p align="left">По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время в стране количество наркоманов приближается к 3 млн. человек, хотя официально диагноз «наркомания» поставлен лишь 320 тыс., а «токсикомания» - 12 тыс. человек. При этом самая уязвимая часть населения - подростки, среди которых уровень заболевания наркоманией (84,5 на 100 тыс. подростков) почти вдвое выше, чем у населения в целом (50,6 на 100 тыс. всего населения). Анализ происшедших за последние годы изменений в структуре изъятых правоохранительными органами наркотиков подтверждает тенденцию постепенного замещения легких наркотических средств более концентрированными и дорогими. Так, при снижении удельного веса марихуаны и соломки мака удельный вес используемых при совершении преступлений гашиша и опия возрос в 2,5 раза, кокаина - в 10 раз, стимуляторов амфетаминового ряда - в 20 раз, героина - в 23 раза. Указанная тенденция проявляется и в изменении стоимостной структуры изъятых наркотиков. Если пять лет назад основной доход наркодельцов формировался в результате незаконного оборота опия, то в настоящее время главную роль в формировании наркодоходов играет незаконный оборот героина (более 30% от общей стоимости изъятого), синтетических наркотиков (более 40%). В последнее десятилетие продолжало развиваться широкомасштабное нелегальное производство наркотиков. Ежегодно правоохранительными органами выявляется около тысячи подпольных нарколабораторий. По большей части они располагались в квартирах, частных домовладениях, гаражах, сараях, летних кухнях и т.п. Свыше половины выявленных нарколабораторий специализировались на производстве опийных настоек, ацетилированного опия и других наркотиков опийной группы. В то же время значительно возросло количество выявленных подпольных лабораторий, производивших синтетические наркотики опийной и амфетаминовой групп, а также сильнодействующие вещества. Во многих случаях в их работе участвуют дипломированные специалисты с медицинским и химическим образованием, студенты, технический персонал научно-исследовательских учреждений, использующие современные технологии. Основными центрами по нелегальному производству синтетических наркотиков стали такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск и др. Реальной является возможность появления таких центров и в других городах, где имеются крупные нефтехимические комплексы, закрытые военные предприятия химического профиля, квалифицированный технический персонал. Больше половины общего количества наркотиков ввозится в страну контрабандно из-за рубежа. В Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах доля контрабандно ввезенных наркотиков достигает 80-90%. Из Центральной и Юго-Восточной Азии в Россию поставляются все более крупные партии опия и героина, с территории Китая и Северной Кореи поступают эфедриносодержащие препараты, из Западной Европы ввозятся синтетические наркотики, из стран Латинской Америки - кокаин. Учитывая значительную «прозрачность» российских границ, социально-политическую обстановку в странах среднеазиатского региона и сопредельных с ними государств, а также увеличение спроса на наркотики в России и Европе, можно прогнозировать в ближайшее время дальнейшее развитие базы незаконного производства наркотиков, рост их контрабандного ввоза в Россию и страны Европы, а также организацию новых каналов наркотрафика. Состояние и негативные тенденции преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, во многом определяются особенностями личности наркопреступника. С одной стороны, это потребители наркотиков с присущей психологической и физической зависимостью от них. Удовлетворение потребности в наркотиках - определяющая черта их личности, влияющая на последующее противоправное и даже преступное поведение. Мотивы такого поведения связаны не столько с их образовательным, культурным, профессиональным уровнем, сколько с деформацией под влиянием наркотиков нравственно-психологических качеств. С другой стороны, выделяется группа лиц, непосредственно участвующих в незаконном обороте наркотиков и не обязательно являющихся наркоманами. Характеристики личности этих лиц мало чем отличаются от характеристик корыстного, насильственного преступника Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. М., 2002.. В группе потребителей наркотиков можно выделить ряд относительно самостоятельных, хотя и тесно связанных подгрупп: · «относительного риска» (лица, проявляющие нездоровый интерес к наркотикам); · «повышенного риска» (лица, приступившие к употреблению наркотиков без осознания вредных для своего здоровья последствий); · употребляющих наркотики или злоупотребляющих ими (лица, эпизодически употребляющие наркотики, но еще не ставшие наркоманами); · больных наркоманией. Потребители наркотиков составляют определенный резерв для пополнения числа наркопреступников, а зачастую и сами участвуют в незаконном приобретении, хранении, перевозке и даже в сбыте наркотических средств. Чаще всего (около 80% всех наркоманов) это молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет; неквалифицированные рабочие (23%) либо лица, не занятые общественно полезным трудом (около 62%); учащиеся (5,3%); лица, ранее совершавшие преступления (23%). Более сложную систему образуют лица, непосредственно участвующие в незаконном обороте наркотиков. Среди них выделяются организаторы наркобизнеса - лица, обладающие крупными материальными ресурсами, связями в преступном мире, являющиеся, как правило, ранее судимыми. В эту группу входят также распространители (оптовики, перекупщики, розничные сбытчики); изготовители, перевозчики; расхитители наркотиков; содержатели наркопритонов; лица, склоняющие к потреблению наркотиков иных граждан. Указанные криминологические характеристики наркопреступности подчеркивают не только социальную значимость проблем борьбы с незаконным распространением наркотиков, но и необходимость поиска оптимальных средств противодействия их незаконному обороту, выявления и устранения причин и условий, обусловливающих наркопреступность. 