод но, без виз, лишь на основе своих внутренних личных документов въез-жать, передвигаться и выезжать с территории государств -- участников Соглашения1 Шенгенские соглашения / Сост., вступ. ст. С. Ю. Кашкина, А. О. Четверикова. - М., 2000.. К такой безвизовой системе хотела бы присоединиться и Российская Федерация. Переговоры по этому вопросу ведутся ею уже на протяжении нескольких лет.

Режим иностранцев (правовое положение иностранцев) обычно определяют как совокупность прав и обязанностей ино-странцев на территории данного государства.

Правовой статус иностранцев можно свести к трем видам режимов:

-- национальный режим -- иностранцы уравниваются в правах с соб-ственными гражданами;

-- режим наибольшего благоприятствования -- иностранцам предос-тавляются такие же права, как и гражданам любого третьего государства;

-- специальный режим -- для иностранцев устанавливается особый режим, более жесткий по сравнению с двумя вышеназванными.

Общее для всех трех режимов состоит в том, что каждый из них пре-дусматривает: а) соблюдение иностранцами законов и правил государст-ва пребывания; б) привлечение иностранцев к уголовной, гражданской и административной ответственности за нарушение соответствующих за-конов государства пребывания; в) запрещение занимать определенные должности или заниматься отдельными видами деятельности.

Сложность положения иностранца с точки зрения международного права заключается в том, что он находится как бы в двойном подчинении. Он под-чинен двум началам: территориальному, то есть право-порядку государства пребывания, и одновременно лич-ному, то есть законам государства своего гражданства. Определенные сложности могут возникнуть, если законы государства пребывания и законы государства граждан-ства в чем-то противоречат друг другу. В этом случае имеет место конкуренция указанных начал (конкури-рующая юрисдикция).

Иностранец может пользоваться правами или выпол-нять обязанности, вытекающие из его гражданства (т. е. предусмотренные законодательством государства его гражданства), лишь в той мере, в какой это допуска-ется государством пребывания, не противоречит его су-веренитету и безопасности. С другой стороны, госу-дарство пребывания, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанных принципов меж-дународного права и договоров, в которых оно участ-вует.

В Российской Федерации правовой статус иностранцев определен ее Конституцией, Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иными на-циональными нормативными правовыми актами.

Часть 3 ст. 62 Конституции РФ определяет: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кро-ме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Конституция РФ. - М.: Юрайт - М, 2000. - (Серия «Российское федеральное законодательство»). - С. 17.

Основные положения Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» сводятся к следующему.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом (п. 1 ст. 5).

Разрешение на временное проживание может быть выдано ино-странному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6).

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территори-альный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истече-ния срока действия разрешения на временное проживание. До получе-ния вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Рос-сийской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гра-жданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть про-длен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на житель-ство не ограничено (ст. 8).

Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права из-бирать и быть избранными в федеральные органы государственной вла-сти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ. Постоянно проживающие в России иностранные граждане в случа-ях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а так-же участвовать в местном референдуме (ст. 12).

Согласно ст. 14 Федерального закона иностранный гражданин не имеет права: 1) находиться на государственной или муниципальной службе; 2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, пре-дусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ; 3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуа-тируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; 4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации; 5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и орга-низаций утверждается Правительством РФ; 6) заниматься иной деятель-ностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к ко-торым ограничен федеральным законом.

Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и ор-ганы в качестве лица гражданского персонала (ст. 15).

Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом и другими федеральными законами. Регистрация детей, не дос-тигших возраста восемнадцати лет и въехавших в Российскую Федера-цию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя) (ст. 20). Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.


Государства как носители суверенитета в принципе самостоятельно регулируют вопросы въезда на его территорию и соответственно выезда, принимая для этого необходимые меры внутригосудар-ственного характера. В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и вы-езда как собственных граждан, так и иностранцев. Иногда он существенно упрощен на основе международ-ных договоров, но это не свидетельствует о том, что такой порядок в принципе отменен. В разных странах установлена различная процедура получения разрешений на въезд и выезд.

Разрешительный порядок въезда и выезда предпола-гает, что в выезде из страны или въезде в нее как иност-ранцу, так и собственному гражданину государство мо-жет и отказать. Международное право: Учебник / Отв. Ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Межд. отношения, 1994. - С. 109.

Каждое государство само-стоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрис-дикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответ-ственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государ-ства пребывания, по законам этого государства.

В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются. Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой ино-странец не может привлекаться к уголовной ответствен-ности на территории государства пребывания за пре-ступления, совершенные в каком-либо другом государ-стве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принци-пах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

Иностранец вправе рассчитывать на дипломатическую защиту со стороны государства своего гражданства, и факт его законного нахождения на территории другого государства объективно облегчает получение им такой защиты. Если иностранец находится на территории дру-гого государства незаконно, то последнее имеет право сомневаться в действительности наличия у него иностран-ного гражданства, не говоря уж о праве выдворить его за пределы своей территории, привлечь к ответственности за незаконный въезд.

Дипломатическая защита граждан за рубежом -- важнейший институт современ-ного международного права. Дипломатическая защита -- это термин, который имеет широкое значение. Он не означает, что обязательно именно дипломатическое представительство как таковое должно оказывать диплома-тическую защиту. Оказание защиты гражданам представ-ляемого государства является обычно функцией консуль-ских учреждений. Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за ру-бежом, но предполагает также право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых обвиняется гражданин этого государства.

Дипломатическая защита, прежде всего, является средством, обеспечивающим соблюдение режима ино-странцев в отношении данного лица или лиц. Если ино-странец действительно нарушил законодательство госу-дарства пребывания, то дипломатическая защита сводит-ся к выяснению обстоятельств совершения правона-рушения, подбору, если это необходимо, адвокатов и т. д. и заинте-ресованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необхо-димости, наказания виновных, компенсации пострадав-шему. Курс международного права в 7-ми томах. - М., 1990. - Т. 3.

3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Беженцы -- это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали (чаще всего страну своего гражданства), в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. В международное право понятие «беженцы» проникает после первой мировой вой-ны. Проблема беженцев нашла отражение в ряде меж-дународных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ). Устав Управления при-нят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 428 (V) от 14 декабря 1950 г. А 28 июля 1951 г. была заключе-на многосторонняя Конвенция о статусе беженцев. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея приняла к сведе-нию Протокол, касающийся статуса беженцев, который предусматривал некоторые изменения конвенции. Он вступил в силу 4 ноября 1967 г. Личный статус беженца определяется законами страны его домициля или, если у него такового не имеется, законами страны его проживания. Ранее приобретенные беженцами права, связанные с его личным статусом, и в частности права, вытекающие из брака, будут соблюдаться Договаривающимися государствами по выполнении, в случае надобности, формальностей, предписанных законами данного государства, при условии, что соответствующее право является одним из тех прав, которые были бы признаны законами данного государства, если бы это лицо не стало беженцем. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 года.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.