реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Конституционное право Российской Федерации

реферат
p align="left">Условия и порядок избрания Президента РФ

В дополнение к уже указанному выше порядку избрания Президента РФ следует добавить, что Конституция устанавливает особенности приобретения пассивного избирательного права на выборах права и устанавливает срок, на который избирается Президент РФ, - 4 года.

Личный статус Президента

Полномочия Президента РФ возникают с момента инаугурации - принесения им присяги [Распоряжение Президента РФ от 10.07.1996 N 359-рп "О торжественной церемонии вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации"], а прекращение полномочий возможно в обычном порядке (в момента вступления в должность вновь избранного Президента) и досрочно - в случае абдикации, неспособности по состоянию здоровья исполнять свои полномочия [Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П], [Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П] и в случае импичмента (отрешения от должности), порядок реализации которого установлен в Конституции РФ [ст. 93].

Конституцией предусмотрена возможность временного осуществления полномочий Президента Председателем Правительства РФ [Постановление Конституционного Суда РФ от 06.07.1999 N 10-П].

Президент со дня официального объявления о его избрании обеспечивается государственная охрана и неприкосновенность (т.е. невозможность привлечения к публично-правовой ответственности) в течение срока полномочий [Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ]. В течение срока полномочий Президенту обеспечивается денежное вознаграждение [Указ Президента РФ от 09.04.1997 N 309], а также другие социальные гарантии.Ряд гарантий сохраняется за Президентом и после прекращения исполнения им своих полномочий [Федеральный закон от 12.02.2001 N 12-ФЗ].

Символами Президентской власти являются знак Президента [Указ Президента РФ от 27.07.1999 N 906] штандарт Президента [Указ Президента РФ от 15.02.1994 N 319].

Акты Президента РФ

Президент РФ вправе издавать указы и распоряжения [Окуньков Л.А. Правовые акты президента: их статус, направленность, содержание]. В форме распоряжений издаются акты по оперативным и организационным вопросам, связанным главным образом с деятельностью непосредственно подчиненных Президенту органов. Иные решения оформляются указами президента - актами подзаконного, в большинстве нормативного характера.

Указы Президента, в отличие от нормативных актов, издаваемых органами исполнительной власти, принимаются не только во исполнение Конституции и законов, т.е. по вопросам, специально предоставленным законодателем для регулирования на подзаконном уровне. Вне зависимости от воли законодателя указы могут регулировать общественные отношения практически во всех сферах, что и позволяет говорить об «указах, имеющих силу закона». Разумеется, в случае противоречия Указа Президента и закона будет действовать закон, но до принятия федерального закона Президент вправе урегулировать соответствующие вопросы в своем указе [Постановление Конституционного Суда РФ от 30.04.1996 N 11-П].

Президент несет самостоятельно ответственность за принятые им акты в условиях отсутствия в российской практике института контрасигнатуры.

Указ Президента может быть предметом обжалования как акт органа, нарушающий требования закона, а также как акт законодательного уровня (в условиях отсутствия законодательного регулирования) в Конституционном Суде РФ.

Акты Президента РФ подлежат обязательному опубликованию в порядке, предусмотренном Указом Президента [Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763].

Органы, обеспечивающие деятельность главы государства в РФ

Деятельность Президента обеспечивается Администрацией Президента [Указ Президента РФ от 02.10.1996 N 1412], которая включает полномочных представителей Президента (за ними признается, например, право обращения в Конституционный Суд РФ [Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 65-О], в том числе и в федеральных округах [Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849]. Самостоятельных властных полномочий этот орган не имеет; обеспечивая реализацию Президентом своих полномочий, Администрация Президента осуществляет сбор необходимой информации, подготовку решений и другие подобные виды деятельности, а также контроль за исполнением решений Президента. Выполняя поручения Президента, Администрация Президента организует его взаимодействие с другими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

При Президенте существует ряд совещательных органов - Совет обороны [Указ Президента РФ от 25.07.1996 N 1102], комиссии по гражданству, по правам человека, по помилованию, Совет Безопасности [Федеральный закон от 05.03.1992 N 2446-1], Государственный Совет [Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602], которые также обеспечивают принятие Президентом решений в рамках его полномочий.

Тема 9. Законодательная власть в Российской Федерации

§1. Природа и функции законодательной власти

Понятие, функции и место законодательных органов власти в системе разделения властей

Идея существования парламента (законодательного и представительного органа) связана с концепцией политического представительства и принципом разделения властей.

