реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Германии

реферат
p align="left">В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Председатель Бундесрата переизбирается ежегодно. Заседания созываются председателем по мере надобности (обычно через две-четыре недели по пятницам). Он обязан созвать заседание по требованию представителей, по крайней мере, двух земель, а также по требованию федерального правительства. Бундесрат участвует в издании актов правительства. Акты правительства и федеральных министров, имеющие политическое значе-ние, нуждаются в его одобрении.

Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Законопроекты вносятся, как правило, в нижнюю палату. Депутаты Бундестага вносят законопроекты в Бундестаг только коллективно: от имени фракции либо, если собраны подписи не менее 5% общего числа депутатов Бундестага. Члены Бундесрата вносят законопроекты в Бундестаг также группой (от земли), но направлять их в Бундестаг они могут только через федеральное правительство, которое прилагает к законопроекту свое заключение. Законопроекты правительства должны сначала вноситься в Бундесрат (для получения мнения земель), а затем с мнением Бундесрата в течение шести недель должны быть переданы в нижнюю палату. Если правительство считает проект срочным, оно может передать его в Бундестаг, не дожидаясь решения верхней палаты (она будет рассматривать его потом).

Принятый Бундестагом законопроект передается в Бундесрат. Есть две процедуры принятия текста последним. По некоторым вопросам согласие Бундесрата обязательно: для законов об изменении конституции, о территориальных изменениях федерации, об отношениях федерации и земель и др. Если по этим вопросам Бун-десрат не соглашается с текстом, принятым Бундестагом, а предлагает изменения и дополнения, создается согласительный комитет из представителей Бундестага и Бундесрата. Если согласительный комитет поддерживает решение Бундестага, то Бундесрат принимает это решение, а следовательно, и текст закона, предложенный Бундестагом. Если комитет решение Бундестага не поддерживает, то Бундестаг должен вторично обсудить отвергнутый законопроект, после чего возможна новая согласительная комиссия (комитет). Таким образом, по указанным вопросам Бундесрат обладает, хотя и несколько ослабленным, правом вето.

Законопроекты по другим вопросам, принятые Бундестагом, тоже должны передаваться в Бундесрат. Если же он предлагает изменения и дополнения, то также создается согласительный комитет, но в этом случае независимо от решения комитета Бундестаг вправе принять закон без согласия Бундесрата. У Бундесрата сохраняется право в течение двух недель заявить протест (своеобразное право вето). Протест рассматривается Бундестагом, но он вправе отклонить его даже не квалифицированным, а простым большинством голосов общего числа депутатов.

Однако в определенных условиях Бундесрат, напротив, может принимать законы самостоятельно, без участия Бундестага. Это возможно в условиях объявления Президентом по предложению правительства и с согласия Бундесрата состояния законодательной необходимости в отношении конкретного законопроекта. Если правительство считает законопроект неотложным, Бундесрат вправе принять его без согласия Бундестага (при условии, что Бундестаг отклоняет закон). Законы, не затрагивающие вопросы конституционного регулирования и суверенитета, может принимать также совместный комитет, состоящий на 2/з из депутатов Бундестага и на '/3 -- Бундесрата. Он принимает на себя права обеих палат в случае объявления состояния обороны.

Парламент, а именно Бундестаг, вправе делегировать органам исполнительной власти полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. Такие полномочия могут быть делегированы отдельному министру и даже правительству земли. При делегировании полномочий, касающихся общегосударственных средств транспорта, связи и некоторых других вопросов, требуется согласие Бундесрата. Его согласие также требуется, если правительство издает на основе закона постановления, которые должны выполняться землями.

Бундестаг формирует иные высшие органы государства: избирает Президента республики, канцлера, 8 конституционных судей, Уполномоченного по обороне, вице-председателя Счетной палаты -- органа финансового контроля.

