реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционный суд РФ

реферат
p align="left">Первая категория дел входила в компетенцию (общую предметную подсудность) судов, вторую разрешали специализированные органы системы государственного управления (исполнительной власти) - государственный и так называемый ведомственный арбитражи. Деятельность последних дополнялась в части рассмотрения некоторых видов дел деятельностью диспашерских судов (споры о распределении бремени потерь или убытков при морской общей аварии), международного коммерческого арбитража и третейских судов (существовавших скорее как исключение), а также наличием институтов претензионного типа. Такое положение дел было предопределено существованием на территории СССР планово-регулируемой экономики, характеризующейся, помимо прочего, не судебными, а административно-командными способами разрешения социальных конфликтов. Другой особенностью общественного строя того периода времени, явившейся причиной такого положения дел, стал отказ от признания существования права собственности, как граждан, так и юридических лиц, на большинство возможных объектов (земля, природные ресурсы, недвижимое имущество и т.п.). Суррогатные права - личной собственности (граждане) и оперативного управления (юридические лица) - не предоставляли судам возможности серьезно специализироваться в сфере гражданского права. Отказ от данной экономической системы в конце 80-х годов привел к формированию на территории СССР судов арбитражной или хозяйственной юрисдикции, осуществляющих правосудие по делам, связанным с предпринимательской деятельностью как юридических лиц, так и граждан, поскольку обычные суды не могли справиться с задачей разрешения гражданско-правовых споров в полном объеме. Несколько позже (к 1994 г.) арбитражные суды стали специализироваться также и на рассмотрении административных дел - дел об оспаривании актов и действий (бездействия) органов и должностных лиц системы исполнительной власти, нарушающих права и охраняемые законом интересы в сфере экономики.

В настоящий момент суды арбитражной юрисдикции действуют в Российской Федерации в соответствии с конституционными нормами (ст. 118-124, 127-128) и нормами федеральных конституционных законов "О судебной системе в Российской Федерации" (ст. 23-25, 30, 32-33. - СЗ РФ, 1997, N 1, ст. 1) и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ, 1995, N 18, ст. 1589). Процессуальная деятельность этого вида судов урегулирована также АПК 1995 г. (в настоящий момент в Государственной Думе Федерального Собрания находится на рассмотрении проект нового АПК).

Высший Арбитражный Суд РФ, согласно комментируемой норме является высшим судебным органом (3) по разрешению экономических споров (1) и иных дел (2), рассматриваемых арбитражными судами.

1. К числу экономических споров, т.е. споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами (обе категории могут быть российскими или иностранными), имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а также между Российской Федерацией и ее субъектами и между субъектами Федерации (в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя), статья 22 АПК относит споры:

- о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

- о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

- о возмещении убытков;

- о защите чести, достоинства и деловой репутации;

2. К числу иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, могут быть отнесены административные дела:

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Кроме того, к категории иных АПК относит дела:

- об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.

Несмотря на столь обширный перечень, он не является закрытым, и федеральным законом могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

3. Согласно ст. 4 Закона о судебной системе и ст. 3 Закона об арбитражных судах, в систему помимо Высшего Арбитражного Суда входят также: федеральные арбитражные суды округов (10 судов) и федеральные арбитражные суды субъектов Федерации (86 судов).

Арбитражные суды субъектов Федерации осуществляют: а) рассмотрение по первой инстанции всех экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции (родовой подсудности) арбитражных судов, за исключением тех, которые отнесены к компетенции (видовой подсудности) Высшего Арбитражного Суда (так называемая остаточная компетенция); б) рассмотрение в апелляционной инстанции дел, рассмотренных ими в качестве суда первой инстанции; в) пересмотр вышеуказанных категорий дел по вновь открывшимся обстоятельствам; г) право на обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности тех или иных норм; д) полномочия по обобщению судебной практики и подготовке предложений по совершенствованию законодательства, анализу судебной статистики (ст. 25 Закона о судебной системе; ст. 36 Закона об арбитражных судах).

