реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Механизм государства

реферат
p align="left">Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа-ев определяю-щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он - ис-тинное лицо государства, необ-ходимая предпосылка эффективности работы всего государ-ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство-вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории.

Макс Вебер, чьи работы в области государственного упра-вления счита-ются классическими, сформулировал следую-щие принципы рациональной бю-рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда-емой сис-темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей-ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста-навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде-ленных методов и приемов ре-шения стоящих перед чиновником задач Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996. С. 77.

.

2. Теория разделения властей и иные

принципы организации и деятельности

механизма российского государства

Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми-рования, организации и функционирования механизма (аппара-та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го-сударственного механизма, отдельные органы или группы ор-ганов.

В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу-альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий-ской Федера-ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель-ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за-конами, независимо от федераль-ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин-ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи-руя их примени-тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма.

Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулиро-ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде-ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про-ку-ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор-ганизации и деятельности механизма государства:

Ш разделение властей;

Ш народовластие;

Ш гуманизм;

Ш федерализм;

Ш разделение властей;

Ш за-конность.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен-ная власть осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само-стоятельность органов, относящихся к различ-ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха-низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно-мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от-меча-лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга-низации го-сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени-тета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонацио-нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не-посредственно (например, выборы президента и представитель-ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос-новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги-стральный путь развития России.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой.

Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен-ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче-нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ-ектов, федеральные ор-ганы исполнительной власти и органы ис-полнительной власти субъектов Феде-рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо-вания, как: верховенство за-кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво-бод человека и гражда-нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза-кон-ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу-дарственных служащих за обеспечение законнос-ти, прав и свобод граждан, га-рантий от необоснованного привле-чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за-кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер-шенные преступления и иные правонарушения.

Рассмотренные общие конституционные принципы органи-зации и дея-тельности механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное выраже-ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации».

Наряду с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:

Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны-ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

Ш равный доступ граждан к государственной службе в соответ-ствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Ш обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации;

Ш профессионализм и компетентность госслужащих;

Ш гласность в осуществлении государственной службы;

Ш ответственность служащих за принимаемые решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей;

Ш внепартийность государственной службы; отделение рели-гиозных объединений от государства;

Ш и некоторые другие.

К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата.

Перечисленные выше принципы формирования и деятель-ности государ-ственного механизма как системы государствен-ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей-ствии, придают механизму государства необходи-мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це-лостность.

3. Орган государства: понятие, признаки и

классификация

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес-кими признаками.

Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче-ски закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юри-дически значимые решения и обеспечи-вать их реализацию.

Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что:

Ш порядок формирования и деятельности органа, его струк-тура и компе-тенция (права и обязанности) закрепляются норма-ми права;

Ш орган государства наделен правом издания юриди-ческих актов, со-держащих обязательные общие и индивидуаль-ные правовые пред-писания;

Ш установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре-менно с тем охраняемы-ми от нарушений возможностью примене-ния принудительной силы государства;

Ш государственный орган опирается на мате-риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож-ности распоряжаться опреде-ленной частью средств из государст-венного бюджета.

В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме-ханизма государства в целом и отдельного государственного ор-гана.

Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан-ных элементов, образующих понятие государствен-но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа.

Государственный орган обладает определенной экономи-ческой и органи-зационной обособленностью и самостоятель-ностью.

Каждый государственный орган сообразно своей компетен-ции, выпол-няет свойственные ему функции. Механизм государ-ства действует через от-дельные государственные органы: функ-ции государства в целом осуществля-ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст-венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства.

Для осуществления функций государственные органы рас-полагают необ-ходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещест-венными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочис-ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол-няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства.

Представление о государственном органе было бы непол-ным без указа-ния на то, что его физическим воплощением явля-ются люди, из которых со-стоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова-ние государственной влас-ти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра-жение, простое название» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287..

Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга-низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи-зическом воплощении органа государст-ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие.

Согласно Федеральному закону «Об основах государствен-ной службы Российской Федерации»Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990., государственным служа-щим является гражданин Рос-сийской Федерации, исполняю-щий в порядке, установленном Федеральным за-коном, обязан-ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе-дерального бюд-жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-туцией Россий-ской Федерации, признаются настоящим Феде-ральным законом государствен-ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.