Конституционные основы судебной власти в России
15 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнил: студент 2 курса 556 уч. группы Сапегин И.Ю. Проверил: Оценка "_____________" Дата "___"_______ 2007 г. Барнаул 2007 Содержание - Введение
- 1. Принципы конституционного судопроизводства в современной России
- 2. Порядок формирования и структура Конституционного Суда РФ
- Заключение
- Список использованной литературы
ВведениеСовременная российская Конституция основывается на принципе разделения властей - одном из основных принципов организации и функционирования демократического, конституционного, правового государства. Статья 10 Конституции РФ гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны" См.: Конституция РФ, ст.10.Данный принцип означает, во-первых, разделение государственной власти на три основных ветви: законодательную, исполнительную и судебную; во-вторых, закрепление полномочий в соответствующей сфере лишь за определенным числом государственных органов. В соответствии с этим законодательную деятельность осуществляет представительный (законодательный) орган, исполнительно-распорядительную (государственное управление, государственное регулирование) - органы исполнительной власти, правосудие - суды. Политическое обоснование данного принципа состоит в распределении и сбалансировании государственно-властных полномочий с целью исключение узурпации всех или большей части государственно-властных полномочий в руках одного органа или должностного лица и тем самым предотвратить произвол. См.: К вопросу разделения властей/Н. Колпаков/Конституционное и муниципальное право. - 2001. - №2. - С.18Кроме того, необходимо отметить, что судебная власть - наименее политизированная ветвь власти. Как отмечает Стрекозов, в целях деполитизации Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. См.: Стрекозов В.Г. Конституционное право РФ, стр. 217. С ним соглашается Овсепян, но говорит, что ''было бы неискренним отрицать свойственность политического начала функционирования конституционного контроля''. См.: Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации, стр. 34. Автор говорит о том, что политика находится в сфере внимания Конституционного Суда лишь в той мере, объеме, части, которые совпадают с формальным правом, закрепляющим полномочия Суда с юрисдикционной формой его деятельности.Сам смысл слова "власть" истолковывается в основном значении как "право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, подчинять своей воле", "право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо". Однако, анализируя понятие "судебная власть" К.Ф. Гуценко пишет: "Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу …, властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель". В.И. Швецов также считает, что, "исходя из семантики слова, "власть" следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий".Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место конституционной отрасли судебной власти в России. В задачи работы входит:определение принципов современного конституционного судопроизводства в России;описание процесса организации и деятельности Конституционного Суда в соотношении с выявленными принципами конституционного судопроизводства.При написании курсовой работы были использованные следующие методы научного исследования:изучение нормативно-правовой базы;изучение монографических публикаций и статей;историко-юридический метод.Основными источниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являются законодательные акты Российской Федерации - Конституция России 1993 г., Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", иные федеральные законы, некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также монографии и научные работы таких авторов, как Дудко И.Г., Баглай М.В., Гуценко К.Ф., Сасов К.А., Карпович В.Д., Батяев А.А. и другие.1. Принципы конституционного судопроизводства в современной РоссииСами по себе принципы права (и не только конституционного) означают основополагающие идеи, в соответствии с которыми устанавливается все остальное правовое регулирование в каждой области права. Они обозначают те цели, которых должны достигнуть практика отправления правосудия в Конституционном Суде РФ и основные идеи процедуры рассмотрения дела в суде.В ст.5 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" обозначаются 5 основных принципов конституционного судопроизводства:Независимость;Коллегиальность;Гласность;Состязательность;Равноправие сторон. См.: ФКЗ «О конституционном суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 5Однако в главе 4 данного ФКЗ называются еще 3 принципа:Непрерывность судебного заседания;Язык конституционного судопроизводства;Устность разбирательства. См.: ФКЗ «О конституционном суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., гл. 4Подобное обозначение принципов не должно вводить в заблуждение. На самом деле нет разделения принципов на главные и второстепенные - сам факт закрепления всех названных принципов в данном ФКЗ означает их юридическое равенство. На этом основании можно сделать вывод о том, что ст.5 названного ФКЗ носит сугубо информационный характер, в общем говорит о принципах конституционного правосудия, а более подробно они раскрываются именно в главе 4.Помимо указанных принципов в Конституции РФ закреплен ряд универсальных для всей судебной системы, а значит, обязательных и для конституционного судопроизводства принципов:Осуществление правосудия только судами;Гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод;Презумпция невиновности;иные принципы. См.: Конституция РФОсобо следует отметить, что в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" законодатель не отразил и подробно не прописал принцип законности. Однако тот факт, что данный принцип не обозначен, вовсе не является каким-либо упущением или ошибкой, просто данный принцип вовсе не нужно особо закреплять в законодательстве о конституционном правосудии, он и так следует из полномочий и цели деятельности Конституционного Суда РФ. Если в рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде принцип законности выражается в том, что к спорным правоотношениям применяют ту норму права, которая подлежит применению и юридический действует в данный период времени, то при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ принцип законности в основном выражается в том, что суд решает вопросы о законности оспариваемых законов, здесь не рассматриваются спорные правоотношения сторон, возникшие на основании закона (нормы материального права). См.: Батяев А.