2.2 Профилактика преступлений, связанных с наркотизмом Предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков позволит снизить не только уровень их проявлений, но и уровень смертности и болезней населения, оптимизировать социальную ситуацию в обществе, повысить авторитет государства в мире. Именно поэтому государство сосредотачивает усилия как на предупреждении и пресечении незаконного оборота наркотических средств, наказании лиц, виновных в «наркотических» и связанных с ними преступлениях, так и на лечении наркоманов, проведении с ними реабилитационных мероприятий. Предупредительная деятельность в сфере незаконного оборота наркотиков включает две составные части: 1. общее предупреждение, основным содержанием которого являются меры по устранению причин и условий, способствующих как наркотизации населения, так и совершению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств; 2. индивидуальное предупреждение в отношении конкретных лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами и склонных к совершению на этой почве преступлений. Общее предупреждение заключается в выявлении специфических криминогенных обстоятельств, способствующих вовлечению населения в немедицинский прием наркотических средств, и проведению мероприятий по прекращению или уменьшению влияний этих детерминант. Задачами такой деятельности является формирование у населения устойчивого общественного мнения о неприятии наркотических средств; убеждение тех граждан, которые приобщились к потреблению наркотиков, отказаться от них Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005.. Общепредупредительные мероприятия включают выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, связанных с наркотиками и злоупотребления ими; формирование негативного по отношению к употреблению наркотиков общественного мнения населения; осуществление контроля над процессами законного оборота (от производства до реализации и использования наркотиков) с тем, чтобы исключить их использование в немедицинских целях. Выявление причин и условий, способствующих развитию спроса на наркотики и совершению связанных с их приемом преступлений, достигается специальным изучением, кропотливой аналитической работой, позволяющей выделить типичные криминологические детерминанты. Такая деятельность правоохранительных и иных государственных органов и негосударственных структур обеспечивает информационную базу для последующих общепрофилактических мероприятий экономического, социального, воспитательного, правового, психолого-педагогического и собственно предупредительного характера. Формирование у населения антинаркотической позиции предполагает широкую разъяснительную работу об опасности для жизни и здоровья злоупотребления наркотиками и последствиях такого поведения; о правовых последствиях нарушения законодательных норм, направленных на противодействие злоупотреблению наркотиками; о возможных путях излечения от наркотической зависимости; о профилактической работе с населением для исключения условий, способствующих приобщению граждан к потреблению наркотиков. Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет и осуществление контроля за движением наркотиков в фармацевтических и медицинских учреждениях. Работники этих учреждений иногда вступают в преступные сделки с наркоманами, похищают ампулы морфина и промедола, порошок омнопона. В некоторых регионах почти третья часть выявленных наркоманов доставали наркотики и их составные компоненты в больницах и аптеках. В настоящее время проводится разъяснительная работа с населением, пропагандирующая здоровый образ жизни и отказ от принятия наркотических средств. Способы такой работы различны, например: · специализированные теле- и радиопрограммы, рубрики, выступления в средствах массовой информации о вреде незаконного оборота и употребления наркотических средств; · регулярные встречи и беседы с различными группами населения специалистов, осуществляющих противодействие распространению наркотиков, борьбу с этим социальным злом, обеспечивающих лечение наркоманов; · распространение разнообразных предметов агитационного характера (рекламок, буклетов, листовок и т.