реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Коррупционная связь власти и бизнеса в России

реферат
p align="left">Таким образом, с точки зрения опрошенных лиц, в сфере бизнеса любого уровня, самыми востребованными являются коррупционные услуги исполнительных органов власти и правоохранительных органов. Также, по мнению респондентов, бизнесу каждого вида соответствует определенный уровень органов государственной власти, коррупционные услуги которых нужны для успешного развития данного вида бизнеса: так, для развития мелкого бизнеса нужна коррупционная поддержка районных органов власти, для среднего - областных, для крупного - федеральных.

Исследователем изначально предполагалось, что к органам государственной власти, коррупционные услуги которых являются наиболее востребованными со стороны бизнеса, относятся, прежде всего, органы исполнительной власти. Дело в том, что именно должностные лица администраций распределяют государственные средства - субсидии, дотации, решают вопросы государственных заказов и т.д., одним словом, занимаются «земными проблемами». Более того, зачастую, служащие иных органов власти зависят от решений администрации, поэтому готовы оказать ей поддержку (так, например, о какой независимости судей может идти речь, если получение государственной квартиры судьей зависит от администрации?).

Позиция автора исследования полностью подтвердилась и в ходе проведенного интервью. На вопрос отвечает Свиридов Владимир, следователь районной прокуратуры (г. Тула): «Каждому предпринимателю нужна поддержка, прежде всего, местной администрации. Все остальные проблемы (надзоры, контроли, санэпиднадзор, налоговая инспекция, ОБЭП) можно решить при покровительстве исполнительной власти. Главный вопрос - в уровне («высоте кресла») покровителя».

Позвольте представить Вам вариант ответа на данный вопрос менеджера одной из коммерческих фирм Москвы, Карпинского Глеба: «Думаю, коррупционные услуги исполнительной власти являются необходимыми для ведения бизнеса любого уровня. Только у администраций и их подразделений есть возможность направлять финансовые потоки в определенное русло. Кроме того, с мнением работника администрации считаются представители всех других органов. Так, стоит губернатору снять трубку телефона, любая проблема в его области будет решена».

Коноплев Алексей, помощник депутата Государственной Думы РФ III созыва: «Для успешного ведения бизнеса нужна коррупционная поддержка следующих органов: для малого бизнеса - налоговые службы, Пожарнадзор, СЭН. Для среднего - те же, плюс УБЭП, прокуратура. Для крупного бизнеса - те же, что и для среднего, а также исполнительная власть. Но следует иметь в виду, что большинство проблем можно решить, заручившись поддержкой администрации. Поэтому, если Вас «опекает» глава администрации, Вы - неприкосновенны ни для УБЭПа, ни для налоговых органов, ни для кого-либо еще».

Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, следует констатировать: каждый предприниматель, для успешного ведения своего бизнеса, вынужден заручиться коррупционной поддержкой органов исполнительной власти определенного уровня: для мелкого бизнеса - это районная (городская) администрация, для среднего - областная, для крупного - федеральная.

6. Коррупционные услуги государственных органов, являющиеся самыми востребованные со стороны бизнеса

Анкетируемым предлагалось ответить на вопрос: «Какие «услуги» государственных органов являются наиболее востребованными среди предпринимателей в России (для малого, среднего и крупного бизнеса)»? Предполагалось, что, отвечая на данный вопрос, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

100 % респондентов считают, что самые востребованные «услуги» органов власти, оказываемые малому бизнесу - это: а) непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д.; б) поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание»).

