p align="left">Корельский В. М.,Теория государства и права. Уч. для ВУЗов.-М.,Издательство НОРМА, 2001 Не исключена в России и жесткая диктатура мафи-озно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных вариантов политических режи-мов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян. Россия, надо полагать, полностью исчерпала лимит революционных потрясений, крутых реформ, волюнта-ристского экспериментаторства, бездумного заимствова-ния чужеземного опыта. В опоре на собственные силы, богатые возможности, исторические, социально-куль-турные и национальные традиции, талантливый народ она может и должна твердо встать на испытанный ми-ровым опытом путь преобразований, сочетающий необ-ходимую стабильность, преемственность и динамизм. В социально-экономическом отношении это построение общества, которое бы органично синтезировало бесспор-ные преимущества социализма с эффективной рыноч-ной экономикой, с социально ориентированным рынком. В социально-политическом плане сказанное означает курс на создание гражданского общества и демократического правового социального государства. Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элемен-том, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящийся о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и испол-нения правовых норм, действующих законов. Жизнеде-ятельность гражданского общества строится на нравст-венных и правовых началах, а широкие гражданские сво-боды органично сочетаются с ответственностью и дис-циплиной. Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобре-тает тоталитарный характер. Благодаря же гражданско-му обществу она получает мощный импульс демокра-тизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод. Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государ-ства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремит-ся активно помогать тем из них, кто способен непосред-ственно усиливать могущество и демократизм государ-ственной власти. Гармонизация закономерных взаимо-поддерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства -- столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия. Существуют различные представления о понятии государственного служащего. Основная причина этого - разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения данного понятия. Приближает его к сущности определение, согласно которому служащими признаются «работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату…» По общему правилу, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказания услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению. Нельзя признать удачным определение, сводящее служащего к лицу, работающему по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания. Так как оно может быть распространено также на работников, не являющимися служащими. Ошибочно мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредовано оказывают влияние на ее функционирование и развитие. Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Государственные служащие - разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. До принятия Закона об основах государственной службы термин «государственный служащий» трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле - гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственном органе. При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, занимающего ее. В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: а) гражданин Российской Федерации; б) замещает государственную должность в государственном органе; в) замещает в таком же органе должность государственной службы; г)выполняет обязанности, определяемые данной должностью; Оболенский А.В. Человек в государственном управлении.М, 2001 д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета. Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются. По этому закону государственной является должность в Федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Понятие государственного служащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами. Хотя в преамбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, его действие распространяется не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в государственных органах, но и на государственных предприятиях; в учреждениях и иных организациях. Различия между вышеназванными органами предопределены их функциональным назначением, адекватным природе государственных органов и предприятий, учреждений, организаций. Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно, но в общем служба в государственных органах направлена на эту цель. Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций. Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой - предприятий. Так, содержанием большинства служащих предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий - за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к российским государственным служащим.) Теория государства и права.Курс лекций. Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько.-М., Юристъ,1999 На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.). В специальной литературе часто дается понятие государственной службы как: а) разновидность труда работников государственных организаций, являющихся государственными служащими б) неотъемлемой частью государства. Государственная служба понимается в широком и узком смысле. Государственная служба в широком смысле сводится к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; в узком смысле - это выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах. Государственная служба осуществляется на профессиональной основе. Это обусловлено необходимостью непрерывного, преемственного и компетентного осуществления деятельности государственных организаций. Государственная служба опосредуется правом. Совокупность правовых норм, регламентирующих правовой статус государственных служащих, в том числе условия и порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения и другие вопросы государственной службы, образуют правовой институт государственной службы. В него входят нормы конституционного, трудового, гражданского, финансового и других отраслей права. Специфическая концепция государственной службы положена в основу Закона Российской Федерации от 5 июля 1995г «Об основах государственной службы Российской Федерации». В трактовке этого Закона под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Должности в государственных органах подразделяются на государственные и негосударственные должности. Разновидностью государственных являются государственные должности и государственные службы. Государственные должности делятся на три категории: «А», «Б», «В». К категории «А» относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации). Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, принципы//Гос.и пр.2000 № 1 К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории. К категории «В» относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. 5. Понятие и сущность бюрократии. Демократический и бюрократический централизм Бюрократия и бюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, во многом харак-теризуют его механизм (аппарат). В понятие «бюрократия» часто вкладывается различный смысл. Для М. Вебера бюрократия -- рациональная организация государственного управления, деятельнос-ти государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, ис-полнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единым порядком. Унификация становится гарантией против недостатков государственных чиновников и воз-можности злоупотреблений. К. Маркс относился к бю-рократии резко отрицательно, оценивал ее как абсолют-ное зло. В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм -- болезнь, причем застарелая и общемиро-вая. В буквальном смысле слова бюрократизм означает власть «бюро», т. е. письменного стола, конторы, «конторовластие», а по сути дела власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов - именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в воз-можности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный -- в групповой или личный, т. е. «государствен-ные задачи превращаются в канцелярские», а «канце-лярские задачи -- в государственные». Одной из харак-терных черт бюрократизма является стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата -- сохранение и увеличение власти, ее самовоз-растание. Отсюда разбухание государственного аппарата -- верный признак его бюрократического загнивания. Антиподом и самым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянный де-мократический контроль за всеми звеньями государст-венного механизма, отчетность и сменяемость работни-ков государственных органов, гласность и критика -- надежное лекарство против этой болезни. Марченко М.Н. Теория государства и права.Уч. для ВУЗов.-М., Издательство НОРМА, 2003 Заключение Под влиянием отмеченных противоречивых преобразо-ваний в российском общественном сознании, с одной стороны, размывались ценностно-идеологические уста-новки и социальные ориентиры, с другой разрушались многочисленные догмы и стереотипы, пересматривались государственно-правовые взгляды и учения. Кроме того, в переходный период сравнительно быстро изменяются общественные отношения, государственные органы и теку-щее законодательство. Все это ставит перед теорией госу-дарства и права непростые проблемы. Она сама должна непрерывно развиваться, вбирать в себя новейшие мировые научные достижения о государстве и праве, вырабатывать адекватные реалиям жизни выводы и рекомендации. В наше время теория государства и права становится более демократичной, чем в прошлые годы, открытой для восприятия и классического наследия прошлого, и новей-ших идей (независимо от того, как и где они появились). Она уделяет все большее внимание материальным и ду-ховным потребностям человека, его достоинству, правово-му и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно обогатилось гуманистическое со-держание современного учения о государстве и праве. Любая теория, т. е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выра-ботки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительнос-ти, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению истинных знаний, а также всю сумму наличных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспе-чивает приращение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым стимулирует любую другую деятельность. Теория государства и права как наука имеет целью получение, обновление и углубление обобщенных, до-стоверных знаний о государстве и праве, стремится познать устойчивые, глубинные связи государственно-правовой жизни, определяющие ее историческое дви-жение. Список использованных источников: 1. Агеева Е.А. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990 2. Байтин М.И. Механизм современного Российского государства //Правоведение. 1999. № 2 3. Барнашов А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск. 1990 4. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы//Государство и право. 2000 № 1 5. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве.М., 2003 6. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. - М., Издательство НОРМА, 2001 7. Корельский В.М. Теория государства и права. Уч. для ВУЗов. - М., Издательство НОРМА, 2003 8. Ликас А.Л. Культура правосудия. М., 2002 9. Марченко М.Н. Теория государства и права. Уч. - М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 2001 10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Уч.пособие. - М., 2001 11. Оболенский А.В. Человек в государственном управлении. М., 2001 12. Осавелюк А.М. Современный механизм сдержек и противовесов в зарубежных государствах //Государство и право. 1999. № 4 13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Уч.пос. для ВУЗов. - М., 2001 14. Энтин Л.М. Разделение: опыт современных государств. М., 2000 15. Разделение властей: история и современность. М., 2004 16. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Мазутова и А.В. Малько. - М., Юристъ, 1999
Страницы: 1, 2, 3
|