реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Меры процессуального принуждения

реферат
p align="left">При доставлении задержанного в орган дознания должны соблюдаться ведомственные правила учета и регистрации преступлений: в рапорте об об-наружении преступления проставляется штамп регистрации, пострадавше-му-заявителю выдается талон-уведомление, сообщение о преступлении за-носится в журнал регистрации, начальник органа дознания ежедневно про-веряет законность задержаний и состояние учета заявлений о преступлениях. Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внут-ренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной ин-формации о правонарушениях, введенная приказом министра внутренних дел РФ от 13 марта 2003 г. № 158.

В постановлении Конституционного Суда РФ по жало-бе В. И. Маслова указано: «Право на получение юридической помощи адво-ката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессу-ального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если уполномоченными органами власти в отношении этого лица предпри-няты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкос-новенность, включая свободу передвижения, -- удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также ка-кие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». В. И. Маслов был принудительно доставлен.в орган дознания, где находился 16 часов -- допрашивался в качестве свидетеля, предъявлялся для опознания; с ним проводились очные ставки, но его тре-бования о вызове защитника отвергались на том основании, что он -- свиде-тель, а не подозреваемый. Рассмотрев жалобу В. И. Маслова, Конституци-онный Суд признал ч. 3 ст. 48 УПК РСФСР неконституционной, поскольку Она предусматривала допуск защитника к участию в деле лишь с момента провозглашения протокола задержания подозреваемого. Постановление Конституционного Суда РФ по делу В. И. Маслова сохраняет силу и в на-стоящее время Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г..

«Общественные страсти» не могут служить основанием для задержаний и арестов. Что касается безопасности подозреваемого, не задержанного ввиду отсутствия установленных законом оснований, то ее обязаны обеспечить со-ответствующие правоохранительные органы.

Право гражданина знать, по какому основанию и по каким мотивам он задержан, вытекает из конституционного права на неприкосновенность лич-ности (ст. 22 Конституции РФ) и правового принципа, согласно которому «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или из-гнанию» (ст. 9 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.).

1.4. Общие правовые условия задержания

Наличия доказанных оснований задержания недостаточно для его приме-нения. Необходимы и некоторые общие правовые условия. По действующему законодательству уголовно-процессуальное задержание допустимо, если: 1) преступление, в совершении которого подозревается лицо, наказуемо лише-нием свободы; 2) возбуждено уголовное дело; 3) задерживаемый субъект явля-ется надлежащим с точки зрения установленных законом требований; 4) дело подследственно данному органу дознания или следователю, 5) основания за-держания, производимого без предварительного вынесения постановления (определения), появляются внезапно.

Рассмотрим каждое из перечисленных условий задержания.

Недопустимо уголовно-процессуальное задержание лица, подозре-ваемого в совершении преступления, за которое может быть назначено более мягкое наказание, чем лишение свободы (ч. 1 ст. 91 УПК). Из этого следует, что в постановлении о задержании и в протоколе задержания должна быть указана статья УК, под признаки которой подпадает совершенное подозре-ваемым деяние.

Условие уголовно-процессуального задержания -- возбуждение уго-ловного дела. К такому выводу приводит толкование действующего уголов-но-процессуального законодательства. Во-первых, УПК относит задержание к следственным действиям, а проведение таких действий (кроме осмотра места происшествия, освидетельствования и назначения экспертизы) закон допускает только после возбуждения уголовного дела. Во-вторых, закон пре-доставляет право уголовно-процессуального задержания лишь органу дозна-ния, следователю и прокурору, т. е. должностным лицам тех государственных органов, которые правомочны проводить расследование в процессуальных формах. Эти формы вступают в действие с момента возбуждения уголовного дела. В-третьих, закон обязывает составлять протокол задержания, который УПК относит к протоколам следственных действий. В-четвертых, закон пред-писывает, чтобы задержанный подозреваемый был допрошен немедленно. Но допрос лица в качестве подозреваемого возможен лишь по возбужденному делу. В-пятых, основания задержания по своему характеру таковы, что каждое из них одновременно является и основанием для возбуждения дела, т. е. содер-жит признаки преступления. А в каждом случае обнаружения признаков пре-ступления орган дознания, следователь, прокурор обязаны возбудить уголов-ное дело.

