Механизм административно-правового регулирования
38 Механизм административно-правового регулирования /курсовая работа/СОДЕРЖАНИЕ Введение …………………………………………………………………..3 1. Понятие и структура предмета административно- правового регулирования ………………………………………….5 2. Понятие и виды методов административно-правового регулирования …………………………………………………….15 3. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты ……………. 31 Заключение ………………………………………………………………36Библиография ……………………………………………………………38ВведениеОбщество объективно нуждается в установлении определенной организованности в системе общественных отношений. Эта организованность общества сообщается ему дей-ствием различных закономерностей и факторов объек-тивного и субъективного порядка.Категория административно-правового регулирования позволяет глуб-же познать юридическую часть политической надстройки, раскрыть органическое единство всех правовых явлений и одновременно определить место каждого из них в системе юридического воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки нахо-дятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда вы-полняют роль вспомогательных, дополнительных факто-ров. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались лишь как инстру-менты научного построения системы права. Далее, категория административно-правового регулирования поз-воляет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, струк-тура административно-правового регулирования и т. д.В целом же категория административно-правового регулирования в самой обобщенной форме отражает социальное назначение, служебную роль права как одного из важнейших организующих факторов в системе социального управления общественными процессами. В юриди-ческой литературе достигнуто почти единодушное понимание административно-правового регулирования как совокупности раз-личных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общест-ва или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обще-стве правопорядку. Общее назначение административно-правового регулирования обще-ственных отношений состоит в том, что с его помощью достигается установление и организация процесса реа-лизации прав и юридических обязанностей различными субъектами общественных отношений. Таким путем правовое регулирование придает общественным отноше-ниям определенность и устойчивость, поскольку установ-ленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гаран-тируется содействием, поддержкой и охраной государ-ства с целью непременного достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: «Юридическая литература», 1973 С. 19 - 20. Каждая отрасль права имеет свои юридические средства воздействия на общественные отношения, которые определяются предметом, а также целью административно-правового регулирования. Совокупность этих средств юридического воздействия на общественные отношения составляет метод административно-правового регулирования, присущий той или иной отрасли права.Взаимосвязь предмета и метода регулирования обще-ственных отношений - вопрос, без которого невозмож-но дать анализ правовой системы и выявить особен-ности, присущие правовому воздействию в каждой ее отрасли. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 70. 1. Понятие и структура предмета административно-правового регулированияВопрос о предмете административно-правового регулирования от-носится к числу дискуссионных. Основные разногласия сводятся к тому, на какие именно общественные отношения (производственные, идеологические, волевые и т. д.) и на что непосредственно в самих общественных отношениях может оказывать регулирующее воздействие норма права.Некоторые авторы утверждают, что право непосред-ственно регулирует даже производственные отношения, разновидностью которых, по их мнению, являются иму-щественные отношения, лишенные какого - либо волевого содержания. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: «Юридическая литература», 1973 С. 22.Из поведения людей, их различных и многочисленных поступков складываются индивидуальные или, как при-нято говорить, конкретные общественные отношения, ко-торые в свою очередь образуют в качестве «равнодействующей» систему общественных отношений. В ней совокупность производственных . отношений составляет основу любой социальной формации. Важно выяснить, что же подвергается непосредст-венному правовому регулированию: отдельные конкрет-ные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений в целом. Правовые нормы прямо предусматривают сравни-тельно непосредственные результаты человеческой дея-тельности, а не ее конечный объективно складывающий-ся итог, поскольку эти нормы определяют тот или иной вариант поведения при соответствующих условиях и обстоятельствах. Поэтому, непосредственным предметом нормативно - административно-правового регулирования являются конкрет-ные общественные отношения, а не вся их совокупность. Так, конституционное право непосредственно регули-рует конкретные отношения, складывающиеся в области организации и деятельности органов государственной власти. Одновременно оно устанавливает ряд принципи-альных положений, которые служат юридической базой всего российского законодательства. В частности, Кон-ституция РФ закрепляет факт защиты в на-шей стране всех форм собственности. Исчерпывается ли этим правовое опосредствование отношений собственности? Разумеет-ся, нет. Указанное положение Конституции РФ носи-ло бы декларативный характер, если бы не было его де-тализации в текущем законодательстве, непосредственно регулирующем отно-шения собственности. Вместе с тем, юридические нормы представляют со-бой правила общего характера, имеют в виду не единич-ное, поведение людей во всем его своеобразии и неповто-римости, а лишь типичные варианты поведения; регулирующее воздействие оказывает в конце концов не еди-ничная норма, а группы норм (институты, отрасли права). Регулируя отношения купли - продажи между отдельными гражданами, нормы гражданского кодекса опреде-ляют наиболее типичные особенности этих отношений в обществе, отнюдь не имея в виду во всех случаях казуистически устанавливать содержание договоров, время и форму их заключения, срок исполне-ния обязательств и другие моменты, отличающие любой данный акт купли - продажи от другого. Из этого следует, что предметом нормативно - административно-правового регулирования являются определенные виды конкретных общественных отношений. В самом деле, предметом регулирования норм административного права является вид конкретных общественных отношений, образующих-ся в сфере исполнительно - распорядительной деятельно-сти государственных органов, - управленческие отношения, предметом регулирования гражданского права - конкретные имущественные отношения, обра-зующиеся в сфере действия закона стоимости, и т. п. