реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контроль за проведением внешнеторговых операций

реферат
p align="left">- получения денежных средств по банковской гарантии;

- возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги.

С 1 апреля 2009 года Указом № 104 указанный перечень дополнен неденежным прекращением обязательств способами, определенными Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком.

Справочно

Согласно ст. 11.41 КоАП получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение установленных требований влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100% стоимости поставленных на экспорт товаров (работ, услуг).

Указом № 104 внесены изменения в п. 1.10 Указа № 178, согласно которым установлено, что при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых:

- с использованием кредитов банков, выданных импортерам, ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами;

- со счета другого резидента в соответствии с условиями договора перевода долга, заключенного между импортером и данным резидентом. При этом новый должник становится импортером и на него распространяются все соответствующие требования Указа № 178;

- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;

- посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

- в иных случаях, определенных Национальным банком Республики Беларусь.

До 1 апреля 2009 года при импорте расчеты по внешнеторговым операциям осуществляются только со счетов импортеров, за исключением расчетов, производимых:

- с использованием кредитов банков, выданных импортерам;

- в форме аккредитивов;

- путем исполнения банком обязательств по выданным гарантиям по данным внешнеторговым договорам;

- посредством исполнения банком обязательств по валютно-обменным операциям;

- по внешнеторговым договорам, заключенным на основании сделок, совершенных на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа»;

- в иных случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Таким образом, с 1 апреля 2009 года расчеты при импорте могут производиться за счет ссуд, займов, предоставленных импортерам нерезидентами, со счетов другого резидента по договору долга, заключенному между импортером и данным резидентом.

Справочно

Согласно ч. 2 ст. 11.39 КоАП несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств.

По общему правилу установленному в п. 1.4 Указа № 178 резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции в полном объеме в следующие сроки:

- при экспорте - не позднее 90 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг.

- при импорте - не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.

Справочно

Согласно ст. 11.37 КоАП необеспечение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Указанное общее правило дополнено Указом № 104 следующими нормами, касающимися импорта:

- резиденты обязаны в указанные сроки обеспечить при импорте поступление товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

- расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики Беларусь, осуществляются на основании разрешений Национального банка, выдаваемых по ходатайству Совета Министров Республики Беларусь либо иного государственного органа.

Справочно

Согласно ст. 11.43 КоАП отсутствие разрешительных документов в установленных законодательством Республики Беларусь случаях влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Указом № 104 обозначен приоритет международного права. Так, предусмотрено, что если международными договорами Республики Беларусь установлены иные сроки прекращения обязательств по внешнеторговым операциям, то применяются правила таких международных договоров Республики Беларусь.

Национальному банку Республики Беларусь предоставлено право определить иные сроки прекращения обязательств по отдельным видам договоров на осуществление внешнеторговых операций. Ранее такое право предоставлялось Совету Министров Республики Беларусь по согласованию с Национальным банком Республики Беларусь.

Кроме того, согласно п. 1.5 Указа № 178 с учетом изменений, внесенных Указом № 104, указанные сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены (без взимания платы) по объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами, по заявлению резидента Национальным банком Республики Беларусь (его главными управлениями по областям) в установленном порядке.

Ранее такое продление возможно было до начала фактической реализации внешнеторговой операции либо в ходе ее реализации в порядке, установленном им по согласованию с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.

Действующая в настоящее время Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков прекращения обязательств при осуществлении внешнеторговых операций утверждена постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2008 № 100.

Дата завершения внешнеторговых операций

Указом № 104 внесены уточнения в определение даты выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), в связи с чем внесены соответствующие изменения в п. 1.1 Указа № 178.

Так, под датой выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) понимается дата подписания сторонами акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иного документа, предусмотренного законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции.

Таким образом, указанная дата определяется не только на основании акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), а также иного подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции документа, предусмотренного законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента.