п.); · обеспечение согласованных усилий субъектов, на которые возложена обязанность противодействовать незаконному обороту наркотиков и бороться с преступностью данного вида; · проведение направленной предупредительной работы с отдельными категориями граждан, находящихся в «зоне риска» (несовершеннолетними и молодежью, маргиналами и др.); · устранение источников и сырьевых возможностей для незаконного изготовления и распространения наркотических средств и их прекурсоров. Индивидуальное предупреждение злоупотреблений наркотическими средствами и преступлений на этой почве осуществляется в следующих направлениях: · устранение причин и условий индивидуального антиобщественного или противоправного поведения; · выявление лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных к совершению на этой почве преступлений; · осуществление наблюдения и обеспечение иного социального контроля за поведением и образом жизни лиц, злоупотребляющих наркотиками и склонных на этой основе к правонарушающему поведению; · устранение конкретных обстоятельств, приводящих к употреблению ими наркотиков; · осуществление в отношении указанных выше лиц мер воспитательного, медицинского, правового и иного характера с целью недопущения правонарушающего поведения с их стороны. Важное значение в предупреждении незаконного оборота наркотиков имеет противодействие совершению наркоманами отдельных видов преступлений, предметно и мотивационно связанных со злоупотреблением наркотическими средствами. Наркомания тесно связана с преступностью и является, образно говоря, питательной почвой для совершения различных преступных деяний, прежде всего корыстных и корыстно-насильственных. Нелегальное приобретение наркотиков требует значительных материальных затрат. Стоимость наркотических средств на «черном рынке» превышает аптечные цены на наиболее распространенные виды наркотиков в десятки и сотни раз. Наркомания тесно связана с насильственной преступностью. Употребление наркотиков порождает немотивированную злобность, чувство тревоги, безотчетный страх, довольно часто вызывающие агрессию. Находясь в состоянии наркотического опьянения, наркоманы нередко совершают преступления против личности: убийства, телесные повреждения, изнасилования, хулиганские действия и т.п. Одним из мотивов совершения этих преступлений все чаще становится стремление завладеть наркотиками или средствами для их приобретения. Учащаются и «заказные» убийства в связи с конкуренцией на «черном рынке» наркодельцов. Эффективная профилактика насильственных преступлений обусловливает снижение уровня преступлений, связанных с наркотиками. Значительную опасность представляет нелегальное распространение наркотиков в местах лишения свободы. Как правило, наркотики доставляются туда родственниками осужденных или иными лицами, имеющими выход за территорию зоны. Многие наркоманы (до 15%) приобщились к этому пороку именно в местах лишения свободы. Особого внимания заслуживает и проблема предупреждения организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, наркобизнесом. Речь идет о контрабанде и подпольной торговле наркотиками, их изготовлении в нелегальных лабораториях и иных формах организованной преступной деятельности в рассматриваемой сфере. Чем широкомасштабнее ведется наступление здоровых сил общества на наркобизнес, чем успешнее действует система профилактики наркомании и наркопреступности - тем изощреннее, как показывают мировой и российский опыт, оказывается сопротивление со стороны наркобизнеса. Тем не менее, последовательная реализация новой антинаркотической политики в Российской Федерации, консолидация усилий всех правоохранительных органов позволили нанести существенный удар по наркопреступности. Достаточно сказать, что в 2005 году впервые за длительный период удалось добиться увеличения числа выявленных и, что очень важно, раскрытых наркопреступлений. Всего преступлений этой категории зарегистрировано в прошлом году свыше 175 тысяч, из незаконного оборота изъято более 138 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Изменение государственной антинаркотической политики, составными частями которой стали создание ФСКН России - специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по борьбе с незаконным распространением наркотиков и по контролю за их легальным оборотом, по координации антинаркотической деятельности других органов исполнительной власти, а также сущностные изменения в законодательстве, обеспечившее дифференцированный подход к жертвам наркоагрессии - потребителям и к преступникам - поставщикам и сбытчикам наркотиков, существенно повлияло на изменение в положительную сторону наркоситуации и итогов правоохранительной деятельности в России. Удалось добиться не только увеличения числа выявляемых наркопреступлений, главное - изменился их качественный состав. Так, если в 2002 году, до создания ФСКН России и реформирования антинаркотического законодательства, из выявленных наркопреступлений только 46% относились к категории тяжких и особо тяжких, то в 2005 году доля таких преступлений уже превысила 77%. Если в 2002 году лишь 36% выявленных наркопреступлений были связаны со сбытом наркотиков, то в 2005 году эти преступления составили 63%. Только ФСКН России ликвидировано 2778 наркопритонов, тогда как ранее всеми правоохранительными органами пресекалась в среднем в год деятельность около 400 наркопритонов. Сохранились указанные позитивные тенденции и в 2006 году. За первый квартал этого года выявлено на 28% больше наркопреступлений чем за АППГ, изъято значительно больше наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ из незаконного оборота. Только ФСКН России ликвидировано свыше 1100 наркопритонов. В результате удалось существенно ограничить доступность наркотиков для потребителей, в первую очередь - подростков и молодежи. В большинстве регионов России отмечается рост цен практически на все виды наркотиков, в частности, на героин и марихуану в 1,5-2,5 раза. Системное проведение мероприятий по борьбе с наркопреступностью сопровождается совершенствованием методов лечения наркотической зависимости, организацией действительно эффективной реабилитационной работы и формированием системы профилактики наркомании с активным участием общественных структур, в том числе