p align="left">Из перечисленных видов можно отметить, что коррупция присутствует и в частном секторе. Коррупция присутствует и в профсоюзах, и в церквях, и в благотворительных организациях и т.д. В частных коммерческих предприятиях управляющие используют свою дискреционную власть при заключении контрактов, найме новых работников, надзоре над подчинёнными и т. д. Это открывает возможности для действий с целью получения личной выгоды, которые при этом могут наносить экономический ущерб владельцам или акционерам компании. Взятки в частном секторе принято называть «подкупом» Несмотря на то, что для некоторых коррупция - это один из главных источников дохода - она очень губительна не только для государства, но и для экономики в целом. Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает: · неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов; · неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны; · потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов; · потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом; · разорение частных предпринимателей; · снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста; · понижение качества общественного сервиса; · нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность; · неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты; · рост социального неравенства; · усиление организованной преступности -- банды превращаются в мафию; · ущерб политической легитимности власти; · снижение общественной морали. Глава 2. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» Данный закон был принят Палатой представителей 23 июня 2006 года, одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года и вступил в силу 20 июля 2006 года. Настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, направлен на защиту прав и свобод граждан, общественных интересов от угроз, вытекающих из проявлений коррупции, обеспечение эффективной деятельности государственных органов, иных организаций, государственных должностных и приравненных к ним лиц путем предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранения их последствий. В ст.1 содержатся понятия «коррупция», « государственные должностные лица», «лица, приравненные к государственным должностным лицам», «иностранные должностные лица», «имущество», «близкие родственники», «члены семьи» и «свойственники». Коррупция - умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей; Государственные должностные лица - Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам; Лица, приравненные к государственным должностным лицам (приравненные к ним лица), - члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе, граждане, зарегистрированные в установленном законом порядке кандидатами в Президенты Республики Беларусь, кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов; лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий; представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия; государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения; Иностранные должностные лица - должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов; Имущество - недвижимые и движимые вещи (включая деньги и ценные бумаги), в том числе имущественные права, установленные гражданским законодательством Республики Беларусь; Близкие родственники - родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки; Члены семьи - супруг (супруга), близкие родственники, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство с государственным должностным или приравненным к нему лицом; Свойственники - близкие родственники супруга (супруги). Данная статья является одной из главных статей Закона, так как даёт представления о тех понятиях которыми должен владеть каждый человек. Законодательство о борьбе с коррупцией основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, а также международные договоры Республики Беларусь. Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь. Субъектами правонарушений, создающих условия для коррупции, являются: · государственные должностные лица; · лица, приравненные к государственным должностным лицам. Субъектами коррупционных правонарушений являются: · государственные должностные лица; · лица, приравненные к государственным должностным лицам; · иностранные должностные лица; · лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц. В донном Законе приведены основные принципы борьбы с коррупцией: 1. законности 2. справедливости 3. равенства перед законом 4. гласности 5. неотвратимости ответственности 6. личной виновной ответственности 7. гуманизма В данном Законе указан ряд государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией. Таковыми являются: органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой, с иными государственными органами и организациями, а также при содействии граждан Республики Беларусь. В органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности создаются специальные подразделения по борьбе с коррупцией. Порядок создания в органах прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности специальных подразделений по борьбе с коррупцией определяется Президентом Республики Беларусь. Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские кредитно-финансовые организации, а также другие государственные органы и иные организации участвуют в борьбе с коррупцией в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, на основе международных договоров Республики Беларусь могут обмениваться необходимой информацией с органами иностранных государств, осуществляющими деятельность в сфере борьбы с коррупцией. Государственные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции, а также граждане Республики Беларусь обязаны оказывать содействие государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, и государственным органам и иным организациям, участвующим в борьбе с коррупцией. Сведения, документы и другие материалы в сфере борьбы с коррупцией, запрашиваемые государственными органами, осуществляющими борьбу с коррупцией, предоставляются государственными органами, иными организациями и их должностными лицами незамедлительно, а если это невозможно, то в течение трех суток. Предоставление сведений и документов, содержащих государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. В настоящем законе также имеется глава, посвящённая предупреждению коррупции. В данной главе указано, что государственные органы и иные государственные организации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обязаны проводить открытые конкурсы или аукционы при принятии решений: · о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов; · о распределении квот; · о выборе поставщиков для государственных нужд; · о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика; · в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. В целях предупреждения коррупции в Законе приведены ограничения, которые установлены для должностных и приравненных к ним лиц. Государственное должностное лицо не вправе: 1. заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь; 2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь; 3. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь; 4. выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов). Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии. Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению данных ограничений, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь. Также в данном законе приведены ограничения для недопущения совместной государственной службы для близких родственников или свойственников.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|