реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право России

реферат
олномочия в правотворческой сфере: активно использует право законодательной инициативы в Государственной Думе, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает указы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов.

Полномочия в области внешней политики, обороны и национальной безопасности: осуществляет руководство внешней политикой РФ, ведет переговоры и подписывает международные договоры (а также другие полномочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ). Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину, концепцию национальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет безопасности, объявляет призыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет полную (всеобщую) или частичную мобилизацию. К этой группе относятся полномочия по введению Президентом Рср1 на основе федеральных конституционных законов особых правовых режимов управления на всей территории государства или в отдельных местностях -- военного положения и чрезвычайного положения (ч. 2 и 3 ст. 87 и ст. 88 Конституции РФ).

4. Полномочия в сфере конкретизации статуса личности: решает ?ы российского гражданства и предоставления политического убежища, награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания, осуществляет помилование.

Особое значение имеет право Президента использовать согласительные процедуры для разрешения тех или иных коллизий (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Для обеспечения выполнения своих ответственных полномочий глава государства формирует Администрацию Президента, назначает своих полномочных представителей в федеральных округах и государственных органах. Он возглавляет авторитетный совещательный орган -- Государственный Совет РФ.

24. Принципы избирательного права

На конституционном уровне закрепляются принципы российского избирательного права, под которыми понимаются основные начала демократизма, имеющие определяющее значение для института выборов, выражающие сущность народовластия.

Конституция РФ в ст. 32 и 81 закрепляет следующие принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании, а Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" 2002 г. добавляет еще добровольность.

Всеобщее избирательное право. Каждый гражданин России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеет право избирать и быть избранным.

Равное избирательное право. Этот принцип предполагает равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов: каждый избиратель имеет один голос и все голоса имеют равный вес. Это достигается обеспечением единой нормы представительства: на каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа.

Прямое избирательное право. Избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно.

Тайное голосование. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением. В советской истории тайное голосование повсеместно стало применяться только после принятия Конституции СССР 1936 г., а до этого депутатов избирали на собраниях избирателей открытым голосованием.

Добровольность. Участие в выборах в РФ является свободным и добровольным -- никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Прийти на избирательный участок -- это гражданский долг каждого избирателя, однако в нашей стране за неучастие в выборах (абсентеизм) не наступает какой-либо юридической ответственности.

Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование

В ходе выборов возникают различные общественные отношения: между кандидатами и избирателями, избирательными комиссиями и партиями и др. Совокупность этих общественных отношений, связанных с порядком избрания представительных органов власти, и называется избирательной системой в широком смысле.

В большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов, т.е. трактуют это понятие в узком смысле. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами от результатов голосования избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная, в основе которой лежит принцип большинства: избранными считаются такие кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от определения большинства голосов выделяются: 1) система относительного большинства -- побеждает тот кандидат, который получил больше голосов, чем его соперники; 2) система абсолютного большинства -- для победы необходимо абсолютное большинство голосов; 3) система квалифицированного большинства -- требуется квалифицированное большинство (в 2/3, 3Д и ДР-)-

Главный смысл пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или другое избирательное объединение, участвующие в выборах, получили в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. Для этого используется метод избирательной квоты или метод избирательного частного -- это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата. Для того чтобы избежать засилья в парламенте мелких конфликтующих группировок, отражающих интересы незначительного числа избирателей, в пропорциональной системе введено правило, называемое "заградительный пункт". Согласно ему партии, не собравшие уставленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в Болгарии, Венгрии, Украине, Италии -- 4%, в Испании -- 3%, в Израиле -- 1%.

Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной. Например, в России такая система применяется при выборах в Государственную Думу. Считается, что она позволяет выразить политические пристрастия избирателей.

25. Процедура отрешения Президента РФ от должности

Согласно Конституции Президент РФ прекращает исполнение > полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Во всех случаях, когда Президент не в состоянии осуществлять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ до новых выборов Президента РФ.

Процедура отрешения Президента от должности весьма усложнена и формализована.