Другие действия власти, с точки зрения опрашиваемых, не являются столь необходимыми для предпринимателя такого уровня. Так, в пользу незаконного финансирования коммерческой организации за счет бюджета города, области высказались 14 % служащих коммерческих организаций и 7,5 % государственных служащих; 16 % служащих коммерческих организаций и 7,5 % государственных служащих - в пользу передачи коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации; 10 % служащих коммерческих организаций и 7,5 % государственных служащих выбрали вариант «законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации». 4 % служащих коммерческих организаций считают, что самой востребованной услугой, оказываемой органами власти мелкому бизнесу, является передача сведений о конкурентах, партнерах и иная информационная поддержка со стороны власти. Кроме того, 10 % служащих коммерческих организаций предполагают, что такими услугами является привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности, а 2 % служащих коммерческих организаций выбрали вариант «привлечение конкурентов к административной ответственности». 4 % служащих коммерческой организации указали свой вариант ответа, выделив такую коррупционную услугу, как выдача всевозможных лицензий и разрешений.

Среди самых востребованных незаконных услуг органов власти, необходимых для успешного ведения среднего бизнеса, респонденты указали: незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области (72 % служащих коммерческих организаций и 70 % государственных служащих); передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации (70 % служащих коммерческих организаций и 70 % государственных служащих). Как для малого, так и для среднего бизнеса, с точки зрения опрашиваемых, необходима коррупционная поддержка власти, которая выражается в непринятии предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д. (78 % служащих коммерческих организаций и 60 % государственных служащих); поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание») (82 % служащих коммерческих организаций и 52,5 % государственных служащих). Большой процент респондентов полагает, что среди коррупционных услуг, оказываемых чиновником представителям среднего бизнеса, есть: законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации (62 % служащих коммерческих организаций и 37,5 % государственных служащих); информационная поддержка коммерческой организации (66 % служащих коммерческих организаций и 22,5 % государственных служащих). С точки зрения анкетируемых, не так распространены в сфере среднего бизнеса такие «услуги» власти, как «заказные» банкротства конкурирующих предприятий (данный вариант ответа выбрали 14 % служащих коммерческих организаций и 12,5 % государственных служащих); привлечение конкурентов к уголовной ответственности (10 % служащих коммерческих организаций и 15 % государственных служащих); привлечение конкурентов к административной ответственности (14 % служащих коммерческих организаций и 15 % государственных служащих); привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности (30 % служащих коммерческих организаций и 20 % государственных служащих).

С точки зрения респондентов, спектр коррупционных услуг, оказываемых крупному бизнесу властью, достаточно широк и включает в себя: привлечение конкурентов к гражданско-правовой ответственности (92 % служащих коммерческих организаций и 80 % государственных служащих); «заказные» банкротства конкурирующих предприятий (90 % служащих коммерческих организаций и 77,5 % государственных служащих); незаконное финансирование коммерческой организации за счет федерального бюджета (90 % служащих коммерческих организаций и 75 % государственных служащих); передачу выгодного общефедерального государственного заказа коммерческой организации (88 % служащих коммерческих организаций и 77,5 % государственных служащих); законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на общефедеральном уровне (88 % служащих коммерческих организаций и 80 % государственных служащих); информационная поддержка коммерческой организации (86 % служащих коммерческих организаций и 57,5 % государственных служащих); привлечение конкурентов к уголовной ответственности (38 % служащих коммерческих организаций и 60 % государственных служащих); привлечение конкурентов к административной ответственности (42 % служащих коммерческих организаций и 62,5 % государственных служащих).

Как и прежде, большое количество респондентов полагают, что в сфере крупного бизнеса являются востребованными следующие услуги власти: непринятие предусмотренных законом мер реагирования по выявленным нарушениям торговли, оказания услуг и т.д. (32 % служащих коммерческих организаций и 27,5 % государственных служащих); поддержание порядка, «опека» предпринимателя («крышевание») (38 % служащих коммерческих организаций и 35 % государственных служащих); незаконное финансирование коммерческой организации за счет бюджета города, области; (14 % служащих коммерческих организаций и 25 % государственных служащих); передача коммерческой организации выгодных государственных заказов на уровне субъекта федерации (14 % служащих коммерческих организаций и 25 % государственных служащих); а также законодательное лоббирование интересов коммерческой организации на уровне субъекта федерации (12 % служащих коммерческих организаций и 25 % государственных служащих).

