ри этом нужно иметь в виду проблему вступления в силу конституции. Как правило, конституция вступает в действие (в силу) с момента, указанного в ее заключительных положениях или в особом законе, что сопровождает ее принятие. Согласно ст. 160 Конституции Украины, последняя приобретает силу от дня ее принятия.Конституция распространяет свое влияние на все без исключения институции общества и государства, причем все государственные и общественные органы, граждане и любые лица, которое находятся на территории страны, должны уважать ее, безусловно выполнять все ее предписания. В этом состоит общеобязательность конституций, их императивно-властный характер. Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.Как единый правовой акт конституция действует во всех ее связях. Механизм такого действия чрезвычайно сложный и многогранный включает разные каналы: политические, экономические, социальные, идеологические, юридические, воспитательный, психологический и тому подобное. Как Основный Закон общества и государства конституция регулирует наиболее высокий уровень поведения - способ жизнедеятельности общества. Такой общеконституционный уровень обуславливает согласованность основных институтов конституции, их сбалансированность и взаимодействие.Институты - это блоки, которые охватывают ту или иную сферу конституционно-правовых отношений: институт конституционного порядка, прав и свобод граждан, территориальной организации страны, принципов деятельности государственных органов и тому подобное. Им присущ особый механизм реализации, где рядом с обычными нормами конституции большую роль играют иные нетипичные предписания, практика, взаимосвязи с другими, в том числе отраслевыми институтами и тому подобное.'Здесь институты конституции переходят в институты областей права - трудового, гражданского, административного и тому подобное.Принципиальное значение имеет вопрос о непосредственном действии конституционных норм, что особый вес приобретает в современных условиях развития украинского государства. До недавнего времени такой вопрос не имело предметного, практического значения, поскольку "советская" конституция была преимущественно декларацией, политико-правовым документом, что не во всех отношениях применялся. В частности, совсем не было судебных решений, вынесенных (принятых) на основе конкретных статей Конституции. Иными словами: непосредственно обращаться к суду за защитой своих конституционных прав не было смысла.Между тем конституция не может не быть непосредственным действующим правом. Такой характер имеет положение п. 27 ст. 106 Конституции о том, что Президент Украины "осуществляет помилование". Для реализации таких полномочий Президенту не нужны иные нормативные акты, кроме Конституции. Но совсем иной характер имеет, например положение относительно осуществления избирательных прав граждан , которые находятся за пределами Украины. Реализовать избирательные права такая категория граждан может лишь при наличии соответствующего закона.Возникает целиком закономерный вопрос: как реализовать некоторые права и свободы граждан, что хоть и провозглашены в Конституции, но соответствующего закона нет? Есть основания думать; что отсутствие подобных законов и процедур реализации прав и свобод граждан не возражает наличие и реальность таких прав.Конституция Украины - акт всеохватывающего действияОна распространяет свое влияние на все сферы жизнедеятельности общества, причем это влияние имеет идейно-политический; нравственно-психологический и юридический характер, Это обуславливает содержание и особенности механизма осуществления Конституции, что состоит из двух относительно самостоятельных частей: социального и юридического механизма,В социальном механизме воплощены качества Конституции Украины как политического документа, в юридическом - как особого акта национальной системы права.Осуществление Конституции нельзя сводить к отдельным действиям в границах конкретного юридического процесса. Оно значительно глубже. Сущность такого осуществления определяется прежде всего социальным назначением Конституции, что объединяет качества нормативного акта и политико-правового документа. Иными словами: осуществление Конституции в единстве всех ее сторон обеспечивает не только конкретные правовые результаты, желательное поведение субъектов конституционно-правовых отношений, а и достижение целей и интересов конституционного регулирования, А такими социальными интересами есть осуществление полновластия украинского народа, его консолидация, обеспечение высшего развития всех этносов, которое проживают на территории республики, реализация разнообразных экономических, социальных, экологических и иных программ, обеспечение прав и свобод граждан Украины и тому подобноеТаким образом, осуществление Конституции в целом, ее отдельных норм - не что другое, как достижение конституционных целей путем правомерной деятельности субъектов конституционного праваРеализация - это преобразования, воплощение конституционных норм в фактической деятельности организаций, органов, должностных лиц и граждан.