p align="left">ь деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами); ь внешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельных товаров; ь деятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательством; ь деятельности, лицензируемой Национальным банком [6]. Следует отметить, что право на получение лицензии имеют: ь юридические лица и индивидуальные предприниматели (если законодательными актами не установлено, что право на осуществление лицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющих соответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица); ь физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью. Для получения лицензии соискатель лицензии (соискатель лицензии - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложением необходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо, ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью) представляет в соответствующий лицензирующий орган: заявление о выдаче лицензии с указанием: ь для юридического лица - наименования и места его нахождения; ь для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства); ь лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять; ь копии учредительных документов (устава) юридического лица, за исключением учредительных документов иностранного юридического лица, свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования; ь копию извещения налогового органа о присвоении учетного номера налогоплательщика; ь документ об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления; ь выписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) или иной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица). Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны быть переведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленном порядке; ь другие документы, указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенные Президентом Республики Беларусь. В выдаче лицензии может быть отказано при: ь наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений; ь несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; ь наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы; ь обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка. На мой взгляд, это целесообразно. Именно эти условия выполняют роль защиты как государственных, так и общественных интересов. При наличии одного из этих оснований лицензирующий орган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в 5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателя лицензии. Лицензия выдается по форме, утверждаемой Советом Министров Республики Беларусь, и должна содержать: ь наименование органа, выдавшего лицензию; ь регистрационный номер лицензии; ь номер и дату принятия решения о выдаче лицензии; ь срок действия лицензии; ь сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика); ь наименование вида деятельности; ь указание работ и услуг (особых требований и условий), если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; ь сведения об обособленных подразделениях (филиалах); ь отметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством, определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности. В случае смены собственника, изменения наименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица, фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившего лицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуется внесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных в лицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган для внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи ее копии в порядке, установленном настоящим Положением. В случае реорганизации юридического лица в форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданное юридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации, равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавший лицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новой лицензии в порядке, установленном настоящим Положением. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица указанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Говоря о сроке действия лицензии, то она выдается на срок от 5 до 10 лет. Действие лицензии прекращается в случаях: ь по истечении срока, на который она выдана; ь по решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии в соответствии с настоящим Положением; ь в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата; ь при реорганизации юридического лица; ь в случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; ь по решению суда: об аннулировании лицензии; ь в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. В случае повторного (два и более раза в течение календарного года) нарушения лицензиатом установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан в двухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основании представления налогового органа или другого государственного органа, контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка. Необходимо отметить и тот факт, что лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий (реестр лицензий - совокупность данных, формируемых лицензирующим органом о выданных лицензиях, их дубликатах, внесении изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензий, прекращении их действия, и иных сведений в соответствии с настоящим Положением). В реестре лицензий должны содержаться следующие данные: наименование органа, выдавшего лицензию; регистрационный номер лицензии; номер и дата принятия решения о выдаче лицензии; срок действия лицензии; сведения о лицензиате (наименование и место нахождения лицензиата - юридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства лицензиата - физического лица, наименование регистрирующего органа, номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика); наименование вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; работы и услуги, составляющие вид деятельности, если они определены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии; сведения о продлении срока действия лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия; сведения об утрате лицензии (копии лицензии, заверенной лицензирующим органом) и о выданных дубликатах; иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии. [6]. 3. Некоторые виды лицензирования 3.1 Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций В соответствии со статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национального банка Республики Беларусь постановило утвердить порядок государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций [3]. В связи с этим было утверждено Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001г. № 175 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций». В инструкции отражены все те моменты, которые необходимы для лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Так, пунктом 61 Инструкции определено, что решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимается Правлением Национального банка. Лицензия с указанием в ней перечня банковских операций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку одновременно со свидетельством о государственной регистрации. Банк также вправе обратиться в Национальный банк с заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, только при наличии у него установленных отдельными нормативными правовыми актами Национального банка технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций. Таким образом, для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии, банк представляет в Национальный банк: ь заявление о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию за подписью уполномоченного лица банка; ь документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка; ь документы, необходимые для государственной регистрации соответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы банка. Срок документов, представленные на рассмотрение для получения лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий два месяца с момента их представления. Многие могут не согласиться с таким сроком, но я считаю что это вполне оправдано. Предоставление лицензии банку требует тщательных проверок, поскольку в случае несостоятельности банка выполнить определенные условия поспособствует как подрыву доверия граждан как к самому банку, так и к государству в целом. Необходимо помнить и о том, прежде чем выдать лицензию, структурное подразделение Национального банка, осуществляющее банковский надзор, проводит проверку наличия технических возможностей банка для осуществления соответствующих банковских операций. В случае создания банка в г. Минске, проверка наличии технических возможностей банка для осуществления банковских операций проводит соответствующее главное управление по месту нахождения банка. Говоря об устойчивости финансового положения банка, следует выделить следующие критерии: прозрачность структуры собственности, включая такие, как: ь достаточность объема раскрываемой информации о структуре собственности банка; ь доступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямо или косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления банка; ь наличие и размер доли в нормативном капитале банка на момент подачи заявления о внесении изменений и дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной банку лицензии: юридических лиц (организаций), зарегистрированных на территории государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон); ь достаточность и структура капитала банка (на мой взгляд, этот показатель является одним из основных);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|