реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Франции

реферат
днако, исходя из ситуации, сложившейся в стране, и принимая во внимание некоторые события за пределами Франции, президент Республики, несмотря на положительное заключение Конгресса | принял решение о вынесении проекта Договора о создании Европейского Союза на референдум, используя постанов-ление ст. 11 Конституции. В результате всеобщего голосования, прошедшего 20 сентября 1992 г., Договор был одобрен незначи-тельным большинством голосов (5Д,05%). Соответственно в Кон-ституции Франции появился новый раздел XIV, посвященный Европейским Сообществам и Союзу. Центральное положение это-го раздела гласит, что "Республика, участвуя в Европейских Со-обществах и Европейском Союзе, образованным государствами на основе добровольного выбора ив силу договоров, которые их уч-реждают, осуществляет определенные принадлежащие им пол-номочия совместно". Показательно, что в отличие от ФРГ, где также имел место пересмотр основного закона в связи с вхожде-нием в Европейский Союз/в соответствии с которым эта страна предусматривает возможность передачи Союзу части суверенитет та на основе закона, во Франции была принята иная формула:

здесь речь идет не о передаче Части Суверенитета, а лишь о со-вместной компетенции.

Осуществленные за годы существования Пятой республики конституционные пересмотры внесли определенные изменения и в структуру государственных органов, и в порядок их функциони-рования, и даже в определенной степени в международно-право-вой статус Французской Республики. Однако основные принципы демократии, построения и функционирования системы, государ-ственных институтов не претерпели радикальных изменений- Речь идет, скорее, о том, что в условиях Пятой республики намети-лась тенденция к некоторому повышению роли Парламента и ав-торитета Правительства как коллегиального органа.

1.3 Конституционный контроль

Французская Пятая республика использует систему квазису-дебного конституционного контроля. На протяжении довольно дли-тельного периода в стране шла острая полемика по вопросу о легитимности введения конституционного контроля.

По мнению многих специалистов конституционного права, создание органов конституционного надзора или контроля проти-воречит концепции национального суверенитета” признанию на-рода в качестве единственного источника; власти, осуществляющего эту власть как непосредственно, путем референдума и вы-боров, так и опосредованно --через своих представителей. Концепция, которая восходит еще к трудам Жан Жака Руссо, длительное время считалась незыблемой, а следовательно, ис-ключала возможность осуществления ревизии каким бы то ни было органом решения, принятого представителями, избранными на-селением страны путем всеобщего голосования. Однако по мере развития концепции прав и свобод как главной системообразующей части, конституционного права, по мере того как признава-лось, что не исключается возможность нарушения основных прав и свобод путем принятия неправомерного закона, подход к про-блеме конституционного контроля начал изменяться. И уже в 1958 г. появляется сравнительно эффективный орган ^конституционного надзора в лице Конституционного совета. Аналогичный по назва-нию орган существовал и во Франции Четвертой республики: Но ом оказался неэффективен и практически не функционировал. Со-вершенно иное положение занимает Конституционный совет, со-зданный в соответствии с основным законом Пятой республики. Он наделен реальными и достаточно эффективными полномочиями, позволяющими ему активно влиять на законотворческий процесс в стране. Он приобрел также и некоторые другие, весьма важные функции, выступая, в частности, в качестве судьи по выборам.

Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на Коллегиальной основе. Он состоит из девяти членов, назначае-мых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назнача-ются Президентом Республики, три -- Председателем Националь-ного собрания, три -- Председателем Сената. Помимо назначае-мых членов Конституционного совета в состав Конституционного совета входят также ex officio все бывшие президенты Француз-ской Республики. (Из ныне живущих экс-президентов Франции только Валери Жискар д'Эстен мог бы войти в состав Конститу-ционного совета. Однако согласно органическому закону о Кон-ституционном совете всем его членам запрещено заниматься по-литической деятельностью. Поскольку бывший Президент Фран-ции предпочел активную политическую деятельность пребыванию в Конституционном совете, он официально объявил о неучастии в

работе этого органа.)