в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы», координатором которой является ФСКН России. Программа направлена на моральное и физическое оздоровление общества, в том числе ориентирована на проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и связанных с ней правонарушений; внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; снижение доступности наркотиков для незаконного потребления; концентрацию усилий правоохранительных органов на борьбе с наиболее опасными формами незаконного оборота наркотиков; осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в Российской Федерации. Главная цель - сокращение к 2010 году масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации на 16 - 20 процентов по сравнению с 2004 годом и на этой основе уменьшение антиобщественных последствий от негативных явлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и наркоманией. Происходит консолидация антинаркотических усилий и на региональном уровне. В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и активно работают координационные советы по профилактике наркомании, разработаны и реализуются региональные антинаркотические программы. В стране созданы и действуют тысячи различных фондов, общественных организаций, работа которых связана с профилактикой наркомании, социальной и медицинской реабилитацией наркозависимых граждан, антинаркотической пропагандой. Подготовленные и проведенные в 2005 году правоохранительными и иными органами государственной власти, общественными организациями форумы, конференции, семинары, олимпиады, информационно-профилактические акции способствовали совершенствованию государственной антинаркотической политики, формированию негативного отношения к проблеме немедицинского потребления наркотиков, в первую очередь среди подростков и молодежи. Они продемонстрировали, что при системном подходе и вовлечении различных специалистов в профилактические мероприятия, при поддержке государственных и негосударственных организаций, можно эффективно влиять на формирование антинаркотического мировоззрения и способствовать разрушению наркотической субкультуры. Особое внимание уделяется совершенствованию антинаркотического законодательства Фёдоров А. В. Выступления в СМИ // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2006.. 3. Заключение Специалисты утверждают, что реальное положение дел в сфере незаконного оборота наркотиков находится в более угрожающем состоянии, чем оно отражается в официальной статистике. Сама «природа» подобных преступлений, предполагающая наличие целой цепочки действий и участников (производитель - оптовый покупатель - сбытчик - потребитель), обусловливает появление и функционирование организованных преступных сообществ. Немалое влияние на состояние преступности оказывает и «природа» наркомании. 52% опрошенных наркоманов считает, что потребитель наркотиков должен изыскать любые пути приобретения наркотиков. Специальный подсчет показывает, что как минимум 36% наркоманов по своему материальному положению вынуждены искать криминальный источник дохода. По данным специалистов, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков как минимум еще 4-х человек, а на каждого выявленного наркомана приходится в среднем 10-12 невыявленных. Взаимосвязь наркомании с преступностью наиболее отчетливо проявляется при анализе структурного состава контингента лиц, совершивших преступление в состоянии наркотиического опьянения. Официальные показатели преступности, связанной с наркотиками, являются заниженными. Данные уголовной статистики отражают реальное их состояние лишь в тех пределах, в которых проявляется активность в борьбе с ними правоохранительных органов. Стремительное распространение наркотиков в современном мире - это глобальное общечеловеческое бедствие. По данным ООН сегодня уже более 200 миллионов человек имеют опыт потребления наркотических средств, из них в России - почти 6 млн., что составляет более 4% населения. Уже нет ни одной страны, которую в той или иной мере не затронули бы проблемы, связанные с незаконным распространением наркотиков. В России - нет ни одного субъекта федерации, который бы обошли стороной процессы наркотизации населения. В этих условиях борьба с организованной наркопреступностью, подрыв экономических основ наркобизнеса, противодействие злоупотреблению наркотиками, создание условий для лечения и реабилитации наркозависимых, профилактика наркомании и распространения наркотиков становятся одними из самых важных, приоритетных направлений государственной политики. Список используемой литературы 1. Андреева Ю. Наркоконтроль // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2005. 2. Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью: Международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2003. 3. Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций. М., 2002. 4. Калачев Б. Ф. Незаконный оборот наркотиков как социально-психологическая угроза национальной безопасности Российской Федерации. М., 2001. 5. Криминология: Учебник / Под ред. В.Д.Малкова. М., 2005. 6. Майоров А. А., Малинин В. Б. Наркотики: преступность и преступления. М., 2002. 7. Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков // Невское время, 1998, № 146. 8. Преступность и правонарушения: Статистический сборник. М., 1998. 9. Прохорова М. Л. Наркотизм: уголовно-правовое и криминологическое исследование. М., 2002. 10. Фёдоров А. В. Выступления в СМИ // Федеральная Служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. М., 2006.
Страницы: 1, 2
|