При осуществлении международных перевозок дата выполнения услуг по перевозке грузов определяется как дата получения груза грузополучателем, отмеченная им в товаросопроводительных документах. До 1 апреля 2009 года указанная дата может также определяться как дата получения груза последующим перевозчиком (Указом № 104 данное правило исключено).

Правила определения даты завершения внешнеторговой операции при экспорте и импорте зависят от разрешенных законодательством способов расчетов и принципиально не изменились (приведены в приложении).

Регистрация сделки

Указом № 104 механизм оформления паспорта сделки заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу.

Соответственно из Указа № 178 исключены все нормы, касающиеся порядка регистрации паспорта сделки, а также нормы, предусматривающие административную ответственность за неправомерный отказ банка резиденту в регистрации паспорта сделки.

Понятийный аппарат (п. 1.1 Указа № 178) дополнен новым термином «регистрация сделки». Под регистрацией сделки понимается проставление на документе (документах), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора (а в случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, - на каждом отдельно подписанном приложении к внешнеторговому договору), оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Согласно п. 1.11 Указа 178 (в редакции Указа № 104) по каждому внешнеторговому договору, стоимость товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) по которому составляет 3000 евро в эквиваленте и более, экспортер (импортер) обязан зарегистрировать сделку в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера).

Сделка регистрируется до отгрузки товаров, передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ и оказания услуг нерезиденту либо проведения платежей.

В случае, когда в соответствии с условиями договора его исполнение осуществляется на основании отдельно подписанных приложений, регистрация осуществляется по каждому отдельно подписанному приложению к внешнеторговому договору.

Справочно

Согласно ст. 11.42 КоАП представление недостоверных сведений при оформлении разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Обязанность по регистрации сделки не распространяется на внешнеторговые договоры, предусматривающие предварительное исполнение обязательств нерезидентом в полном объеме.

Регистрация сделки осуществляется уполномоченным работником банка, обслуживающего счет экспортера (импортера), по заявительному принципу в день представления экспортером (импортером) (его уполномоченным представителем) документа (документов), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, либо отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору.

Регистрация заключается в проставлении на таком документе (документах) оттиска штампа банка с указанием регистрационного номера сделки и заверением его подписью уполномоченного работника банка (при электронном документообороте - указание регистрационного номера сделки и заверение его электронной цифровой подписью).

Установлен также закрытый перечень случаев, в которых регистрация сделки не осуществляется:

- непредставление в банк документа (документов), посредством которого оформлено заключение внешнеторгового договора, либо отдельно подписанного приложения к внешнеторговому договору;

- представление документов в банк, не обслуживающий счет экспортера (импортера).

Неосуществление регистрации сделки по иным основаниям не допускается.

Таможенное оформление товаров по внешнеторговым договорам производится только при наличии регистрационного номера сделки. Регистрационный номер сделки указывается в таможенных декларациях, а случаях, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, - в статистической либо периодической декларации (п. 1.16.2 Указа № 178).

В отдельных случаях из Указа № 178 исключены отдельные нормы, устанавливающие требования к регистрации сделок. В частности с 1 апреля 2009 года исключена необходимость согласования проводимых внешнеторговых сделок в отношении пивоваренного ячменя и неподжаренного солода из ячменя с концерном «Белнефтехим», а также регистрации открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» сделок, заключенных на биржевых торгах.

Статистическое декларирование

Согласно п. 1.14 Указа № 178 (в редакции Указа № 104) резиденты при исполнении внешнеторговых договоров, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление товаров не производится, обязаны в порядке и случаях, установленных Советом Министром Республики Беларусь, представить статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию в центр статистического декларирования или в пункт таможенного оформления для регистрации.

Справочно

Согласно ст. 11.42 КоАП представление недостоверных сведений при оформлении статистической декларации или периодической статистической декларации влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 20% контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Согласно ст. 11.43 КоАП отсутствие статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством Республики Беларусь случаях влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100% стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Согласно ст. 11.44 КоАП непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 10% стоимости экспортированных (импортированных) товаров.