А. Комментарий к ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ст. 5Помимо прямо указанных в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" принципов можно выделить, исходя из содержания текста указанного Закона, еще три принципа конституционного правосудия, носящих организационный характер, первые два из которых закреплены, соответственно, в ст.121 и ст.122 Конституции РФ:Несменяемость судьи Конституционного Суда РФ;Неприкосновенность судьи Конституционного Суда РФ;Равенство прав судей Конституционного Суда РФ. См.: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» №1-ФКЗ от 21 июля 1994 г., ст. 14, 15, 16Принцип законности. Данный принцип относится не только к правосудию, но к деятельности всех государственных органов. Он обязателен абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов, учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, а также частных юридических и физических лиц, находящихся на российской территории, независимо от их государственной принадлежности. Для зарубежных государственных органов, учреждений и организаций России, их должностных лиц и иных сотрудников, для граждан России и ее юридических лиц он обязателен и за ее пределами. Это вытекает из конституционного положения о том, что все государственные органы, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. См.: Конституция РФ, ст.15 Как уже отмечалось, данный принцип не указывается в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" в силу того, что он следует из целей деятельности Конституционного Суда РФ.В соответствии с принципом законности суды обязаны соблюдать и иерархию законов. В случае коллизии норм законодательства суд должен руководствоваться сначала Конституцией РФ как основным законом, затем федеральными конституционными законами, а уже в последнюю очередь иными законами, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным конституционным законам. В процессе судебной деятельности суд применяет нормы материального права, поэтому в соответствии с этим принципом он должен правильно квалифицировать деяние, разрешать спор о праве. Важность данного принципа обусловлена тем, что, осуществляя правосудие только в точном соответствии с законом, не допуская отступлений от установленной формы судопроизводства, суд может вынести обоснованный и законный приговор, решение, достичь тем самым истины по делу, выполнить поставленные перед ним задачи по охране прав граждан, интересов государства. Суд должен не только сам неуклонно соблюдать действующее законодательство, но и предупреждать, устранять нарушения закона со стороны участников судопроизводства, а также и других государственных органов, должностных лиц и граждан.Однако сразу необходимо отметить, что в своем постановлении от 16 июня 1998 г. N 19-П по делу о толковании отдельных положений ст.125, 126 и 127 Конституции Конституционный Суд РФ в резолютивной части указал:1. Предусмотренное статьей 125 Конституции Российской Федерации полномочие по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции только Конституционного Суда Российской Федерации. По смыслу статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды не могут признавать названные в ее статье 125 (пункты "а" и "б" части 2 и часть 4) акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому утрачивающими юридическую силу.2. Суд общей юрисдикции или арбитражный суд, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, не вправе применить его в конкретном деле и обязан обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона. Обязанность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с таким запросом, по смыслу частей 2 и 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 2, 15, 18, 19, 47, 118 и 120, существует независимо от того, было ли разрешено дело, рассматриваемое судом, отказавшимся от применения неконституционного, по его мнению, закона на основе непосредственно действующих норм Конституции Российской Федерации.3. Статьи 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации не исключают возможности осуществления судами общей юрисдикции и арбитражными судами вне связи с рассмотрением конкретного дела проверки соответствия перечисленных в ст.125 (пункты "а" и "б" части 2) Конституции Российской Федерации нормативных актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции Российской Федерации. См.: Постановление Пленума Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. №19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ» // ВКС РФ, 1998 г., №5Принцип независимости судей (и судов). Получил свое закрепление в ст.120 Конституции РФ, а также нашел свое отражение в ст.5 ФКЗ "О судебной системе РФ", ст.29 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" и ряде других актов. Законодатель различает институциональную независимость и независимость судебной власти и судей в содержательном смысле или беспристрастность.Под институциональной независимостью понимается организационную самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным или общественным органам и лицам.Существование данного принципа в отношении суда предполагает: рецепцию принципа разделения властей со всеми вытекающими последствиями; конституционное и законодательное закрепление судебной власти; формирование самоуправляемой и автономной судебной системы. Последнее предполагает: наличие собственной структуры судебной власти вне исполнительной, законодательной ветвей и иных институтов гражданского общества; самостоятельность ресурсного обеспечения; наличие обособленной, специфичной компетенции, как территориальной, так и предметной, в реализации которой суд не подотчетен кому-либо.
Страницы: 1, 2, 3
|