Соблюдение норм Конституции означает воздержание от осуществления запрещенных нею действий. Это - особое обязательство всех государственных органов, должностных лиц и граждан И юридические, и физические лица должны удерживаться от действий, запрещенных нормами права. Здесь реализуется их пассивная обязанность, когда действия не нужны вчиняти, а достаточно удерживаться от их осуществления. Это, естественно, материализуется в запрещающих нормах, которых в Конституции Украины чрезвычайно много.Видом реализации конституционных предписаний есть их выполнение, то есть обязательное осуществление предусмотренных законом тех или иных действий. Здесь реализуются активные правовые обязанности, конституционные нормы. Так, принятие Закона о Конституционном Суде Украины 3 июня 1992 г. есть исполнением ст. 112 Конституции Украины.На выполнение предписаний Конституции Украины были приняты десятки законов, которые опосредствуют отношения в сфере экономики, политики, обороны республики и тому подобное.Нормы Конституции реализуются также путем их использования, то есть осуществления участниками конституционных отношений разрешенных нормами права действий, осуществление ими своих прав. Причем в таких случаях творения права и применения права, законности правопорядка, служит своеобразным нормативным ориентиром2.4 Правовая охрана Конституции УкраиныПравовая охрана Конституции есть непремененным условием обеспечения ее верховенства и стабильности, высоко-эффективности действия ее положений во всех сферах жизнедеятельности нашего государства.Надлежащий уровень правовой охраны Конституции - необходимый атрибут правового государства, что есть самым важным фактором построения гражданского общества.Правовая охрана, как свидетельствует мировая практика, осуществляется в разнообразных формах, главными с которых есть конституционный контроль и конституционный надзор.Что же представляют собою обе формы, их соотношение? Это - давняя проблема, и есть различные взгляды на ее содержание и пути решения - от отождествления обоих форм к полному возражению контроля за конституционностью законов. Основное отличие между ними - в мерах воздействия при нарушении Конституции, которые могут быть применены соответствующими органамиСущность конституционного контроля состоит в том, что соответствующие органы могут непосредственно вмешиваться в деятельность подконтрольных органов, отменять или приостановлять незаконные актыОрганы конституционного надзора подобных полномочий не имеют; их основное назначение в том, чтобы сообщить о неконституционности принятого правового акта. Приверженцы такой точки зрения считают, что в противоположном случае, то есть при осуществлении конституционного контроля в форме конституционной юстиции, это поставит под угрозу верховенство парламента, будет так или иначе ущемлять суверенитет украинского народа. Правда, таких взглядов становится меньше, тем более, что в условиях настоящего правового государства будет обеспечено реальное равновесие различных ветвей властей, где посягательств на полномочие парламента не будет.Реальную политико-правовую базу для внедрения конституционного надзора в жизни было учреждено Декларацией о государственном суверенитете, где власть делится на законодательную, исполнительскую и судебную. На основе этого положения Закон "Об изменениях и дополнении Конституции (Основного Закона) Украинской ССР" от 24 октября 1990 г. предусмотрел создания Конституционного надзора. Совокупность органов, способных выполнять функции охраны Основного Закона, составляет систему конституционного контроля.Зарубежная теория и практика предоставляет преимущество судебным органам конституционного контроля, то есть конституционной юстиции и конституционной юрисдикции. Это полностью совпадает с идеей раздела властей, с идеей господства права, что исключает или минимизирует не только политическое, а и парламентское влияние на конституционную юстицию. Еще Г. Кельзен, один из основоположников нормативистской школы, утверждал, что любая судебная деятельность, связанная с применением закона, есть вместе с тем и проверкой его конституционности.Конечно, проблема этим не исчерпывается, поскольку речь идет о созидании права органами конституционной юстиции, принятие ими актов нормативно-правового характера.Во-первых, по мнению некоторых авторов, спор о конституционности того или иного закона или нормативно-правового акта есть исключительно юридическим, а потому подлежит рассмотрению органом, что обладает для этого соответствующей квалификацией; во-вторых, право судей проверять конституционность законов и, таким образом, контролировать деятельность законодательных властей вытекает из принципа раздела властей;в-третьих, независимость присуща представителям судебных властей в силу их специфики, освобождают их от влияния любых политических сил и служат гарантией того, что решение по делу будет базироваться на действительно правовой основе;в-четвертых, правила судопроизводства, которые выходят с принципов состязательности и гласности процесса, предусматривают вынесение мотивированного решения, обеспечать наиболее полное и всестороннее рассмотрение дела.