Во-первых, Президент РФ может быть отрешен от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления. В этом случае "нижняя" палата -- Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее одной трети от общего числа членов Государственной Думы (150 депутатов). Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты (300 депутатов).

Во-вторых, рассматривает дело и, по существу, принимает решение об отрешении Президента от должности "верхняя" палата -- Совет Федерации. Для признания Президента виновным и, как следствие, отстранения его от должности необходимо две трети голосов от общего состава палаты (119 членов Совета Федерации).

В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение считается отклоненным. Заметим, что при совершении главой государства деяний, не являющихся тяжкими преступлениями согласно Уголовному кодексу РФ, указанная процедура вообще не применяется.

После отрешения от должности Президент РФ, в случае совершения преступления, будет нести ответственность по нормам уголовного законодательства как обычный гражданин.

26. Порядок формирования палат Федерального Собрания РФ

Конституцией РФ установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. Поскольку в составе России 89 субъектов, всего членов Совета Федерации должно быть 178.

В 1996--2001 гг. членами Совета Федерации являлись по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти российских субъектов. По объективным причинам они не могли работать на постоянной основе.

По Федеральному закону 2000 г. предусматривается избрание члена Совета Федерации от законодательной (представительной) власти субъекта на заседании соответствующего представительного органа государственной власти большинством голосов депутатов. Глава исполнительной власти субъекта Федерации назначает представителя в Совет Федерации своим решением, если данная кандидатура не будет отвергнута 2/з Депутатов представительного органа.

Ныне все члены верхней палаты (включая председателя) работают на профессиональной основе. Срок их пребывания в данной должности соответствует сроку полномочий тех органов, которые их избрали или назначили. Полномочия всего Совета Федерации не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соот с законами субъектов Федерации, поэтому в течение года в Совете Федерации происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными).

В соот с Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" 1999 г. в Государственной Думе 450 депутатов, из них 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам. Это означает, что в каждом таком округе избирается один депутат. Результаты голосования по одномандатным округам определяются по относительной мажоритарной системе, в соот с которой избранным считается депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой, отдельно взятый, кандидат.

Другая половина -- также 225 депутатов -- избираются по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. При такой системе избиратель голосует за список кандидатов, представленный тем или иным избирательным объединением. В списках указываются фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов. В кампаниях по выборам в Государственную Думу в 1993 г. участвовало 14 избирательных объединений; в 1995 г. -- 43, в 1999 г. - 26 объединений.

27. Компетенция Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Различный характер состава и компетенции палат Федерального Собрания обусловливает их неодинаковую структуру.

Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта Федерации. Срок их полномочий не установлен, тем не менее по решению "верхней" палаты возможно переизбрание. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты, ведает внутренним распорядком, направляет в комитеты законопроекты, представляет палату во взаимоотношениях с другими органами государственной власти РФ и зарубежных государств. Все члены Совета Федерации обязаны войти в один из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек. Назначение комитетов заключается в экспертной оценке законопроектов, внесении в них различных поправок. Среди комитетов Совета Федерации есть комитеты по социальной политике, по делам СНГ, по ?ам безопасности и обороны и др. Совет Федерации также создает различные постоянные (по регламенту и парламентским процедурам, мандатные) и временные (в связи с каким-либо значимым событием) комиссии.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля. Они правомочны, если на них присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Совет Федерации, условно называемый "верхней" палатой российского парламента, наделяется специальной конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению наиболее важных ?ов жизни государства и общества. К полномочиям Совета Федерации относится назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Генерального прокурора РФ. Совет Федерации, как и Государственная Дума, назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов.

Следующие полномочия Совета Федерации относятся к неординарным ситуациям: решение ?а о возможности использовать Вооруженные Силы РФ за пределами территории РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения.

Как орган представительства всех российских субъектов Совет Федерации утверждает изменения границ между ними, при этом необходимо учитывать интересы не только тех регионов, чьи границы изменяются, но и всей России в целом.

Законотворческая деятельность Совета Федерации составляет немалую часть его работы. Все законы, принятые Государственной Думой, обязательно направляются в Совет Федерации на рассмотрение в течение пяти дней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.