|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Методы осуществления государственной власти
|
|
|
асть граждан исполняют правовые предписания потому, что знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для них в случае неподчинения. Устрашение тоже является од-ной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принужде-ния, устрашение могут способствовать воспитанию привычки со-блюдать закон.В демократическом обществе убеждение -- главный метод воз-действия.Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания.Демократический режим открывает значительные возможнос-ти для широкого привлечения граждан к обсуждению и приня-тию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за це-лесообразность принимаемых решений. Сознательная дисципли-на, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирова-ния убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.В-третьих, научно-техническая революция, цели демократичес-кого общественного устройства требуют, чтобы внешнее регули-рование поведения людей постепенно уступало место саморегу-лированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состоя-ние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решаю-щее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и пос-ледствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным фор-мам убеждения.В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и му-ниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводи-мых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеж-дать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование спо-собствует повышению роли убеждения в управлении делами об-щества.В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропа-ганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни руководи-телей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в первой половине XX -- Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.2.2. Поощрение в деятельности государственной властиПонятие и особенности поощрения. Жизнь человека предполагает удовлетворение различных ма-териальных и духовных потребностей. «Без потребностей человек не имел бы стимула к действию». Стимулы -- это средства воздействия на деятельность людей, активизирующие их возмож-ности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенап-равленное воздействие на интересы граждан, формируется их заинтересованность в совершении определенных поступков. Сти-мулирование, побуждение к действию производится путем воз-действия на потребности и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.Искусно реализуя свои правовые и фактические возможности, субъект власти обеспечивает адекватный перевод стимулов в мотивы. Стимулирование предполагает использование «кнута и пряника», различных поощрительных и принудительных мер, материальных и моральных факторов. Его важнейший, наиболее эффективный вид -- поощрение.В научной литературе различают два вида стимулов: негатив-ные (взыскания) и позитивные (поощрения). «Верховная власть, -- отмечал еще А. Н. Радищев, -- многие имеет средства направ-лять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть пред-метом общего законоположения. Средства сии суть:1) воспретительные;2) побуждающие...Воспретительные средства, -- продолжал он далее, -- суть положенные в законе наказания, побудительные -- суть награж-дения разного рода...»Поощрение -- это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полез-ных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздей-ствие возбуждает интерес к совершению определенных дел, по-лучению материального, морального или иного одобрения.В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский пра-вовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.Больше всего в этом правовом институте норм административ-ного права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер по-ощрения, наиболее разнообразные основания поощрения и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.Поощрительные административно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы. В административном законодательстве есть масса источников, спе-циальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти. Это: Законы РФ «Об установ-лении звания Героя РФ и учреждении знака особого отличия -- медали «Золотая Звезда» от 20 марта 1992 г., «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кава-леров ордена Славы» от 15 января 1993 г.; Указы Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г., «О Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства» от 10 ноября 1993 г.; Положе-ние о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства РФ, ут-вержденное Правительством РФ 31 мая 1995 г.; и многие иные акты центральных федеральных органов. Акты о поощрении из-даются и субъектами Федерации. Вторая группа источников административно-поощрительных норм -- акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм. Это, например, Законы РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации», «О милиции», Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Россий-ской Федерации и многие другие дисциплинарные уставы, КоАП РСФСР.Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется следующими особенностями:1) фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;2) оно связано с оценкой уже совершенных деяний, выступает как составная часть государственного контроля;3) оно персонифицировано, применяется в отношении отдель-ных индивидуальных или коллективных субъектов;4) оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льго-тами, материальными ценностями и иными благами;5) оно в основном урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. К сожалению, поощри-тельные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъек-тов власти поощрять и крайне редко -- субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномо-чиями;6) оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздейству-ет на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются. Не слу-чайно появилась пословица: «Доброе слово и кошке приятно».