p align="left">Законодательное изменение ГПК явилось формальным закреплением уже сложившейся практики недопущения общими судами к участию в процессе юристов, осуществляющих свои полномочия на основании доверенности и не являющихся адвокатами. Напомним, что данная проблема была предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Беларусь (далее - КС). В решении от 02.07.1999 № Р-85/99 КС отметил, что действующим на тот момент законодательством не исключалось право выступать в качестве представителей адвокатам, лицам, имеющим лицензии на оказание юридических услуг, любым другим гражданам, оформившим свое представительство надлежащим образом. В то же время КС указал на отсутствие в законодательстве определенности по вопросу о возможности систематического и возмездного представления интересов других лиц в суде лицами, не имеющими лицензии. Исключительность участия адвокатов в общих судах постепенно перенимается также практикой рассмотрения судьями дел по административным правонарушениям и исполнительным производствам. Пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.03.1999 № 1 "О практике применения судами законодательства, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях" закрепил прямую норму о том, что представителями лица, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего могут быть как законные представители (ст. 249 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), так и в силу ст. 62 Конституции иные лица, допущенные судьей к участию в деле в качестве представителей. Несмотря на это, судьи все чаще необоснованно применяют ст. 72 ГПК и допускают к участию в процессе только адвокатов. Таким образом, доступ к занятию адвокатской деятельностью довольно затруднителен, зато, получив "вожделенную" лицензию, можно осуществлять исключительную деятельность, ограниченную только по территориальному принципу, поскольку адвокат обязательно должен работать в какой-нибудь консультации. Белорусскому юристу проще стать адвокатом в России Оправдывая монополию адвокатов на судебное представительство, довольно часто ссылаются на опыт Российской Федерации. Однако при этом происходит типичная подмена понятий, поскольку порядок обретения статуса адвоката в России значительно отличается от установленного в Беларуси. Согласно п. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представителями организаций в арбитражном суде могут выступать по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, или лица, состоящие в штате указанных организаций, либо адвокаты. При этом в силу п. 4 ст. 2 Федерального закона РФ от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон № 63-ФЗ) представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций и органов, если иное не установлено федеральным законом. Именно две этих приведенных нормы во взаимосвязи позволяют арбитражным судам отказывать в допуске к участию в арбитражном процессе в качестве представителя организации выбранного ею лица, если такое лицо не относится к числу адвокатов или не состоит в штате этой организации. Как видим, в России также нормативно установлена монополия адвокатов на судебное представительство. Вместе с тем эта монополия компенсируется легкостью приобретения статуса адвоката любым лицом, профессионально пригодным к данной деятельности. Так, согласно ст. 9 Закона № 63-ФЗ статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в установленные сроки. Кроме того, не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее - Комиссия при адвокатской палате) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена. Таким образом, для получения статуса адвоката необязательно даже иметь гражданство Российской Федерации. Что касается допуска к экзамену, то каких-либо ограничений, связанных с предварительным включением в коллегию адвокатов, Закон № 63-ФЗ не устанавливает. Более того, согласно ст. 20 названного Закона адвокат вправе самостоятельно избирать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в установленном порядке. При этом формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. Отметим, что статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката. При этом адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения. Процедура сдачи экзамена в Российской Федерации также несколько отличается от предусмотренной белорусским законодательством. Согласно Положению о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, утвержденному решением Совета Федеральной палаты адвокатов от 25.04.2003 (далее - Положение от 25.04.2003), квалификационный экзамен состоит из двух частей: письменных ответов на вопросы либо тестирования и устного собеседования. Выбор формы проведения первой части экзамена (письменной) осуществляется квалификационной комиссией в зависимости от числа претендентов и других обстоятельств, определяющих возможность обеспечить надлежащее проведение экзамена. Устное собеседование проводится по экзаменационным билетам, в каждый из которых включается по 4 вопроса из перечня, утвержденного Советом Федеральной палаты адвокатов. Экзаменационные билеты обновляются ежегодно. Время, предоставляемое претенденту на подготовку к ответу на каждый билет, включая решение задач и составление процессуальных документов, может быть ограничено комиссией, но не более чем до 45 минут. Нельзя не отметить прикладного характера перечня вопросов для включения в экзаменационные билеты, поскольку они охватывают не все без исключения теоретические общеправовые темы, а только те, с которыми адвокаты сталкиваются в их деятельности. Кроме того, прикладной характер экзамена обеспечивается предоставленной п. 2.5 Положения от 25.04.2003 возможностью пользоваться во время экзамена кодексами, сборниками нормативных актов и другими справочными материалами. Экзамен проводится по всем вопросам билета даже в случае, если по какому-либо из них претендент показал недостаточную подготовленность. По усмотрению Комиссии при адвокатской палате ему могут быть предложены дополнительные вопросы. Члены названной Комиссии по результатам выполненных заданий принимают решение в отсутствие претендента открытым голосованием именными бюллетенями простым большинством голосов. Экзамен считается не сданным, если хотя бы по одному из заданий претендент показал неудовлетворительные знания. По итогам экзамена делается заключение: "Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката сдал" или "Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката не сдал". Таким образом, повторим: статус адвоката в Российской Федерации может получить любое лицо, обладающее соответствующей квалификацией и опытом работы. Монополия адвокатов в РФ прекращена Конституционным Судом Несмотря на более либеральный порядок вступления в адвокатское сообщество в России, монопольное представительство адвокатов в арбитражных судах не могло не вызвать обеспокоенность заинтересованных юристов. Сложившаяся ситуация явилась предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, по результатам которого было вынесено постановление от 16.07.2004 № 15-П "По делу о проверке конституционности ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан, губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан". В этом документе отмечено, что институт судебного представительства, обеспечивающий заинтересованному лицу получение квалифицированной юридической помощи, служит реализации права на судебную защиту наряду с другими правовыми средствами, а в случае невозможности непосредственного (личного) участия в судопроизводстве обеспечивает доступ к правосудию. Конституционный Суд РФ указал, что исходя из конституционной природы правосудия и обязанности государства гарантировать каждому судебную защиту, в том числе через определение порядка получения квалифицированной юридической помощи, а также особых требований, предъявляемых к членам адвокатских образований, законодатель вправе предусмотреть преимущества для адвокатов при допуске их в качестве представителей в суде, если необходимость таких преимуществ обусловлена публичными интересами, что, например, имеет место в уголовном судопроизводстве в отношении представителей обвиняемого. Однако и при этом законодатель должен обеспечивать баланс публичных интересов и прав и законных интересов лица при выборе представителя для судебной защиты, не допуская несоразмерного ограничения как права на судебную защиту, так и права на получение квалифицированной юридической помощи. Высший орган конституционного правосудия РФ обратил внимание, что природой прав, возникающих из гражданских правоотношений, обусловлено диспозитивное начало гражданского судопроизводства, в том числе в арбитражных судах, к компетенции которых относится рассмотрение в порядке искового производства экономических споров и иных дел, вытекающих из указанных правоотношений. Диспозитивность применительно к производству в арбитражном суде означает, что арбитражные процессуальные отношения возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорных материальных правоотношений, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться процессуальными правами и спорным материальным правом. Данное правило распространяется и на процессуальные отношения, связанные с выбором лицами, участвующими в деле, представителей для отстаивания своих интересов в арбитражном суде и допуском избранных ими представителей к участию в судебном заседании. В случае выбора организацией представителя из числа лиц, не состоящих в ее штате, - вне зависимости от характера рассматриваемого арбитражным судом спора - в основе этих процессуальных отношений лежит гражданско-правовой договор между организацией и избранным ею представителем. Следовательно, отступление от принципа диспозитивности при выборе представителя в арбитражном процессе возможно, если только ограничения, установленные федеральным законодателем, продиктованы конституционно значимыми целями. Исходя из изложенного Конституционный Суд РФ постановил признать ч. 5 ст. 59 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ (ее ст. 19, 46, 55 и 123) в той мере, в какой она в системной связи с п. 4 ст. 2 Закона № 63-ФЗ в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если такие лица не относятся к числу адвокатов или не состоят в штате этих организаций. Таким образом, на сегодняшний день как в арбитражном, так и в общих судах Российской Федерации, отсутствует монополия адвокатов на представление интересов сторон, в связи с чем последние вправе сами выбрать себе представителя, профессиональная подготовка которого отвечает их пожеланиям. От корпоративной замкнутости - к родственным связям Если вернуться к проблемам белорусской адвокатуры, то нельзя не отметить негативные моменты законодательного закрепления ее монополии на судебное представительство. Юристы-практики отмечают, что существующая ныне организационная форма деятельности адвокатов в составе территориальных коллегий (областных, Минской городской), сложившаяся еще в 1922 году в СССР, изжила себя и все больше напоминает не свободное и добровольное объединение юристов-профессионалов, а огромное государственное предприятие, подчиненное Минюсту. 3 "При отсутствии конкурентной среды, борьбы за клиента адвокаты не спешат осваивать другие правовые ниши и не проявляют интереса к узкой специализации в своей деятельности. Их количественный и качественный рост не отвечает общественным интересам, а непомерно высокие гонорары отталкивают значительную часть населения воспользоваться их платными услугами". 4 В то же время в связи с последними изменениями в законодательстве граждане ограничены в возможности прибегнуть к помощи представителей, которым они доверяют, и в любом случае вынуждены обращаться за платными услугами адвокатов. Но самое большое недоумение непосредственно в среде юристов вызывает закрытость доступа в адвокатуру. Существующая на данный момент практика приема новых членов и отсутствие открытого конкурса приводят к тому, что адвокатами становятся не наиболее подготовленные для данной деятельности юристы-профессионалы, а "приближенные" лица, напрямую или через знакомых в той или иной степени имеющие возможность влиять на принятие решений президиумами соответствующих коллегий адвокатов. Также нельзя не отметить постепенного перерастания адвокатуры из профессионального сообщества в структуру, основанную на родственных связях. В частности, уже на нормативном уровне закреплено положение о том, что в настоящее время членами Минской городской коллегии адвокатов могут стать в порядке исключения дети адвокатов, проработавших более 20 лет в данной сфере. Другими словами, право быть адвокатом согласно совместному документу Минюста и Республиканской коллегии адвокатов передается по рождению. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск « Беларусь» 1997. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года / Мн.: Амалфея 1999. - 240с. Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. - 1120с. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с. Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с. Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2006с. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. - Мн.: УП «Молодежное», 2003. Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. - Мн.: Дикта 2004. - 75с.
Страницы: 1, 2
|