Но существует и другое мнение, согласно которому уголовно-процессу-альное задержание проводится до возбуждения уголовного дела (в частности, на месте совершения преступления). В связи с этим вносят предложение о необходимости урегулировать уголовно-процессуальным законом порядок «захвата» подозреваемого на месте совершения преступления до возбужде-ния уголовного дела.

3. Субъектом, подлежащим задержанию, по общему правилу может
быть всякое подозреваемое в совершении преступления лицо, достигшее воз-раста уголовной ответственности.

Иностранные граждане (за исключением лиц, обладающих правом ди-пломатической неприкосновенности) и лица без гражданства могут быть задержаны по тем же основаниям и в том же порядке, что и российские граж-дане.

В отношении лиц, обладающих правом дипломатической неприкосно-венности, процессуальные действия производятся лишь по их просьбе или с их согласия (ч. 2 ст. 33 УПК). Задержание -- одно из процессуальных дейст-вий, и, поскольку оно никогда не проводится по просьбе или с согласия задерживаемого, следует признать, что задержание неприменимо к иностран-цам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001. Ст. 33..

По общему правилу не могут быть задержаны депутаты законодательных органов Федерации и ее субъектов, за исключением случаев задержания на месте совершения преступления, судьи и некоторые другие должностные ли-ца.

4. Органы дознания можно разделить на органы с универсальной и спе-циальной правосубъектностью. К первым относятся: Милиция, командиры воинских частей и приравненные к ним должностные лица, начальники уго-ловно-исполнительных учреждений, следственных изоляторов, капитаны судов дальнего плавания, начальники геологических партий и зимовок. Ко вторым должны быть отнесены: органы госбезопасности, пограничной охраны, государственного пожарного надзора, налоговой полиции, тамо-женной службы.

Органы дознания с общей правосубъектностью вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении любых преступлений (при условии соблюдения правил территориальной и персональной подследственности). Органы дознания со специальной правосубъектностью вправе задерживать лиц, подозреваемых в совершении лишь тех преступлений, для борьбы с которыми создан каждый из этих органов.

Милиция вправе задерживать по подозрению в совершении преступле-ний военнослужащих и приравненных к ним лиц (военнообязанных во время прохождения ими сборов, военных строителей и др.) при условии, что име-ются указанные в законе основания задержания и нет возможности осущест-вить задержание непосредственно военным (иным специальным) органом дознания, военным следователем, военным прокурором. Задержанный дол-жен быть немедленно передан военным патрулям, военному коменданту, ко-мандиру воинской части.

Военные органы дознания, военные следователи и военные прокуроры вправе задерживать лиц, которые подозреваются в совершении преступле-ний, отнесенных к их юрисдикции (дела обо всех преступлениях военнослу-жащих, военнообязанных при прохождении ими сборов о преступлениях рабочих и служащих Вооруженных сил, совершенных в связи с исполнени-ем обязанностей или в расположении части, соединения, военного учреж-дения). Кроме того, следует признать за ними право на задержание штат-ских лиц, подозреваемых в том, что они совершили преступление совмест-но с военнослужащими.

В отдельных местностях в силу исключительных обстоятельств расследо-вание всех преступлений может быть возложено Генеральным прокурором РФ на следователей военной прокуратуры. В этих местностях военные следо-ватели вправе задерживать всех лиц, подозреваемых в совершении любых преступлений.

В законе не решен вопрос о задержании с учетом территориальной под-следственности и поднадзорности уголовных дел. По предварительно выне-сенному постановлению о задержании подозреваемый может быть задержан на всей территории Российской Федерации лицом, вынесшим это постанов-ление, или лицами, действующими по его поручению.

5. «Захват» и доставление. Задержание без предварительно вынесенного постановления проходит следующие этапы: 1) фактическое задержание на месте («захват»); 2) доставление; 3) проверка оснований задержания; 4) со-ставление протокола задержания; 5) возбуждение (или отказ от возбуждения) уголовного дела и водворение задержанного в камеру для задержанных, а во-еннослужащего - на гауптвахту (или освобождение от задержания); 6) уве-домление прокурора о задержании в течение первых 12 часов задержания.