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских социалистических отношений. М.: Госюриздат, 1961 С. 76. Регулируя те или иные виды конкретных обществен-ных отношений, законы и другие нормативные акты отражают в конечном счете потребности всей су-ществующей системы производствен-ных отношений и оказывают на всю совокупность этих отношений обратное воздействие, охраняя экономиче-ский базис, создавая условия для его укрепления, спо-собствуя развитию о народ-ного хозяйства. Обратное воздействие права на способ производства опосредствуется в регу-лировании отдельных видов конкретных общественных отношений, которые законодатель способен активно упорядочивать и вводить в определенные рамки. В реальной жизни конкретные отношения находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости, органиче-ски между собой переплетены. Нужна была огромная сила научной абстракции, чтобы суметь выделить из этой массы отношений те, которые являются определяющими. Только объяснение всего многообразия общественных отношений характером производственных отношений, а этих последних - уровнем развития производительных сил позволило определить развитие общественных фор-маций как естественно - исторический процесс, не завися-щий от того, сознают его люди или нет, желают они это-го развития или предпочитают сохранение старого, по-рядка отношений. Определенные виды конкретных об-щественных отношений в своей совокупности образуют экономический базис общества, другие - его над-стройку. Механизм административно-правового регулирования идеологических отношений достаточно ясен, коль скоро эти отношения зависят от волевого поведения людей. Воздействуя на сознание и волю их участников, право организует раз-витие идеологических отношений в направлении, угодном народу и государству. Есть общественные идеологические отношения, кото-рые возникают непосредственно в связи с правовым ре-гулированием и исчезают при прекращении действия той или иной правовой нормы. В существовании таких отношений непосредственно определяющую роль играет государственно-правовое регулирование, хотя и эти отноше-ния в конечном счете должны отражать существующие экономические отношения, должны быть так. или иначе связаны с фактическими отношениями, органически присущими данному способу производства, иначе они теряют свой смысл и свое значение. Надстроечные отношения зависят от базиса, но все же обладают известной самостоятельностью. Это дает сравнительно широкие возможности для правового воз-действия, ибо здесь объективно возможны весьма разнообразные варианты волевых действий и поступков людей. Очевидно, что в государственно организованном об-ществе имеется большое число надстроечных отношений, которые иначе как в правовой форме существовать не могут (например, определенная часть административно - правовых отношений и процессуальные отношения) и, следовательно, в значительной мере непосредственно зависят от характера административно-правового регулирования, хотя они и не могут быть оторваны от своей материальной основы. Следует согласиться с теми, кто указывает на суще-ствование двух видов юридических отношении: правоот-ношений, опосредствующих существовавшие до них фак-тические отношения, и таких отношений, которые иначе как в правовой форме существовать не могут. В первом случае юридические отношения обычно не исчерпывают опосредствуемых ими фактических отноше-ний, во втором - отношения выступают не иначе как в виде правовых отношений. Не следует думать, пишет М. С. Строгович, что обще-ственные отношения всегда существуют сами по себе, а нормы права лишь оформляют уже существующие отно-шения. Есть идеологические отношения, которые суще-ствуют только как правовые отношения. Это не значит, что во втором случае правоотношения вытекают только из правовой нормы, что предметом административно-правового регулирования оказываются сами юридические отношения. Для возникновения второго вида правовых отношений необходимо, помимо юридических норм, существование определенных жизненных потребностей и фактов, опираясь на которые государство создает новые правового характера отношения. Сложнее обстоит дело с уяснением механизма административно-правового регулирования экономических отношений. Экономические отношения, складывающиеся как непосредственно в процессе производства, так и в процессе распределения и обмена, являются отношениями материальными. Материальный характер экономических отношений определяется тем, что их содержанием является деятельность по производству и распределению материальных благ, которая непосредственно зависит от уровня развития производительных сил и обусловленного им характера разделения труда. Экономические отно-шения представляют собой форму деятельности челове-ка, направленную на поддержание своего существо-вания. Совокупность экономических отношений не зависит от воли людей. Каждый участник производственной дея-тельности вынужден считаться с теми условиями произ-водства, какие сложились при данном уровне орудий труда и навыков трудовой деятельности и к которым он неминуемо должен приспособиться, чтобы поддерживать свое существование. Он не может полностью осознать тех общественных результатов, к которым приведет то или иное совершенствование техники производства, т. е. не может предвидеть всех общественных результатов своей деятельности. Это не означает, что человек не в состоянии осознать существующих производственных отношений, что ни при каких условиях нельзя сознательно регулировать производственную деятельность, что люди не могут понять экономические законы развития общества и направить свою деятель-ность на изменение материальных условий своего существования. Но поддерживая и развивая способ про-изводства материальных благ, будучи от него зависимы-ми, люди не в состоянии отменить закономерностей про-изводства и организовать его по своему произволу, вне зависимости от достигнутого уровня развития общественных производительных сил.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|