Таким образом, по единодушному мнению опрошенных, для мелкого бизнеса самыми востребованными «услугами» властных органов, являются: «крышевание» и непринятие мер реагирования по допущенным нарушениям. Для среднего - те же, и, кроме того, - «услуги», связанные с направлением финансовых ресурсов в нужное бизнесу русло, а также, поддержка законодательных органов уровня субъекта федерации. По мнению респондентов, для успешного ведения крупного бизнеса уже не так важна «опека» организации со стороны властных структур, как действия, предпринимаемые государственными служащими против конкурентов коммерческой фирмы, а так же, как и для среднего бизнеса, финансирование и иная материальная помощь компании.

Данный вывод подтверждает уже полученные ранее результаты о том, что в России самым незащищенным является мелкий бизнес, который практически всегда стоит «на грани жизни и смерти». Успешное развитие среднего бизнеса также зависит от действий власти, но уже в меньшей степени. Представляется, что самым «независимым» от чиновничьего произвола является крупный бизнес, и следует согласиться с Г.К. Мишиным, который указывает на процесс сращивания государственной власти и крупного бизнеса, и формирование их единого класса См.: Мишин Г.К. Элитно-властная коррупция как приоритетное направление ограничения политической коррупции и антикоррупционной политики в целом // Государство и право. №4, 2003. С. 112.. Конечно, из этого правила есть исключения, и печальный пример компании «ЮКОС» дает повод для размышления об этом.

Интересен ответ на указанный вопрос помощника депутата Государственной Думы III созыва Коноплева Алексея: «Конечно же, спектр «услуг» государственных органов, оказываемых бизнесу разных уровней развитости, необычайно широк. Но думаю, так как предпринимательская деятельность рассчитана на получение прибыли, и бизнесмены - это люди, которые умеют считать деньги, им гораздо выгоднее приобрести комплекс услуг «оптом», заручившись поддержкой («крышей») администрации нужного уровня». В России, в условиях «клановости» и круговой поруки, исполнительная власть может сделать все. Таким образом, «опека» бизнесмена исполнительной властью - залог его стабильности и процветания».

7. Меры противодействия коррупционному взаимодействию власти и бизнеса в России

Традиционно представляю на Ваш суд результаты ответов анкетируемых лиц на вопрос: «Как Вы полагаете, каким образом можно противодействовать коррупционному взаимодействию власти и бизнеса?» Респонденты, отвечая на данный вопрос, могли выбрать несколько вариантов ответа.

Показательно то, что 100 % респондентов считают, что эффективным способом борьбы с коррупцией будет повышение заработной платы чиновникам. 86 % служащих коммерческих организаций и 85 % государственных служащих высказались в пользу уменьшения количества законодательных «административных барьеров», с помощью замены «разрешительного» характера подписи чиновника на «регистрирующий». 76 % служащих коммерческих организаций и 87,5 % государственных служащих полагают, что действенным способом борьбы с коррупцией будет улучшение качества работы правоохранительных органов. Также эффективной мерой в борьбе с данным злом респонденты считают законодательное ужесточение ответственности за совершение коррупционного правонарушения (26 % служащих коммерческих организаций и 45 % государственных служащих). Следует признать, что мало кто из опрошенных верит в воспитательные меры по борьбе с коррупцией - всего 14 % служащих коммерческих организаций и 15 % государственных служащих.

Таким образом, анкетируемые высказываются в пользу комплекса мер, необходимых для борьбы с коррупционной связью власти и бизнеса. Необходимость применения именно системы мер в борьбе с коррупцией достаточно давно обоснована в науке криминологии. В. Н. Лопатин. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право №7, 2001 г. С. 23. Данная идея развивается также во многих других работах, например, Волженкин Б.В. Коррупция. СПб, 1998; Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. Социально- экономические и правовые аспекты. М, 2001; Зацепин М.Н. Некоторые криминальные истоки коррупции в современной России // Власть: криминологические и правовые проблемы. М,2000, и многих других работах, практически во всей учебной литературе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.