На сегодняшний день Конституционный совет состоит только из назначаемых членов. Обновление состава Совета производится по третям каждые три года. Мандат члена Конституционного со-вета по .истечении срока полномочий не возобновляется. Член Кон-ституционного совета вправе подать в отставку до истечения сро-ка своих полномочий. Он может быть, освобожден Конституцион-ным советом от своего мандата в случае, если он не исполняет должным образом своих обязанностей или если его- физическое состояние не позволяет продолжать работу в Совете.

Председатель Конституционного совета назначается Прези-дентом Республики. Он руководит работой Конституционного со-вета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном со-вете, определяет дату и порядок дня заседаний. В случае разделения голосов поровну голос председателя дает перевес. Предсе-датель Конституционного совета занимает пятое место в офици-альной иерархии должностных лиц Республики после Президента, премьер-министра и председателей палат. Действующий органический закон не только запрещает политическую активность чле-нам Конституционного совета, но и предусматривает целый ряд ограничений в отношении занятия адвокатской и иной профессио-нальной деятельностью.

Конституционный совет Франции осуществляет только пре-вентивный контроль за соответствием законопроектов и закон предложений Конституции. В случае получения соответствующе-го обращения от официальных лиц, наделенных правом принесе-ния протеста в Конституционный совет, последний должен вынести свое решение в течение одного месяца. Правительство может объя-вить о необходимости экстренного вынесения решения, и тогда срок рассмотрения сокращаются до 8 дней. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы, в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Консти-туционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит. Оно обязательно для всех государственных властей, административных и судебных органов. (если запрос направлен Президентом Республики относительна (закона, вотированного Парламентом, то течение срока промульгации закона приоста-навливается вплоть до вынесения решения Конституционным со-ветом. Автоматически передаются на рассмотрение Конституци-онного совета, независимо от того, имеет место обжалование или нет, такие акты, как регламенты палат и все органические зако-ны, то есть такие законы, которые принимаются на основе пря-мого уполномочия Конституции и в развитие конституционных постановлений. Практика работы Конституционного совета показала, что он проявляет определенную активность и в связи с такой специфи-ческой деятельностью, как ратификация международных дого-воров и соглашений. В частности, в этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституций. В том случае, если Кон-ституционный совет признает наличие расхождения или несовме-стимости, закон, уполномочивающий ратифицировать междуна-родный договор, может быть принят только после внесения изме-нения в Конституцию. В связи с рассмотрением таких вопросов Конституционный совет вправе высказать также определенные соображения по поводу условий принятия и осуществления меж-дународных обязательств. Ни Конституция, ми законодательство прямо подобное полномочие не оговаривают. Больше того, из тек-ста Конституции видно, что при принятии закона о ратификации Парламентом, внесение каких-либо оговорок запрещено. Однако Конституционный совет правомочен снабжать свое решение о кон-ституционности или неконституционности международного дого-вора определенными разъяснениями и комментариями, приобре-тающими иногда характер оговорки.

Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного зако-на, уже вступившего в законную силу. Однако поскольку Конституция 1958 г. ввела ограничение сферы применения закона, Пра-вительство может просить Конституционный совет определить, является ли действующий закон, принятый до вступления в силу Конституции 1958 г. подпадающим под ограничительное постанов или нет. Если Конституционный совет признает, что дей-ствующий закон относится к регламентарной сфере, он Может быть “вменен и заменен актом исполнительной власти.

Конституционный совет во Франции наделен и некоторыми другими полномочиями, непосредственно не связанными с осу-ществлением функций конституционного Надзора. Этот орган яв-ляется судьей по выборам. Он осуществляет надзор за правильно-стью проведения президентских выборов, производит официаль-ную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и проклами-рует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жа-лобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо-ров Президента Республики.

Те же надзорные функции осуществляются Конституцион-ным советом и при проведении референдума.