Окружные суды являются судами кассационной инстанции, проверяющей законность решений арбитражных судов субъектов Федерации, принятых ими по первой и апелляционной инстанциям, а также осуществляют полномочия иного характера, аналогичные перечисленным выше (ст. 24 Закона о судебной системе; ст. 24 и 26 Закона об арбитражных судах).

Высший Арбитражный Суд возглавляет эту обширную систему, в силу чего он обладает полномочиями (как правами, так и обязанностями) по осуществлению судебного надзора за деятельностью арбитражных судов в предусмотренных процессуальных законом формах. Организационное подчинение нижестоящих судов вышестоящим с провозглашением принципа независимости судей и судебной власти. Закон устанавливает одну прямую и одну косвенную формы такого надзора: а) пересмотр судебных дел в порядке надзора по протестам на вступившие в юридическую силу решения арбитражных судов и б) дачу разъяснений по вопросам судебной практики.

Отчасти как косвенная форма может быть квалифицировано и полномочие по обращению в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции законов и иных нормативных актов и договоров и конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Специфической формой судебного надзора, осуществляемой Высшим Арбитражным Судом по отношению к собственным решениям, выступает полномочие по пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам собственных решений, вступивших в юридическую силу.

Высший Арбитражный Суд наделен не только полномочиями, свойственными высшему органу какой-либо системы, но и полномочиями ординарного суда. Эти полномочия конкретизированы в ст. 23 Закона о судебной системе и упомянутой ст. 10 Закона об арбитражных судах. Пункт 1 ч. 1 этой статьи определяет компетенцию Высшего Арбитражного Суда по первой инстанции. В качестве такового данный Суд рассматривает:

а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан (в проекте АПК эти полномочия распространены на нормативные правовые акты перечисленных субъектов);

б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Федерации.

Конституция непосредственно наделяет Высший Арбитражный Суд еще одним полномочием - полномочием законодательной инициативы по предметам ведения этого суда.

Закон об арбитражных судах содержит еще несколько полномочий Высшего Арбитражного Суда, обеспечивающих успешную реализацию конституционной модели его правового статуса:

- изучение и обобщение практики применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- разработку предложений по совершенствованию не только законов, но и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

- ведение судебной статистики и организацию работы по ее ведению в арбитражных судах;

- осуществление мер по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

- решение в пределах своей компетенции вопросов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации;

- осуществление иных полномочий, предоставленных ему федеральными конституционными законами (в частности, по вопросам внутренней деятельности арбитражных судов Высший Арбитражный Суд обладает правом принимать регламенты).

Полномочия Высшего Арбитражного Суда, а равно иных судов арбитражной юрисдикции в части осуществления ими судебного контроля за конституционностью и законностью нормативных актов различного вида были уточнены Конституционным Судом в постановлении от 16 июня 1998 г. по делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126 и 127 Конституции (ВКС РФ, 1998, N 5), а также, косвенным образом, в постановлении от 11 апреля 2000 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 21 и п. 3 ст. 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (СЗ РФ, 2000, N 16, ст. 1774) в части невозможности осуществления этими судами полномочий по признанию каких бы то ни было нормативных актов, перечисленных в ст. 125 (ч. 2 и 5), не соответствующими Конституции.

Высший Арбитражный Суд действует в составе: Пленума, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Работой Высшего Арбитражного Суда руководит его Председатель (ст. 20 Закона об арбитражных судах). Председатель Суда является судьей. Председатель Суда обладает широкими полномочиями:

- организует деятельность Высшего Арбитражного Суда и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

- созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные к их ведению;

- осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Суда;

- распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда;

- формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда судебные составы;

- выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные к его ведению;

- представляет Высший Арбитражный Суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Законом.

