p align="left">--------------------------------------------------¬ ¦ ¦ Сочетание выборности и назначаемости +----------- L-------------------------------------------------- Как политический принцип организации государственной власти он был теоретически обоснован идеологами буржуазии и получил затем свое конституционное оформление. В разделении властей, а точнее в умении "комбинировать" власти, с тем, чтобы одна могла сдерживать и уравновешивать другую, французский философ Ш. Монтескье видел прочную гарантию свободы в обществе. Главный тезис Монтескье сводится к следующему: политическая свобода несовместима со злоупотреблениями, неизбежными при сосредоточении всей полноты власти в одном лице или государственном органе, и, наоборот, ей благоприятствует умеренное правление с разделением властей. Под разделением властей философ понимал установление такого порядка в государстве, при котором три власти - законодательная, исполнительная и судебная - отделены одна от другой и вверены различным государственным органам. Принцип разделения властей обеспечивает предметно-функциональную и структурную обособленность высших органов государственной власти и, следовательно, их относительную самостоятельность и независимость друг от друга. Иными словами, речь идет о такой организации государственной власти (государственного механизма), которая предполагает наличие институционализированной системы органов, которым присуща структурно-функциональная определенность и которые действуют в пределах системы как относительно автономные компоненты. В этом смысле принцип разделения властей служит в известной степени критерием демократизма политической системы общества: его реализация возможна только в рамках демократического режима. Причем особое значение приобретает самостоятельность и независимость Федерального собрания как общенационального представительного учреждения, в верховенстве которого и воплощается главным образом идея народного суверенитета. Одно из главных требований доктрины - органам исполнительной власти запрещается непосредственно участвовать в принятии законов. Право на их издание признается исключительно за выборным представительным органом - Федеральным собранием. В России принцип разделения властей как конституционный принцип организации и осуществления государственной власти введен Конституцией Российской Федерации 1993 г. (ст. 10). Соответственно, в системе государственных органов на федеральном и региональном уровне различаются законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти и органы судебной власти; принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов. Законность представляет собой режим неуклонного действия правовых норм. Он предполагает точное исполнение всеми участниками общественных отношений - гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями законов и иных нормативных актов, решительное пресечение любого беззакония и наказание виновных, строгий контроль за неуклонным соблюдением юридических предписаний. Законность - это принцип деятельности государственного аппарата. Требуя исполнения правовых норм от граждан, государственные органы, начиная с самых высоких, сами должны основывать свою деятельность на законе, быть примером его неуклонного соблюдения. Диктатура закона - необходимое условие развития демократии, ее всемерного расширения. Без законности невозможно обеспечить режим народовластия в нашей стране, действие демократических институтов, защиту и охрану прав и интересов личности, нормальное функционирование хозяйственного механизма; принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников; учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма; принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны; принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата; принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении; принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих). Всесторонний учет названных и некоторых иных принципов, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет к его демократизации и повышению эффективности. На основе вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции и принципы государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере - от его идеологической обусловленности. Нет, и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций и принципов, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением. Во-вторых, функции государства - это основные направления его деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определённом историческом этапе его развития. В-третьих, осуществление функций государства невозможно без наличия хорошо отлаженного механизма государства, а это, в свою очередь, делает задачу совершенствования системы органов государства одной из важнейших политических задач на современном этапе. 3. Органы внутренних дел в механизме государства Раскрытие данного вопроса должно начинаться с попытки выяснить, что собой представляет понятие «государственный орган» и какова его сущность. Первейшим элементом, своего рода "кирпичиком" всего "здания" механизма государства выступает государственный орган. Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Признаки органа государства: 1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма; 2) действует от имени государства и по его поручению; 3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом"; 4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения); 5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа; 6) осуществляет свою компетенцию тремя способами: принятием нормативных актов (предписаний общего характера); принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); конкретно-организационной деятельностью; 7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы; 8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач; 9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание; 10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; 11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности). Важнейший приоритет в деятельности государственных органов - наведение порядка во власти. Об этом, в частности, весьма откровенно говорилось в президентском Послании Федеральному Собранию 1997 г., которое так и называется "Порядок во власти - порядок в стране!". Всем своим содержанием оно свидетельствует о глубине и масштабах охватившего страну политического кризиса. Оздоровление государственного организма - магистральное направление правовой политики России на современном этапе. Неотложная и крайне злободневная задача современной российской правовой политики - укрепление законности и правопорядка в стране, неукоснительное соблюдение всеми органами, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами правовых норм. Сегодня это - наиболее слабое место во всей государственной деятельности. Общество испытывает самый глубокий кризис законности и правопорядка за последние годы. В названном выше Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1997 г. отмечается: "России нужен порядок. Абсолютное большинство возникших у нас проблем порождено, с одной стороны, пренебрежительным отношением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начнется только с наведения порядка в самом государственном механизме. Общество подошло к рубежу, когда самое главное и самое конструктивное - последовательные меры по созданию твердого порядка. Нельзя допустить, чтобы неизбежные издержки переходных процессов стали необратимыми. Даже если не произойдет серьезных срывов, остается опасность медленного вползания в такой режим, в котором нынешний беспорядок станет устойчивой формой "порядка". Наш выбор - это порядок, основанный на праве". Одним из важных государственных органов, играющих важную роль в обеспечении законности, являются органы внутренних дел. Деятельность милиции по обеспечению законности и охране правопорядка регулируют следующие нормативные акты: Законом «О милиции» от 18 апреля 1991 г. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета (Ведомости). 1991. № 16. Ст.503; 1993. № 32. Ст.1231., Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 24 декабря 1994 г. СЗ. 1994. № 35. Ст. 3649., «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» от 23 декабря 1992 г. Ведомости. 1993. № 2. Ст.70. и некоторые другие. В соответствии с указанными нормативными актами, система органов внутренних дел включает в себя Министерство внутренних дел Российской Федерации; органы внутренних дел (министерства, главные управления и управления) субъектов Федерации; органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; учреждения, предприятия и организации милиции и внутренней службы, а также внутренние войска. Министр внутренних дел Российской Федерации подчинен непосредственно Президенту. Специфика деятельности сотрудников органов внутренних дел состоит в том, что она ориентирована на противодействие криминальному насилию, на надежную охрану жизни, здоровья и имущества граждан, на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Сотрудники органов внутренних дел часто действуют в экстремальных условиях, проявляя не только мастерство, но и героизм. Многие из них погибают, выполняя свой служебный долг. На мой взгляд, этот фактор должен учитываться в деятельности правоохранительных органов, которые призваны осуществлять противодействие преступности. Всего за несколько последних лет криминальный фактор в нашей стране приобрел такое значение, что оттеснил на второй план даже рост цен и безработицу. Вот уже более 15 лет преступность в России воспринимается общественным сознанием то с преуменьшением ее реальной опасности, то с преувеличением угрозы, исходящей от нее. По-видимому, это объясняется тем, что данному сложному социальному явлению до сих пор не определены место, время, роль и значение в динамично развивающейся системе общественных отношений. Особую важность проблема преступности приобрела в нашей стране в связи с ростом организованной преступности. Попытки отождествить организованную преступность в России со внешне сходными феноменами (например, в Италии, США, Японии) оказываются тщетными, поскольку ее зарождение и развитие самостоятельно, особенно. Ее корни зарыты в почву совершенно иной формации, иных социально-экономических и производственных отношений, а, следовательно, российская преступность имеет принципиально иной образ, характеристики, свойства. В результате перед органами внутренних дел ставятся задачи, которые во многом определяются изменившейся правоохранительной ситуацией. Все более опасны такие явления, как несанкционированная, дестабилизирующая правопорядок общественная активность, в том числе острые межнациональные конфликты, организованная преступность, криминализированная коррупция и т.