Конституционный совет рассматривает также жалобы, при-носимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. В Пятой республике, в отличие от Четвертой, сами палаты не решают вопрос о правильности избрания своих членов. Эта функция пере-дана Конституционному совету. Именно он и решает окончательно вопрос о правомерности предоставления парламентского мандата. В случае, если Конституционный совет констатирует грубое на-рушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить ре-зультаты голосования. Опыт Пятой республики показывает, что если в первые годы после принятия Конституции 1958 г. актив-ность Конституционного совета была сравнительно невысока, то в настоящее время он прочно утвердился в качестве высшей го-сударственной инстанции, которой принадлежит решающее сло-во в сфере конституционной законности.

Глава 2. Конституционные права и свободы

Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных кон-ституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 г., и Преамбула к Конституции 1946 г. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфе-ре, содержится также в тексте, вотированном в 1958 г.

Декларация 1789 г. представляет собой выдающийся право-вой акт, оказавший огромное влияние на конституционно-правовое развитие как Франции так и многих других государств мира. Небольшой по объему документ, состоящий всего из 17 статей, не только закрепляет важнейшие права и свободы личности, но в значительной мере отражает на уровне права те концептуальные теоретические положения и идеи, которые получили распростра-нение во Франции в период, предшествующий Великой француз-ской революции, и в ходе ее осуществления. В ней нашли, в час-тности, свое отражение взгляды и идеи, развивавшиеся Жан Жаком Руссо (в том, что касается естественных прав человека, верховенства закона, национального суверенитета), идеи Шарля Монтескье, особенно его учение о разделении властей, идеи Дидро и Вольтера, в том числе относящиеся к свободе совести, идеи шко-лы' физиократов относительно собственности и свободы предприни-мательства и целый ряд других. Декларация 1987 г. представляет собой, таким образом, двоякий интерес, раскрывая отражение в праве доктринальных построений и одновременно устанавливая т.е позитивные нормы, которые регулируют осуществление основ-ных прав и свобод,

Несмотря на то, что Декларация разрабатывалась в усло-виях столкновения разных подходов и мнений и ;в; очень корот-кий срок (на ее создание было истрачено всего, 9дней), в этом документе излагается. довольно стройная доктринальная концеп-ция.

Ст. 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Таким образом, в ней закрепляется учение о естественных и неотъемлемых правах че-ловека, правах, присущих ему как разумному существу, правах, которые не могут быть отчуждены, не .могут быть дарованы кем-то свыше, в том числе государством, а принадлежат человеку в силу самого его существа. К числу таких прав отнесены, напри-мер, свобода, собственность, безопасность, право на сопротивле-ние угнетению.

Для того чтобы защитить естественные и неотъемлемые пра-ва человека, люди вступают в политический союз, заключают сво-его рода общественный договор, в результате которого и возни-кает государственная власть. Однако верховная власть, суверени-тет принадлежат только нации в целом, и, соответственно, лишь народ является источником власти. Главная задача этой последней состоит в том, чтобы защитить каждого человека, каждого члена общества от возможных посягательств на его естественные права и обеспечить их осуществление. Важнейшей гарантией осуществ-ления прав человека и гражданина служит существование пуб-личной власти. Публичная власть учреждается в интересах всех, а следовательно, сила этой власти не может служить частным интересам тех, кому она доверена. В совокупности с правом на сопротивление угнетению эта формула означала право на исполь-зование всех средств для противодействия неправомерным акци-ям властей.

Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или через посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация Провозглашает равенство всех перед законом, социальные же различия увязывает с общественной полезностью, а не с принад-лежностью к тем или иным социальным группам и слоям. Закон не может и не должен наносить ущерб общественным интересам. Никого нельзя Принуждать к совершению действий, которые не предписаны законом. Декларация устанавливает, таким образом, важнейший принцип конституционного права применительно к сфере прав и свобод, согласно которому дозволено все, что пря-мо не запрещено законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.