реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Меры пресечения по уголовному праву

реферат
p align="left">Избирая эту меру пресечения, следователь или суд должны доверять поручителям, а те в свою очередь - тому, за кого ручаются. Они должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведение и его явку по вызовам следователя, суда. Поручителям сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения, и об ответственности в случае совершения обвиняемым действий, для предупреждения которых избрана эта мера пресечения. В этом случае на каждого поручителя по судебному решению может быть наложено денежное взыскание (ст. 323 УПК) до одного минимального размера оплаты труда. К ним могут быть применены и меры общественного воздействия. Вопрос о направлении материалов в отношении поручителей в суд или на рассмотрение общественности решает орган, в производстве которого находится уголовное дело, с учётом конкретных обстоятельств, личности поручителей, тяжести последствий, которые наступили ввиду невыполнения поручителями своих обязательств.

Поручительство общественной организации состоит в выдаче ею письменного обязательства в том, что общественная организация (профсоюзная, кооперативная либо трудовой коллектив) ручается за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (ст. 95 УПК).

По своей сущности общественное поручительство не отличается от личного. Разница лишь в том, что в этом случае в качестве поручителей выступают общественная организация или трудовой коллектив. Решение о поручительстве принимается на правомочном собрании членов организации или трудового коллектива (не менее 2/3 членов общественной организации), если за поручительство голосовало большинство участников собрания. Такое решение вправе принять и выборный орган общественной организации. Правовым документом, подтверждающим решение коллектива, общественной организации, является протокол общего собрания (заседания выборного органа). Протокол проверяется следователем и приобщается к уголовному делу. Об удовлетворении или отклонении ходатайства выносится мотивированное постановление, о чём сообщается общественному поручителю.

Общественная организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Она вправе отказаться от своего поручительства.

Общественная организация не несёт ответственности, если обвиняемый (подозреваемый) совершит действия, для предотвращения которых избрана эта мера пресечения. Но каждый факт нарушения общественного поручительства должен быть предметом общественного обсуждения.

1.2.3. Наблюдение командования воинской части.

Наблюдение командования воинской части - мера пресечения, которая применяется только в отношении обвиняемых (подозреваемых), являющихся военнослужащими, и состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, для того чтобы обеспечить надлежащее поведение и их явку по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (ст. 100 УПК).

Данная мера пресечения практически применяется лишь в отношении военнослужащих срочной службы, которые обычно находятся на казарменном положении. На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул, не могут отлучаться из подразделения без разрешения командования, лишаются увольнения в городской отпуск.

О применении данной меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор выносят постановление, а суд - определение. При этом согласия командования воинской части не требуется.

В постановлении излагается существо дела, по которому избрана данная мера пресечения. Получив постановление, командование в письменной форме сообщает органу, избравшему эту меру пресечения, об установлении наблюдения.

В законе не сказано об ответственности командования воинской части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению, но этот вопрос может решаться исходя из положений уставов Вооружённых Сил.

1.2.4. Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым. (Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а воспитывающихся в закрытых детских учреждениях - под надзор администрации этих учреждений).

Эта мера пресечения состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его надлежащее поведение (ч. 2 ст. 394 УПК).

Указанная мера пресечения применяется по просьбе или с согласия родителей, опекунов, попечителей. От руководителей закрытых детских учреждений (приёмников-распределителей, спецшкол и проч.) согласия не требуется, они не вправе отказаться от поручения.

В постановлении следователя или определении суда об отдаче под присмотр указываются существо обвинения и основания избрания меры пресечения. О принятии под присмотр даётся подписка, в которой берущий на себя обязательство обязуется обеспечить условия, при которых несовершеннолетний будет вести себя надлежащим образом, с тем чтобы цель меры пресечения была достигнута. Родителю, опекуну, попечителю разъясняются характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, а также ответственность за невыполнение взятого обязательства. Каждый из них может отказаться от дальнейшего его исполнения.

В случае нарушения принятой на себя обязанности родители, опекуны, попечители несут ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК. Эта мера не применяется к представителям администрации закрытых детских учреждений, являющихся должностными лицами. В зависимости от характера нарушения принятого обязательства, его последствий они могут нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.

1.2.5. Залог

Залог составляют деньги или ценности, вносимые в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией для обеспечения явки обвиняемого, подозреваемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (ст. 99 УПК). Постановление об избрании этой меры пресечения должно быть санкционировано прокурором.

Сумма залога определяется органом, избравшим эту меру пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела. Её могут внести кроме обвиняемого (подозреваемого) его родственники, друзья, организации. При внесении залога залогодатель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.

В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, внесённый залог обращается в доход государства судом в порядке, предусмотренном ст. 323 УПК.

Залог как мера пресечения возможен только на добровольных началах. Залогодатель вправе отказаться от применённой меры пресечения при определённых условиях (предстоящий выезд за границу, призыв в армию и т.д.).

1.2.6. Домашний арест

Домашний арест заключается в ограничениях, связанных со свободой перемещения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете:

общаться с определёнными лицами;

получать и отправлять корреспонденцию;

вести переговоры с использованием любых средств связи.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда с учётом его возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств.

В постановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения указываются конкретные ограничения, которым подвергается подозреваемый, обвиняемый, а также указываются орган или должностное лицо, на которые возлагается осуществление надзора за соблюдением установленных ограничений.

1.2.7. Заключение под стражу

Заключение под стражу (арест) обвиняемого или подозреваемого наиболее существенно, по сравнению со всеми иными мерами пресечения, ограничивает конституционные права и свободы человека, который до обвинительного приговора в силу презумпции невиновности считается невиновным. Поэтому для её применения требуются особо надёжные гарантии против возможных ошибок и злоупотреблений.

Для её избрани в ст. 96 УПК установлены дополнительные требования (основания). К примеру, она, как правило, не может быть применена к лицу, обвиняемому в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание менее строгое, чем один год лишения свободы; отступление от этого требования допускается лишь в исключительных случаях. По мотивам одной лишь опасности преступления арест может быть применен только в случаях обвинения в совершении преступлений, перечисленных в ч. 2 названной статьи. Санкционирование постановлений следователей и органов дознания об избрании данной меры пресечения доверено лишь лицам, занимающим должности прокуроров, а также заместителей прокуроров высшего и среднего уровней. Перед дачей санкций эти должностные лица обязаны ознакомиться со всеми материалами, на основании которых принимается решение об аресте, и при необходимости лично допросить подозреваемого или обвиняемого. Личный допрос несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого при этом обязателен во всех случаях.

С приведением действующего уголовно-процессуального законодательства в соответствие с Конституцией РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей будут допускаться только по судебному решению (см. ст. 22 и ч. 2 п.6. Раздела второго Конституции РФ).

Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. детально регламентирует принципы, основания, условия и порядок содержания лиц в местах предварительного заключения; права и обязанности заключённых, а также администрации мест предварительного заключения; основания и порядок освобождения заключённых и другие положения. В частности, этим Законом предусмотрено, что «лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей». Данное положение несколько месяцев спустя было включено в качестве ч. 6. в ст. 96 УПК. В развитие названного Федерального закона Министр юстиции РФ 25 января 1999 г. утвердил Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащее детализацию закона, в том числе такую, знание которой имеет существенное значение при производстве по уголовным делам.

На должностных лиц, принимающих решение о заключении под стражу, действующее законодательство возлагает обязанность принимать меры попечения о детях и охраны имущества арестованного, а также уведомлять об этом последнего (ст. 98 УПК).

Особую осмотрительность проявил законодатель в определении срока содержания под стражей при производстве предварительного расследования. Как правило, он не должен превышать двух месяцев. Его можно продлить лишь при наличии обстоятельств, указанных в ст. 97 УПК:

в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения - до трёх месяцев (районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненными к ним прокурорами);

ввиду особой сложности дела - до шести месяцев (прокурором субъекта Российской Федерации, военным прокурором округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненными к ним прокурорами);

в исключительных случаях и только в отношении обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений - до одного года (заместителем Генерального прокурора РФ) и до полутора лет (Генеральным прокурором РФ).

Дальнейшее продление срока по общему правилу не допускается. Содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению.

Но закон (ч. 4 - 6 ст. 97 УПК) предусматривает изъятия из данного общего правила. Суть их в следующем.

В случае, когда ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами дела до истечения предельного срока содержания под стражей невозможно, Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск и приравненные к ним прокуроры вправе не позднее пяти суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство пред судьёй областного, краевого и приравненных к ним судов о продлении этого срока.

Судья до истечения пяти суток со дня получения ходатайства выносит одно из следующих постановлений:

о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела и направления прокурором дела в суд, но не более чем на шесть месяцев;

об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора и об освобождении лица из-под стражи.

В том же порядке срок содержания под стражей может быть продлён в случае необходимости удовлетворения ходатайства обвиняемого или его защитника о дополнении предварительного следствия.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.