p align="left">Государственный аппарат играет огромную, в ряде случа-ев определяю-щую роль в реализации политических решений. В известном смысле он - ис-тинное лицо государства, необ-ходимая предпосылка эффективности работы всего государ-ственного механизма. Не случайно проблемы совершенство-вания работы аппарата постоянно привлекают внимание не только практики, но и теории. Макс Вебер, чьи работы в области государственного упра-вления счита-ются классическими, сформулировал следую-щие принципы рациональной бю-рократии, обеспечивающие эффективность работы механизма государства: во-первых, наличие твердо установленной и неукоснительно соблюда-емой сис-темы вертикальных связей (служебной иерархии); во-вторых, существование отрегулированной, основывающей-ся на специализации системы разделения труда; в-третьих, функционирование системы правил и директив, четко уста-навливающих права и обязанности членов бюрократической организации; в-четвертых, внедрение в практику управления системы строго и точно опреде-ленных методов и приемов ре-шения стоящих перед чиновником задач Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Гардарика, 1996. С. 77. . 2. Теория разделения властей и иные принципы организации и деятельности механизма российского государства Принципы, о которых здесь идет речь, - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми-рования, организации и функционирования механизма (аппара-та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья го-сударственного механизма, отдельные органы или группы ор-ганов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмот-ренный Конституцией РФ и федеральными процессу-альными законами прин-цип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равнопра-вия сторон, на закреплен-ный в Федеральном законе «О прокуратуре Россий-ской Федера-ции» (новая редакция; ст. 4, п. 2) принцип организации и деятель-ности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действую-щими на территории России за-конами, независимо от федераль-ных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений. Обращает на себя внимание то положение, что частные прин-ципы в конечном счете проистекают из общих, конкретизи-руя их примени-тельно к особенностям отдельных частей государ-ственного механизма. Общие принципы, в свою очередь, принято делить на две группы. К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй - принципы, сформулиро-ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных феде-ральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О про-ку-ратуре Российской Федерации» и др.). Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы ор-ганизации и деятельности механизма государства: Ш разделение властей; Ш народовластие; Ш гуманизм; Ш федерализм; Ш разделение властей; Ш за-конность. Принцип разделения властей, согласно которому государствен-ная власть осуществляется на основе разделения на законода-тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само-стоятельность органов, относящихся к различ-ным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить меха-низм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полно-мочий, установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как от-меча-лось, системоообразующий фактор механизма современного Российского государства. Принцип народовластия проявляется в демократической орга-низации го-сударства, республиканской форме правления, при которых носитель суверени-тета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонацио-нальный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не-посредственно (например, выборы президента и представитель-ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест-вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов. Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Россий-ского государства зиждется на том понимании, что оно - социальное государ-ство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материаль-ных потребностей личнос-ти, обеспечение благосостояния человека и общества. Конституция Российской Федерации в статье 2 впервые в ос-новах кон-ституционного строя провозгласила: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со-блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя-занность государства». Это конституционное требование обра-щено ко всем без исключения органам государства, к каждому государст-венному служащему. Данное положение знаменует принципиальный поворот во взаимоотношениях гражданина и государства. Конечно же, изменения не могут произойти в одно-часье, но важно, что Конституция гарантирует новый маги-стральный путь развития России. Принцип федерализма в формировании и деятельности госу-дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе-дерация состоит из равноправ-ных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города феде-рального значения, авто-номные области, автономные округа. Во взаимоотно-шениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера-ции равноправны между собой. Согласно статье 11 (п. 3) Конституции России, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государствен-ной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов осуществляется настоящей Конституцией, федеративными и иными договорами о разграниче-нии предметов ведения и полномочий. Соответственно, как записано в статье 77 (п. 2) Конституции, в пределах ведения Российской Федерации и ее полно-мочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъ-ектов, федеральные ор-ганы исполнительной власти и органы ис-полнительной власти субъектов Феде-рации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федера-ции. Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон-ституции РФ органы государ-ственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России. Применительно к организации и деятельности механизма Российского государства данный принцип содержит такие требо-вания, как: верховенство за-кона и непосредственное действие конституционно закрепленных прав и сво-бод человека и гражда-нина; осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подза-кон-ных нормативных актов; особая ответственность органов го-сударства и госу-дарственных служащих за обеспечение законнос-ти, прав и свобод граждан, га-рантий от необоснованного привле-чения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ; решительное пресечение любых нарушений за-кона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совер-шенные преступления и иные правонарушения. Рассмотренные общие конституционные принципы органи-зации и дея-тельности механизма государства получают свое под-крепление, развитие и конкретизацию во второй группе принци-пов, закрепляемых в федеральных за-конах. Комплексное выраже-ние эта группа получила в Федеральном законе «Об основах госу-дарственной службы Российской Федерации». Наряду с подтверждением конституционного принципа раз-деления зако-нодательной, исполнительной и судебной власти, в этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы: Ш верховенство Конституции Российской Федерации и феде-ральных за-конов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственны-ми служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; Ш приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непо-средствен-ное действие; обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; Ш равный доступ граждан к государственной службе в соответ-ствии со способностями и профессиональной подготовкой; Ш обязательность для государственных служащих решений. принятых вышестоящими государственными органами и руково-дителями в пределах их полномочий и на основе законодательст-ва Российской Федерации; Ш профессионализм и компетентность госслужащих; Ш гласность в осуществлении государственной службы; Ш ответственность служащих за принимаемые решения, неис-полне-ние либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанно-стей; Ш внепартийность государственной службы; отделение рели-гиозных объединений от государства; Ш и некоторые другие. К числу этих принципов следовало бы также отнести сочета-ние коллеги-альности и единоначалия, экономичность государст-венной службы. Выполне-ние последнего принципа особенно актуально в современных условиях существования чрезмерно разросшегося управленческого аппарата. Перечисленные выше принципы формирования и деятель-ности государ-ственного механизма как системы государствен-ных органов, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодей-ствии, придают механизму государства необходи-мые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и це-лостность. 3. Орган государства: понятие, признаки и классификация Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфичес-кими признаками. Государственный орган наделен властными полномочиями, т.е. юридиче-ски закрепленными возможностями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юри-дически значимые решения и обеспечи-вать их реализацию. Государственно-властное полномочие характеризуется тем, что: Ш порядок формирования и деятельности органа, его струк-тура и компе-тенция (права и обязанности) закрепляются норма-ми права; Ш орган государства наделен правом издания юриди-ческих актов, со-держащих обязательные общие и индивидуаль-ные правовые пред-писания; Ш установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, будучи одновре-менно с тем охраняемы-ми от нарушений возможностью примене-ния принудительной силы государства; Ш государственный орган опирается на мате-риальное обеспечение своих предписаний, благодаря возмож-ности распоряжаться опреде-ленной частью средств из государст-венного бюджета. В категории государственно-властного полномочия наглядно проявляется органическая взаимосвязь государства и права, ме-ханизма государства в целом и отдельного государственного ор-гана. Наличие у организации, учреждения перечисленных выше взаимосвязан-ных элементов, образующих понятие государствен-но-властного полномочия, позволяет определить его как государственный орган. Обладание властными полномочиями - важнейший признак государственного органа. Государственный орган обладает определенной экономи-ческой и органи-зационной обособленностью и самостоятель-ностью. Каждый государственный орган сообразно своей компетен-ции, выпол-няет свойственные ему функции. Механизм государ-ства действует через от-дельные государственные органы: функ-ции государства в целом осуществля-ются посредством функций отдельных государственных органов. Государст-венный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства. Для осуществления функций государственные органы рас-полагают необ-ходимыми материальными средствами, говоря словами Ф.Энгельса, «вещест-венными придатками», к каковым можно отнести разного рода материальные ценности и многочис-ленные организации, предприятия, учреждения, хотя и выпол-няющие текущую государственную работу, но не являющиеся органами государства. Представление о государственном органе было бы непол-ным без указа-ния на то, что его физическим воплощением явля-ются люди, из которых со-стоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив: «... существова-ние государственной влас-ти, - писал К. Маркс, - находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого ее физического воплощения, она представляет собой лишь тень, вообра-жение, простое название» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 6. С. 287.. Распространяя на орган государства обязательный признак всякой орга-низации как объединения людей, следует заметить, что, когда речь идет о фи-зическом воплощении органа государст-ва, имеются в виду не люди вообще, а государственные служащие. Согласно Федеральному закону «Об основах государствен-ной службы Российской Федерации»Федеральный закон от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 1995 г., №31, ст. 2990., государственным служа-щим является гражданин Рос-сийской Федерации, исполняю-щий в порядке, установленном Федеральным за-коном, обязан-ности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств фе-дерального бюд-жета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 3, п. 1). Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Консти-туцией Россий-ской Федерации, признаются настоящим Феде-ральным законом государствен-ными служащими Российской Федерации (ст. 3, п. 2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|