|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации
|
|
|
b>2.5 Право на защиту своей чести и доброго имениЗащита чести и достоинства граждан наряду с защитой жизни и здоровья является одной из основных задач демократического государства. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (ч.1 ст.21 Конституции РФ). Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ч.1 ст.23 Конституции РФ). Указанные положения Конституции РФ реализуются в уголовном законе, в частности, ст.130 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства, другого лица. Уголовно-правовая защита чести и достоинства осуществляется также и некоторыми другими статьями УК. Теории уголовного права известно немало теоретических определений понятий чести и достоинства. А.Л. Анисимов считает, что честь - это нравственная категория, которая связывается с оценкой личности в глазах окружающих и отражает конкретное общественное положение человека, род его деятельности и признание его моральных заслуг, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина. Она является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода. Достоинство - самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения См.: Анисимов А.Л. Честь, достоинство, деловая репутация под защитой закона. М., 2004. С. I.. Г.Н. Борзенков утверждает, что честь и достоинство - тесно связанные между собой нравственные категории. При этом понятие чести обычно связывается с положительной оценкой личности, признанием ее моральных и социальных качеств другими лицами. Под достоинством личности он понимает осознание самим человеком собственных нравственных и интеллектуальных качеств, своего положения в обществе, репутации См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 355.. Л.Л. Кругликов указывает, что честь - это внутреннее нравственное достоинство, состояние. Достоинство - осознанный лицом и окружающими факт обладания человеком некой совокупностью нравственных и интеллектуальных качеств. Ю.А. Красиков полагает, что честь - это общественная оценка личности, мера социальных, духовных качеств гражданина как члена общества, которая во многом зависит от самого гражданина, от его поведения, отношения к другим людям, коллективу, государству. Достоинство - это внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Репутация - это оценка личности родственниками, друзьями, сослуживцами общественного значения гражданина, его компетентности, способностей, коммуникабельности. Честь, достоинство и репутация взаимно связаны, характеризуют личность, неотделимы от неё и составляют важнейшее духовное богатство. Вместе с этим честь, достоинство и репутация отражают определенные социальные отношения между гражданином и обществом, а потому имеют большое общественное значение См.: Комментарий к УК РФ./Под ред. В.М.Лебедева. 3-е изд. М., 2004. С. 129. Резюмируя вышеуказанные определения, можно сделать вывод о том, что честь и достоинство - понятия достаточно широкие, богатые по содержанию и глубоко диалектические по своей природе. Они могут восприниматься в сферах нравственного сознания (как чувства и как понятия), этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага). 2.6 Право на неприкосновенность жилищаПраво на неприкосновенность жилища является также одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст.12 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища" Всеобщая декларация прав человека. 1948.. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. предусматривает, что не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища1 См.: Международный пакт о гражданских и политических правах 1966.. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции2 См.: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней//Собрание законодательства РФ.2001. № 2. С. 163.. Конституционный принцип неприкосновенности жилища означает запрет входить в него против воли проживающих в нём лиц. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст.150 ГК РФ). Всё, что происходит в жилище, не может быть предано гласности (обнародовано) без согласия на то заинтересованных лиц См.: Комментарий к Конституции РФ. М., 2002. С. 176.. Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст.5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г.//СЗ РФ. 1995.№33. Ст.3349." органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Согласно ст.11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (с посл. изм) сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г.//ВСНД РФ и Верховного Совета РФ.1991. № 16. Ст. 503.. Согласно п. "з" ст.13 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" органам федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов (п.9 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"). В соответствии с ч.1 ст.12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. Обыск и выемка в жилище в соответствие с ч.2 ст.12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч.5 ст.165 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 18.12.2001 г.) // Собрание законодательства РФ.2001. № 52. ч.1. Ст. 4921.. 2.7 Право на свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительстваПраво гражданина на свободу передвижения является одним из основополагающих прав человека. В настоящее время данное право предусмотрено ст.27 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Также оно закреплено в ст.13 Всеобщей Декларации Прав Человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и в ст.12 "Международного пакта о гражданских и политических правах", подписанного СССР 18 марта 1968 г., ратифицированного Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-УШ и вступившего в силу для СССР 23 марта 1976 г. Свобода передвижения в конституционном праве понимается как совокупность нескольких прав, а именно: право на свободу передвижения в пределах территории государства, право на выбор места жительства на территории государства, а также право покидать территорию государства и возвращаться обратно. Право на свободу передвижения включает в себя возможность беспрепятственно, по своему усмотрению, перемещаться на территории Российской Федерации, без получения каких-либо особых разрешений и предписаний, любым видом транспорта или иным способом. Право на выбор места жительства и места пребывания является отражением естественного состояния человека, при котором он осознает свою внутреннюю свободу на перемену места жительства и пребывания по своему усмотрению, а государство не устанавливает ограничений и препятствий в его реализации. Право на выбор места жительства и пребывания тесно связано с понятием "место жительства и пребывания", что является предметом подробного рассмотрения в комментарии к ст.2 Закона. 2.8 Свобода совести и вероисповеданияДействующая российская Конституция 1993 г. в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" также регламентировала, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" (ст.28). В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное "иные убеждения". Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания ст.28, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под "иными убеждениями" следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д. Но чаще всего "иными убеждениями" в контексте данной нормы считаются убеждения, прямо противоположные религиозным, - материалистические, атеистические, антирелигиозные. Конституция РФ прямо не предусматривает возможности иметь атеистические убеждения, осуществлять атеистическую пропаганду или иную атеистическую деятельность, создавать атеистические общественные объединения и т.д., но и не запрещает этого. Кроме того, установленная в ст.28 возможность действовать в процессе реализации свободы совести в соответствии со своими убеждениями (как религиозными, так и иными) позволяет сделать вывод, что свобода атеизма, атеистическая деятельность и атеистическая пропаганда могут иметь место, конечно, при условии соблюдения законодательства РФ и не нарушения прав и свобод других лиц. 26 сентября 1997 г. принят Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" Федеральный закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 г.//СЗ РФ. 1997. № 39., который был призван заменить собой несколько устаревший морально и юридически Закон РСФСР 1990 г. "О свободе вероисповеданий". Федеральный закон, конечно, более современен, использует терминологию действующей российской Конституции, но сказать, что он внес что-то новое, дополнительно конкретизирующее в содержание понятия свободы совести и свободы вероисповедания, было бы преувеличением. Несмотря на то, что термин "свобода совести" занимает в названии Федерального закона первое место, самой свободе совести в нем посвящено лишь несколько статей из главы первой "Общие положения". Куда как более подробно освещается в Законе правовой механизм создания и деятельности религиозных объединений. Да и те статьи, что посвящены свободе совести и свободе вероисповедания, в основном механически воспроизводят текст соответствующих статей Конституции РФ, что уже само по себе является свидетельством низкой юридической техники. Так, часть 1 ст.3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" почти дословно дублирует норму ст.28 Конституции, гарантируя право на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом упускается важная формулировка о том, что это право гарантируется "каждому", что в соответствии с конституционной терминологией означает: всем лицам вне зависимости от гражданства - гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства. В норме Закона, как и в самой Конституции РФ, термин "иные убеждения" остается без расшифровки; по смыслу Закона также нельзя сделать однозначного вывода о содержании "иных убеждений", так как в Законе ни атеистические, ни антирелигиозные убеждения или соответствующая деятельность в какой бы то ни было форме ни разу не упоминаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|