Потребность в поощрении и его роль тем выше, чем более твор-ческим является труд, чем больше усилий вкладывает лицо в общественно полезное дело. Артисту нужны аплодисменты, ху-дожнику, изобретателю -- признание.Основные принципы поощрительной деятельности -- обосно-ванность, оперативность, гласность, разнообразие -- вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности вла-ствования. Виды поощрения. Чтобы лучше разобраться в многочисленных видах поощрения, их следует сгруппировать по следующим критериям: основные (за что); правовое регулирование; содержание поощрения; кого и кто поощряет.Среди оснований поощрения можно различать абсолютные и относительные. Важным основанием поощрения является добро-совестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за му-жество», «за отвагу на пожаре», «за спасение утопающего», «за помощь в задержании преступника» и т. п.).Поощряются матери, родившие и воспитавшие более пяти де-тей.Другими основаниями поощрения служат юбилеи, заслуги инос-транных граждан перед Россией в развитии науки, успехи росси-ян в спорте, самодеятельности, изобретательстве, научных иссле-дованиях.Все названные поводы являются абсолютными, а обусловлен-ное ими поощрение -- абсолютным.Поощрение призвано стимулировать прежде всего абсолютные положительные действия, но, кроме того, оно может использоваться для социальной переориентации личности, социальной адаптации лица, отбывшего наказание (условно-досрочное осво-бождение, досрочное снятие судимости и т. д.). Статьей 19 Дис-циплинарного устава Вооруженных Сил РФ предусмотрено такое поощрение: «снятие ранее наложенного дисциплинарного взыс-кания».Относительные поводы, относительное поощрение регламенти-руются УК, КоАП, Дисциплинарными уставами. Нормы этих ак-тов обязывают поощрять добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устране-ние причиненного вреда. Нормы, поощряющие добровольный отказ от не-правомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, доброволь-ное устранение причиненного вреда, должны распространяться и на мелкое хищение, и на многие другие административные про-ступки, не только на лишение прав, но и на такое взыскание, как штраф.С точки зрения правовой основы можно различать поощрение формальное и неформальное. Формальным признается поощре-ние, регламентированное правовыми нормами, соответствующие меры оформляются специальными правоприменительными акта-ми (приказами и т. д.) и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.В поощрительной деятельности возможно и желательно прояв-ление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены юридическими нормами, или не относятся ими к мерам поощрения. Неформальные средст-ва -- это и похвала, высказанная лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление на престижный сим-позиум за рубежом, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.По содержанию поощрение может быть моральным, матери-альным, статусным и смешанным. Наиболее часто применяемое средство морального стимулирования -- благодарность и грамо-та, а материального -- премия, ценный подарок. Статусные меры изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь. Их применение превращает его в орденоносца, заслуженного ар-тиста (строителя, агронома, юриста, учителя, тренера, геолога и т. д.), почетного гражданина города, лауреата (конкурса, фестиваля).Возможно применение одновременно нескольких мер поощре-ния. Но часто одна мера содержит и моральное, и материальное, и статусное поощрение, является смешанной. Например, присво-ение звания Героя Российской Федерации, присуждение Госу-дарственной премии, присвоения звания «Почетный железнодо-рожник».Поощрительные средства в зависимости от круга лиц, к кото-рым они могут применяться, делятся на общие, ведомственные, субъектов Федерации, региональные (Почетный гражданин горо-да и др.) и локальные.На основании норм административного права могут поощрять-ся коллективные и индивидуальные субъекты. Среди коллектив-ных находятся структурные подразделения государственных и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные организации: же-лезные дороги, пароходства, города.Среди индивидуальных субъектов выделяются: 1) государствен-ные служащие; 2) иные работники государственных организаций; 3) граждане России; 4) иностранные граждане и лица без граж-данства (только к ним применяются такие поощрительные сред-ства, как присвоение звания Почетного гражданина России, до-срочный прием в российское гражданство).Если за основу взять статус субъектов, осуществляющих по-ощрительную деятельность, то следует выделить централизован-ное и децентрализованное поощрение. Централизованное вклю-чает в себя поощрение, применяемое:1) Президентом РФ;2) Правительством РФ;3) центральными органами исполнительной власти специаль-ной компетенции РФ;4) иными центральными органами РФ (Центральным банком, прокуратурой РФ, Центральной избирательной комиссией);5) президентами, губернаторами, главами администраций субъ-ектов Федерации и их правительствами.К исключительной компетенции Президента РФ относится на-граждение государственными наградами, присуждение государ-ственных премий.Поощрительное производство. Административно-правовые нормы регулируют не только ос-нования и систему поощрений, но и поощрительное производство. Особенно много процессуальных норм содержится в актах, регу-лирующих награждение государственными наградами, присуж-дение государственных премий, премий Правительства РФ.В централизованном поощрительном производстве выделяют-ся стадии:
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|