p align="left">Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Со-гласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представите-лей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все ма-лочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП. Срок полномочий ВСНП -- пять лет (ст. 60). За два меся-ца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допус-кается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для это-го требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы сле-дует провести в течение года. Число депутатов ВСНП не должно пре-вышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точ-ки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских «стандартов» представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следова-ло довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет. ВСНП -- однопалатный орган. В его структуру входят пре-зидиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и по-этому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего па-раграфа). Президиум сессии, избираемый для каждой сессии зано-во, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Все-китайского собрания народных представителей Китайской На-родной Республики 1989 г. на первом заседании президиума «выделяются» несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиу-ма и ведет повседневные дела сессии. Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комис-сию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. В отличие от пре-зидиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комис-сии рассматривают законопроекты, проверяют административ-но-правовые акты и акты местных органов власти с точки зре-ния соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президи-умом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП. Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут со-здавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны пре-доставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от ко-миссии сохранения в тайне источника информации. Делегации от избирательных единиц -- особенность струк-туры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представле-на в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объе-динены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают за-конопроекты, а также могут поручить руководителю или пред-ставителю делегации выступить с изложением позиции деле-гации по рассматриваемому законопроекту на заседании пре-зидиума сессии или на пленарном заседании ВСНП. Депутаты ВСНП не являются профессиональными пар-ламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сес-сиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП. Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установлен-ном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращать-ся с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депу-татов. Вопрос о включении их в повестку дня решается прези-диумом, который может передать это право специальным ко-миссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных еди-ниц. «Предложения, критические замечания и суждения де-путатов» аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации для рассмотрения и ответа. Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, кри-тические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответ-ствующие органы или организации, которые обязаны дать от-вет в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не по-зднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен отве-том, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или выше-стоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ. Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов не-укоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить го-сударственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Кон-ституции и законов. Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянно-го комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привле-чены к уголовной ответственности без разрешения президиу-ма сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП -- без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасно-сти задерживают депутата ВСНП на месте совершения пре-ступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП. ВСНП работает в сессионном поряд-ке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии до-вольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого со-зыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесяч-ный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляе-мых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП. Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник сек-ретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (под-готовительным заседанием первой сессии -- ПК ВСНП преды-дущего созыва) Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 450 . Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государ-ственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верхов-ной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депута-тов -- представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы. При необходимости могут проводиться и закрытые засе-дания по решению президиума и руководителей всех делега-ций после представления мнения всех делегаций. Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут высту-пать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 391. Правом законодатель-ной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Цент-ральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в за-висимости от субъекта права законодательной инициативы. За-конопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группа-ми депутатов, предусмотрено два варианта: решение о воз-можности включения законопроекта в повестку дня сессии при-нимается президиумом либо сразу, либо после предваритель-ного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано «двойное сито» для отклонения в слу-чае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП. Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Рег-ламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и спе-циальных комиссиях. Затем комиссия законодательных пред-положений обобщает замечания и составляет доклад для прези-диума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован. Предусмотрена также возможность отзыва законопроек-тов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанав-ливается, а с согласия президиума -- прекращается. Выборы и назначения ВСНП осуществляет тайным голосованием. Кроме случаев, когда кандидатуры выдвигают-ся должностными лицами, указанными в Конституции, в про-чих случаях соответствующее предложение вносится президиумом сессии. Президиум сессии, более трех делегаций или более 1/10 общего числа депутатов могут предложить освобо-дить от должности любое из избранных или назначенных ВСНП должностных лиц, после чего вопрос рассматривается в деле-гациях и голосуется на заседании. Должностное лицо вправе устно или письменно опровергать обвинения. 3. Порядок формирования, полномочия и ответственность Государственного совета Государственный совет КНР характеризуется в ст. 85 Кон-ституции как центральное народное правительство, исполни-тельный орган верховного органа государственной власти, вер-ховный государственный административный орган. Он состоит из Премьера, заместителей Премьера, членов Государствен-ного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата. Этот орган, так же как и правительства других стран, руководит административной ра-ботой общегосударственного масштаба, деятельностью мини-стерств и ведомств и наделен соответствующими функциями и полномочиями, перечень которых в Конституции насчитывает 18 позиций, причем последняя из них -- это «другие полномо-чия, которые возлагаются на него» ВСНП и ПК ВСНП. Кандидатура Премьера Государственного совета утвержда-ется ВСНП по представлению Председателя КНР, а остальные лица, входящие в состав Государственного совета, утвержда-ются ВСНП по представлению Премьера. Всех их ВСНП имеет право освобождать от должности по процедуре, описанной в предыдущих пунктах настоящего параграфа. В период между сессиями ВСНП изменения в составе Государственного совета производит ПК ВСНП по представлению Премьера. Срок полномочий Государственного совета соответствует сроку полномочий ВСНП, причем Премьер, его заместители и члены Государственного совета могут занимать эти должности не более двух сроков подряд. Необходимо пояснить, что чле-ны Государственного совета -- это не просто лица, которые входят в его состав, а по существу как бы вторая категория заместителей Премьера. Вместе с заместителями они «помогают Премьеру». Премьер, его заместители, члены Государствен-ного совета и начальник секретариата образуют постоянное бюро Государственного совета. Премьер созывает заседания Государственного совета и его постоянного бюро и председа-тельствует на них.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|