Исходя из поручения п. 2 Указа № 104 Совет Министров Республики Беларусь до 1 мая 2009 года должен принять единый комплексный нормативный правовой акт, которым будет урегулирована процедура и случаи представления статистической декларации (периодической статистической декларации).

До указанной даты статистические декларации представляются в порядке, установленном в п. 1.14 и 1.15 Указа № 178, постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10.07.2001 № 33 «О статистическом декларировании товаров».

Перечень центров статистического декларирования товаров установлен в приложении к постановлению Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 15.04.2005 № 23.

С 1 мая 2009 года нормы, регулирующие представление, регистрацию статистических деклараций, из Указа № 178 исключаются.

Поскольку процедура оформления паспорта сделки заменена процедурой регистрации сделки, а также в связи с исключением из Указа № 178 норм, регулирующих представление статистических деклараций, разрешения осуществлять перемену лиц в обязательстве с перерегистрацией сделки, то внесен ряд изменений в обязанности резидентов совершающих внешнеторговые сделки.

Так, помимо указанных выше требований по каждому заключенному внешнеторговому договору резиденты обязаны:

1) представить банку документы (сведения), необходимые для осуществления банком функций агентов валютного контроля не позднее 7 рабочих дней:

- со дня зачисления на их счета денежных средств, поступивших от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполненных работ, оказанных услуг;

- со дня подписания документа, в соответствии с которым изменяются условия завершения внешнеторговой операции;

2) по каждой экспортной (импортной) отгрузке (поставке) товаров, когда в соответствии с законодательством их таможенное оформление не производится, представить для регистрации таможенным органом статистическую декларацию или периодическую статистическую декларацию, в порядке и случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

3) получить разрешение Национального банка (его главного управления по области) на продление срока завершения внешнеторговой операции с последующим уведомлением Национального банка в порядке, установленном Национальным банком, о завершении данной внешнеторговой операции в случае, если предусмотренный договором либо фактический срок поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг либо получения денежных средств за переданные товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги превышает срок, установленный законодательством;

4) перерегистрировать сделку при реорганизации резидента либо перемене лиц в обязательстве по внешнеторговому договору со стороны экспортера (импортера);

5) указать в таможенной декларации, а в случае, когда в соответствии с законодательством таможенное оформление не производится, - в статистической либо периодической статистической декларации регистрационный номер сделки;

6) представить по требованию государственных органов и банков, уполномоченных согласно законодательству осуществлять контроль за проведением внешнеторговых операций, запрашиваемые в соответствии с их полномочиями документы в установленные ими сроки;

7) предусмотреть в документах, посредством которых проводятся внешнеторговые операции, условия расчета. При этом под условиями расчета понимается установленное внешнеторговым договором обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной.

Право разъяснения вопросов применения Указа № 178 предоставлено Национальному банку Республики Беларусь.

Список использованных источников

1. Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации. - М., 2004.

2. Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. - 1940. - № 8-9.

3. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структуры // Журнал российского права - 2006. - № 2.

4. Горбунова О.Н. Понятие предмета и метода финансового права и его место в системе российского права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. О.Н. Горбунова. - 3-е изд. - М., 2005.

5. Головин А.Ю., Логвинова И. В. Понятие финансового права, его особенности и связи с другими отраслями права // Финансовое право: Учеб. пособие / Под ред. А.Ю. Головина, Е.А. Федоровой. - М., 2005.

6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. - М. - 2006.

7. Карасева М.В. Финансовое право России: новые проблемы и новые подходы // Государство и право. - 2003. - № 12.

8. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. Минск « Беларусь » 1997.

9. Рукавишникова И.В. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг // Финансовое право. - 2005. - № 7.

10. Л.А. Ханкевич «Финансовое право Республики Беларусь». Учебное пособие / Мн. Издательство «Амалфея» 2002г.

11. Финансовое право. Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой Издательство «Юристъ» М., 2003.

12. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство «Феникс», 2002.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.