п. Все это влияет на формы и методы практической деятельности, по сути, всех структур МВД. Конкретные задачи, организация, обязанности и права милиции -- основной структуры МВД -- определены Законом Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г., подразделившим ее на криминальную и милицию общественной безопасности, и Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) от 12 февраля 1993 г. Основные задачи криминальной милиции -- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц. В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач и оказания помощи местной милиции. Основными задачами милиции общественной безопасности (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания, а также оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям. В состав местной милиции входят: дежурные части; участковые инспектора милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; подразделения патрульно-постовой милиции, в том числе ОМОН (отряды милиции особого назначения), подразделения государственной автомобильной инспекции (ГИБДД), охраны объектов по договорам, охраны и конвоирования задержанных и арестованных, лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по раскрытию преступлений, по делам о которых производство не обязательно, и другие (в частности, «сверх закона» здесь остались аппараты паспортно-визовой службы). Законодательство определяет круг обязанностей и прав органов милиции в целях борьбы с правонарушениями, а также условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Подробно урегулировано и правовое положение, прохождение службы, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. По итогам вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что укрепление законности и упрочение правопорядка всеобщая задача, т. к. речь идет о сердцевине политики - о государственной власти и методах ее осуществления, о регулировании важнейших социальных связей и отношений, о защите демократического строя, общества, человека, о правах, свободах и обязанностях гражданина. Гарантии законности и правопорядка - это субъективные и объективные факторы, которые создают прочную основу законности, это основные средства, условия, предпосылки, обеспечивающие соблюдение законов, прав граждан и интересов общества и государства. Заключение Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы. Во-первых, цели и задачи, а вместе с ними и некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере -- от его идеологической обусловленности. Нет, и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением. Во-вторых, функции государства - это основные направления его деятельности по достижению поставленных обществом задач и достижению общественно-полезных целей на определённом историческом этапе его развития. В-третьих, осуществление функций государства невозможно без наличия хорошо отлаженного механизма государства, а это, в свою очередь, делает задачу совершенствования системы органов государства одной из важнейших политических задач на современном этапе. Важная предпосылка формирования правового государства в Российской Федерации - создание внутренне единого, непротиворечивого законодательства. Существующие ныне противоречия в правовой системе страны, возникающая время от времени борьба федеральных законов и законодательных актов, издаваемых на местах, не только не приближают Россию к правовому государству, но даже отдаляют от него. Эта борьба, как и многое другое, разрушительно сказывается на экономике, обществе и самом государстве. Пренебрежительное отношение к федеральным законам автоматически порождает такое же отношение и к местным актам, ведет к трагическим последствиям для многих миллионов людей. Современная жизнь дает тому множество весьма печальных примеров. В том числе примеров, связанных с разрушением единого государственного пространства СССР, с возникновением межнациональных и региональных конфликтов, территориальных, имущественных и иных споров, с бесчисленными страданиями и гибелью втянутых в политические и другие конфликты невинных людей. Аксиоматичен, не подлежит никакому сомнению тот факт, что законы жизненно важно соблюдать, а не нарушать. Добиваться в случае устарелости, консерватизма и отсталости от жизни их немедленной отмены конституционным путем, а не преступать их границы и не разрушать тем самым регулируемые ими хозяйственные, социальные, культурные, политические и иные связи в обществе. Эта простая и всем доступная истина была известна еще в Древней Греции более двух тысячелетий назад. «Повинуйся законам!» - таков был призыв известного философа и правоведа Хилона, автора знаменитого афоризма «познай самого себя». Слушайся законов больше, чем ораторов, - таково было кредо этого мыслителя, понимавшего, что беззаконие ведет к общественному распаду и упадку. Строгое соблюдение законов считалось высокой добродетелью, согласно учению древнегреческого мыслителя, политического деятеля и знаменитого математика Пифагора (580-500 гг. до н.э.). Таким же образом оценивалось законопослушание и его последователями - пифагорийцами. Наихудшим для всех злом они считали беззаконие, безвластие, анархию. Отвергая их, пифагорийцы полагали, что человек по своей природе не может обойтись без надлежащего руководства и воспитания. «Цари и правители не те, - говорил по этому поводу известный древнегреческий философ Сократ, - которые носят скипетры, не те, которые избраны известными вельможами, и не те, которые достигли власти посредством жребия или насилием, обманом, но те, которые умеют править». Разумеется, с помощью закона, а не насилия. Список использованной литературы и источников 1. Конституция РФ. М. 2006. 2. Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ» (в ред. от 08.11.2007, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2008). 3. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991г. № 1026-1, Ведомости Съезда ... 1991. № 16. Ст. 503. 4. Положение о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденное Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (в ред. от 01.12.2007). 5. Матузов Н.И., Малько А.В.: Теория государства и права: Учебник. «Юристъ», 2004. 6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2004. 7. Пиголкина А.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, М., 2003.
Страницы: 1, 2, 3
|