С задержанием связаны и последующие этапы движения уголовного де-ла: 1) проведение следственных действий как продолжение проверки обоснованности задержания; 2) первый допрос задержанного; 3) предъявление за-держанному обвинения; 4) избрание меры пресечения.

Задержание без предварительно составленного постановления связано с действиями должностных лиц милиции, не наделенных правами органов дознания.

Любой работник милиции, выполняющий функции по охране обществен-ного порядка, вправе и обязан пресечь преступную деятельность, задержать за-подозренного и доставить его в орган дознания. Правом задержания данного вида не должны пользоваться работники милиции, служебная деятельность которых непосредственно не связана с охраной общественного порядка (со-трудники паспортной службы, канцелярии и т. д.), либо должностные лица милиции, находящиеся не при исполнении служебных обязанностей. Но по-рядок задержания на месте УПК пока не регламентирует.

Следовало бы запретить применение оружия при задержании лиц, в отношении которых известно, что они страдают психическими заболеваниями или слабоумием, за исключением случаев, когда задерживающее лицо дейст-вует в состоянии необходимой обороны.

Соответствующие должностные лица подлежат уголовной ответственно-сти за заведомо незаконное задержание по ч. 1 ст. 301 УК. В данном случае надо учитывать, что задержание начинается не с составления протокола, а с момента фактического «захвата» подозреваемого. Поэтому ответствен-ность «а незаконное задержание следовало бы распространять не только на должностных лиц, которые оформляют протокол задержания, но и на тех представителей власти, которые непосредственно (на месте) задерживают правонарушителей.

Правомерны задержание на месте («захват») и доставление, осуществляе-мые частными лицами. Об этих действиях граждан нет упоминания в уголов-но-процессуальном законодательстве. Но в соответствии со ст. 38 УК гражда-не вправе задерживать подозреваемых и даже причинять им вред.

Граждане несут уголовную ответственность за незаконное задержание, если оно предпринято умышленно (ст. 301 УК) Уголовный кодекс РФ. М., 1996. Ст. 301..

Следовало бы ввести норму, обязывающую граждан немедленно достав-лять задержанных ими лиц в ближайший орган дознания, в прокуратуру или в суд либо без излишнего промедления передавать их работникам милиции, иным представителям власти, а при отсутствии такой возможности -- сооб-щить 6 произведенном задержании указанным органам и должностным ли-цам.

1.5. Проверка законности и обоснованности задержания на месте

и доставления

После составления протокола задержания (доставления) должна прово-диться проверка законности и обоснованности «захвата» и доставления. С этой целью могут быть получены письменные объяснения у доставленного, пострадавшего, других очевидцев происшествия, подвергнуты осмотру дос-тавленные в орган дознания предметы, истребованы документы. Проверка проводится до возбуждения дела, но она должна быть доверена лицу, право-мочному проводить дознание (подобно тому, как осмотр места происшест-вия до возбуждения дела проводит не любое должностное лицо, а следователь или дознаватель).

Дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента за-держания подозреваемого уведомляют кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии -- других родственников о произведенном задержании или предоставляет такую возможность задержанному. При задержании воен-нослужащего уведомляется командир воинской части, при задержании ино-странца -- соответствующее консульство или посольство.

В интересах предварительного расследования с санкции прокурора факт задержания подозреваемого может не разглашаться, за исключением случа-ев, когда подозреваемый -- несовершеннолетний.

1.6. Освобождение от задержания

В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» Комментарий к Федеральному Закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (постатейный) (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова) (Издательство "Спарк", 1999). сформулированы ос-нования освобождения от задержания: судебное решение; постановление следователя, органа дознания, прокурора; постановление начальника ИВС или прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах лишения свободы, если истек установленный законом срок задержания. Но в этом Законе не указаны первичные основания вынесения упомянутых решений (ст. 94 УПК).

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.