Бундестаг осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти. Правительство несет ответственность только перед Бундестагом (не перед Бундесратом) как коллективную, так и индивидуальную (коллективная ответственность выражается, прежде всего, в ответственности канцлера -- главы правительства, которое с уходом канцлера в отставку тоже заменяется). Формой ответственности канцлера является так называемый конструктивный вотум недоверия, очень затрудняющий его отставку. Суть такого вотума в том, что вопрос о недоверии канцлеру должен голосоваться в Бундестаге одновременно с предложением кандидатуры его преемника как единая, совокупная резолюция. Поскольку предложить кандидатуру нового канцлера на практике может лишь партия (блок) большинства в парламенте, конструктивный вотум недоверия применялся крайне редко.

Канцлер и сам может поставить вопрос о доверии правительству, связывая это обычно с требованием принять закон, необходимый правительству. В этом случае при выражении недоверия возможно избрание другого канцлера (по предложению Президента) или роспуск Бундестага. Роспуск парламента по указу Президента также возможен, если новый канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Парламент обладает и другими полномочиями, присущими законодательному органу: ратифицирует международные договоры (это делает обычно Бундестаг, но на некоторые договоры требуется согласие Бундесрата), объявляет состояние обороны при условии угрозы агрессии.

Федеральный Президент избирается на пять лет косвенными выборами -- Федеральным собранием, которое состоит из членов Бундестага и такого же числа членов, избранных представительными органами земель (ландтагами) пропорционально числу их депутатов в Бундестаге. Выдвинуть кандидата на должность Президента может любой член Федерального собрания (на деле это делают партии). Президентом может быть избран гражданин, достигший 40 лет, обладающий избирательными правами. Для избрания в первых двух турах необходимо абсолютное большинство, в третьем -- относительное большинство. Одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на два пятилетних срока.

Президент не может быть членом парламента, правительства, ландтага земли, местных представительных органов, занимать другие оплачиваемые должности, входить в состав руководства или наблюдательных советов предприятий, фирм, занимающихся извлечением прибыли.

По конституции федеральный Президент обладает значительными полномочиями. Он представляет государство, заключает международные договоры, аккредитует дипломатических представителей, назначает федеральных судей, офицеров, имеет право вето (на деле его практически не применяет), осуществляет право помилования и др. Однако для действительности таких актов (в том числе вето) необходима их контрасигнатура канцлером или соответствующим министром. Контрасигнатура не требуется для актов об увольнении федерального канцлера (при конструктивном вотуме недоверия), при подаче им заявления об отставке, для роспуска нижней палаты, если она не избрала нового канцлера в установленный срок, для назначения в этих условиях даты выборов в Бундестаг, для предложения кандидатуры нового канцлера. В этих обстоятельствах контрасигнатура почти невозможна: все это делается, по существу, в условиях вакантности поста канцлера.

Ответственность Президента заключается в лишении его данной должности. Это возможно в случае обвинения в умышленном нарушении конституции или закона. Такое обвинение могут выдвинуть только Бундестаг или Бундесрат. Предложение может быть внесено 1/4 состава любого из этих органов, принятие решения (т.е. предъявление обвинения) требует большинства в 2/3 в любой палате. Обвинение вносится в Федеральный конституционный суд, который и принимает окончательное решение. Отрешенный от должности Президент в дальнейшем может быть подвергнут обычному уголовному преследованию. Федеральный конституционный суд вправе также временно отстранить Президента от должности при предъявлении парламентом обвинения -- до решения дела по существу. Случаев подобного рода в Германии не было. Полномочия федерального Президента в случае каких-либо пре-пятствий для исполнения им своих обязанностей осуществляет пред-седатель Бундесрата.

Федеральное правительство состоит из канцлера и министров. Они не могут занимать другие оплачиваемые должности, осуществлять профессиональную деятельность, входить в состав руководства предприятий, занимающихся извлечением прибыли (в состав наблюдательных советов предприятий они могут входить с согласия Бундестага). Положение канцлера, обязанности министров, порядок работы правительства и другие вопросы регулируются специальным регла-ментом, который утверждается Президентом.

Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению Президента. Избранным считается лицо, которое получит абсолютное большинство голосов в Бундестаге, т.е. федеральный Президент практически может предложить, а Бундестаг избрать канцлером лидера партии (коалиции партий), которая располагает большинством мест в парламенте. Если предложенное Президентом лицо не получает абсолютного большинства голосов, Бундестаг сам может выдвинуть кандидатуру канцлера. Для избрания в первом туре также требуется абсолютное большинство, во втором туре -- относительное (второй тур на практике не применялся). Министры назначаются Президентом по предложению канцлера и увольняются канцлером (юридически -- это делается актом Президента по требованию канцлера).

Основные направления федеральной политики определяет канцлер. Федеральные министры несут ответственность перед канцлером, который вправе уволить министра, и перед нижней палатой парла-мента, которая может выразить вотум недоверия министру. При расхождении мнений федеральных министров решение принимает правительство. Ответственность за деятельность правительства несет канцлер. С его сменой уходят в отставку и министры.

В целом, для Германии, нередко именуемой «канцлерской республикой» характерно усиление роли исполнительной власти в лице Федерального правительства и особенно Федерального канцлера, имеющего значительные полномочия по управлению страной.

Вопрос 3. Судебная власть.

Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из двух сенатов по восемь судей в каждом. Возглавляет работу всего суда и первого сената председатель Суда, работу второго сената -- вице-председатель. Избранные Бундестагом и Бундесратом судьи назначаются на должность Федеральным Президентом на 12 лет. Предельный срок пребывания судьи в должности - 68 лет.

Полномочия Конституционного суда включают рассмотрение следующих категорий дел:

а) о толковании Основного закона;

б) споры о компетенции между Федерацией, причём в ФКС можно обращаться только после решения Бундесрата о нарушении землёй права и только оспаривая это решение;

в) конституционные жалобы граждан на нарушение их основных прав;

г) о соответствии Основному закону других актов федеральных органов государственной власти или нормативных правовых актов земель, а также о соответствии федеральному праву права земель (в последнем случае дела рассматриваются по ходатайству федерального правительства, правительства земли или 1/3 депутатов Бундестага);

д) конституционные жалобы общин или объединений в связи с нарушением права на самоуправление;

е) конституционные жалобы религиозных обществ, если их фундаментальное право на свободу вероисповедания было нарушено вторжением в сферу их автономии;11 Харитонова Н.Н. Функции органов конституционного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2003. № 5. С. 47.

е) об утрате и лишении граждан основных прав; об антиконституционности политических партий;

ж) об освобождении от должности Президента в связи с обвинением, представленным Бундестагом и Бундесратом; о жалобах на решения Бундестага, касающихся действительности выборов, приобретения или утраты членства депутатом Бундестага; о перемещении или увольнении судей, нарушивших свои служебные обязанности.

Основной закон различает пять основных областей юстиции (общая, трудовая, социальная, финансовая и административная) и учреждает соответствующие им пять систем судов, каждая из которых возглавля-ется собственным высшим органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административной юстиции и иных специализированных судов.

Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. Он находится в г. Карлсруэ и состоит из председателя суда, председателей сенатов и членов суда, а также судебных следователей, которые занимаются подготовкой к слушанию некоторых категорий уголовных дел. В состав Верховного федерального суда входят 11 сенатов по гражданским, пять -- по уголовным делам и семь для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.).

В компетенцию суда по уголовным делам входит рассмотрение кассационных жалоб на приговоры высших судов земель, вынесенные ими при разбирательстве дела по первой инстанции, а также на приговоры судов присяжных и больших палат судов земли, если они не подлежат кассационному обжалованию в высший суд земли. Под кассационным в ФРГ понимается обжалование (ревизия) приговора или решения суда по мотивам нарушения закона или неправильного его применения, но не по мотивам соответствия приговора фактическим обстоятельствам дела.11 Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - С.168.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.