Различают различные виды и формы конституционного контроля. Прежде всего - предыдущий, то есть когда нормативно-правовой акт еще разрабатывается и не вступил в законную силу, и следующий контроль, когда такая проверка осуществляется после принятия акта.По правовым результатам контроль может быть как обязательным, так и факультативным.По форме различают абстрактный и конкретный конституционный контроль. За абстрактным - вопрос о соответствии определенного акта Конституции рассматривается вне конкретными обстоятельствами его применения. Орган конституционного контроля в таком разе подтверждает конституционность данного акта или лишает его юридической силы. Конкретный конституционный контроль, наоборот, может быть лишь следующим и связанный с обстоятельствами, которые произошли в процессе применения соответствующего нормативно-правового акта. В таком случае сторона, справа которой решенная или решается на основании соответствующего нормативно-правового акта, оспаривает такое решение, мотивируя это тем, что акт, на основе которого решено дело, на ее взгляд, не отвечает Конституции. Довольно часто такой контроль осуществляется при рассмотрении конкретного дела в суде. В конце концов, для Конституционного Суда процедура деятельности должна быть специфической.Правовой статус, порядок формирования, состав и полномочия Конституционного Суда Украины определен в ст. 147-153 Раздела XII Конституции Украины и в Законе Украины "О Конституционном Суде Украины" от 16 октября 1996 г.Заключение Таким образом, мы подошли к завершающей стадии нашей работы, а именно подведению логического итога. Конституция - это один из источников правовой системы Украины. Функции Конституции неразрывно связаны общественных методов, усовершенствование старых просто диктуется временем. Наряду с изменениями в организации государства и общества и благодаря им происходят изменения в правовой системе в целом. С первых лет независимости было принято значительное количество принципиально новых законодательных актов Украины вместо прежних союзных актов ы подзаконных актов и существенно оновлено немало действующих законов. Налаживается качественно новая система права Украина, в том числе ее основная отрасль - конституционное право. Принятие Конституции Украины стало важным этапом в образовании украинского государства и создании законодательной базы, в развитии общества и государства. Эта Конституция провозгласила Украину суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством, признала человека высшей социальной ценностью и утвердила реальное народовластие. Она обобщила прежнее развитие общества и государства, создала объективно необходимые правовые основы их функционирования и дальнейшего развития, обусловила неотвратимость этих процессов и новое отношение к Украине других государств и международных органов и организаций. Новая Конституция создала основу для качественно новой системы права Украины, всех ее отраслей и, прежде всего такой ведущей отрасли, как конституционное право Украины. Принятые на основе Конституции в развитие ее положений новые законодательные акты способствовали становлению большинства основных институтов конституционного права, прежде всего, - государственного и общественного устройства, прав и свобод человека и гражданина, форм демократии, организации государственной власти и местного самоуправления и других. Конституция Украины, как источник права является не только Основным Законом, но главным двигателем развития правовой системы общества, а значит служит важнейшим документом в жизнедеятельности государства. Список использованной литературыКонституція України, Закон України від 28.06.1996 р.Конституційне право України // під ред В.Ф. Погорілка, 1999 р.Алексєєв С. С. Государство и право. - М., 1993. Алексеев А.А. Общая теория права в 2 т. М., 1988. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый юрист, 1998. Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие. - Г.: Юристъ. 1999. Колодий А.М.: Копейчиков В.В.и др. Теория государства и права. - К. Юринформ. 1995. Коркунов Н. М. Русское государственное право. Спб., 1904. Т.1. Кошкин. Ф. Русское государственное право. Г., 1908. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций.: Юристъ. -М.,1997. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2-х томах. Т. 1. / Под ред. Марченко М.Н.. -М.: Зерцало, 1998. Г.Омельяненко, Нова Конституція України і питання судів і судочинства, Право України № 10, 1996р. Шаповал В. Верховенство закону, як принцип Конституції, Право України, № 6, 1999 р. Шишкін В. Організація судоустрою у світлі вимог ст 6 Європейської Конвенції, Право України, № 9, 2000 р. Шишкін В. Диспозитивність - принцип судочинства, № 6, 1999 р. Шишкін В. Змагальність - принцип судочинства в кримінальному процесі, Право України, № 1, 1999 р.
Страницы: 1, 2, 3
|