С целью реализации указанных полномочий Председатель Высшего Арбитражного Суда обладает правом издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения в системе арбитражных судов, и правом принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда обладает также существенными процессуальными полномочиями, такими, как право принесения надзорных протестов, право истребования судебных дел и право приостановления исполнения судебных решений арбитражных судов (ст. 181-182, 184 АПК), позволяющими Высшему Арбитражному Суду РФ на практике осуществлять принадлежащие ему конституционные полномочия, перечисленные в комментируемой статье.

В работе Председателю Высшего Арбитражного Суда помогают его заместители, правовой статус которых также определен Законом об арбитражных судах (ст. 21). Названная статья АПК наделяют заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда аналогичными процессуальными полномочиями.

Существенную роль в работе Высшего Арбитражного Суда играет Пленум - собрание всех судей Суда, - который решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации (ст. 12 Закона об арбитражных судах). Пленум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и судей Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Пленума вправе принимать участие: депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях Пленума могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ:

- рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

- решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

- решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

- избирает по представлению Председателя Суда, секретаря Пленума из числа судей Высшего Арбитражного Суда;

- утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов Суда;

- утверждает в порядке, предусмотренном Законом об арбитражных судах, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

- утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

- утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Федерации судей арбитражного суда субъекта Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Федерации;

- утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда регламент арбитражных судов;

- решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов.

Таким образом, именно Пленум Высшего Арбитражного Суда реализует три из перечисленных в Конституции (ст. 104, 125 и 127) полномочия этого Суда. Отметим также, что Пленум является реально действующим органом, он созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Процессуальная сторона деятельности Высшего Арбитражного Суда сосредоточена в его Президиуме и судебных коллегиях.

Президиум Высшего Арбитражного Суда действует в составе Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов. По решению Пленума в состав Президиума могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда. В заседаниях Президиума может (а в ряде случаев и обязан) принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, министр юстиции, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в силу решения арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики (о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации), в случае необходимости пересматривает свои решения по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 16 Закона об арбитражных судах и ст. 187 и 194 АПК).

Вопросы объема полномочий Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ были предметом рассмотрения в Конституционном Суде. В деле о проверке конституционности ст. 180, 181, п. 3 ч. 1 ст. 187 и ст. 192 АПК Суд проверял те положения указанных норм, которые, конкретизируя норму комментируемой статьи, не допускали пересмотра в порядке надзора постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда. Нормы ст. 180, 181 и 187 были признаны соответствующими Конституции, но при условии, что они не служат основанием для отказа в пересмотре постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с обнаружившейся судебной ошибкой, которая не могла быть выявлена ранее, поскольку возможность такого пересмотра вытекает из ст. 46 Конституции. Оспариваемая норма ст. 192 по тем же основаниям была признана не соответствующей положениям ч. 1 ст. 46 Конституции (СЗ РФ, 1998, N 6, ст. 784). Нормы АПК, определяющие те или иные аспекты деятельности Высшего Арбитражного Суда, равно как и иных арбитражных судов, в рамках рассмотрения дел по первой, апелляционной, кассационной и особенно надзорной инстанциям вообще часто становились предметом исследования в Конституционном Суде, но они не затрагивали проблем реализации положений комментируемой статьи. В приведенном примере косвенным образом подтверждается конституционная характеристика Высшего Арбитражного Суда именно как высшего судебного органа системы судов арбитражной юрисдикции.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ (которые, в свою очередь, включают несколько судебных составов) рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов (ст. 18 Закона об арбитражных судах; ст. 24 АПК).

Общая численность судей и работников аппаратов арбитражных судов устанавливается федеральным законом. Численность судей и работников аппаратов судов федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Федерации устанавливается Высшим Арбитражным Судом в пределах общей численности.

Ресурсное обеспечение, включая организационное, кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное и т.д., арбитражных судов также осуществляется Высшим Арбитражным Судом. Ресурсное обеспечение самого Высшего Арбитражного Суда осуществляет его аппарат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.