В современной зарубежной науке существует теория политического представительства - первая составляющая правовой природы законодательного органа власти. Как и представительство в частном праве, политическое представительство является юридическим механизмом, обеспечивающим реализацию принадлежащих лицу прав не им лично, а специально указанным им другим лицом. Однако политическое представительство от частно-правового отличает ряд особенностей: обязательность назначения представителя (обязательность проведения выборов), представление коллективного субъекта, от лица которого назначение представителя может осуществляться далеко не всеми, установление полномочий и содержания деятельности поверенного законом, а самое главное - реализация полномочий доверителя по осуществлению власти, в том числе и в отношении его самого. В результате доверитель оказывается связанным решением своего поверенного, им же на это уполномоченным.

Вторая составляющая, идея разделения властей, с которой неразрывно связано существование законодательной ветви власти, возникла как представление о необходимости разделения между различными органами функций по установлению общеобязательных правил поведения (законодательная власть), по осуществлению государственной политики (исполнительная власть) и по разрешению споров (судебная власть). Исторически первой обособилась судебная власть. Её обособление потребовало создания и законодательных институтов, т.к. для разрешения споров было необходимо издание правил поведения институционально независимыми органами. В противном случае исключалось бы существование споров с властью, поскольку власть сама устанавливала «правила игры» с гражданином и могла произвольно их менять. Вместе законодательная и судебная власти образовали противовес власти исполнительной. Таким образом, одна из задач законодательной власти изначально состояла в издании актов, ограничивающих полномочия органов исполнительной власти.

Власть монарха, олицетворявшего исполнительную ветвь, в первую очередь была ограничена правами сословий, поэтому функции законодательного органа (в условиях сложившегося разделения функций еще до появления доктрины разделения властей) были возложены на орган сословного представительства. В российской истории такими органами были Земские соборы, созывавшиеся с 1584 года по 1684 год. Органу сословного представительства во Франции мы обязаны появлением термина «парламент» (от фр. parle - говорить, поскольку условием принятия коллегиального решения всегда было его обсуждение).

Позднее в обоснование разграничения функций, помимо принципа разделения властей, была положена идея народного суверенитета, и возникло понятие народного представительства. Само это понятие использовалось только в монархиях - как институт, от имени народа ограничивающий монаршую власть. В частности, теория народного представительства разрабатывалась в русском государственном праве и стала основой формирования российского органа народного представительства - Государственной Думы, существовавшей 1906-1917 годах. После свержения монархии указание на «народность» мало-помалу сошло на нет, поскольку другого носителя власти уже не обнаруживалось. Таким образом сохранилась характеристика законодательного органа только как представительного. В отличие от иных органов, избираемых непосредственно населением, парламент отражает различные политические настроения в обществе, политическую структуру общества, представляя её на государственном уровне при принятии решений.

Оригинальная теория представительных органов была создана в советской государственно-правовой доктрине. Органы, выражавшие народную волю, - советы - считались полновластными органами, а деятельность органов государственного управления и суда были призваны воплощать в жизнь и контролировать исполнение решений советов.

До настоящего времени в мировой практике сохраняются различные подходы к деятельности законодательной власти. Согласно концепции верховенства парламента (отличительной черты государственного права Великобритании) законодательный орган может принять решение практически по любому вопросу. Его полномочия во внутригосударственном праве не подлежат никакому ограничению. Деятельность парламента в этих условиях не связана только функцией по принятию закона, но и расширяется за счет участия в определении государственной политики. Исполнительная власть при этом вправе осуществлять только те полномочия, которые ей определены в законе. В числе таких полномочий могут передаваться в том числе и права на издание в установленной области нормативных актов (делегированное законодательство).

Французский подход к правам парламента напротив состоит в установлении перечня вопросов, которые могут им рассматриваться и по которым могут приниматься законы. Фактически государственная политика остается вне пределов полномочий законодательного органа и его деятельность сводится к утверждению законов.

В российском государствоведении не признается верховенства парламента, но его функции не сводят к законодательной, а включают в их число также учредительную, контрольную, бюджетную, представительскую (например, объявление амнистии или участие в международных отношениях).

Порядок формирования законодательных органов власти.

Представительный характер законодательных органов власти связан и с порядком его формирования - его состав избирается непосредственно населением. Это, правда, может применяться не ко всему законодательному органу. Общепризнанные принципы и нормы международного права [см. п.7, Международный договор от 29.06.1990] отмечают данную особенность - лишь одна из палат должна избираться, а другая может, например, назначаться из представителей государственно-территориальных образований в составе государства (представительство субъектов в верхней палате федерального парламента).

При выборах парламента или отдельной его палаты населением используются избирательные системы, о которых шла речь выше.

Структура законодательного органа: политическая и организационная.

Как уже упоминалось, законодательный орган может состоять из двух палат. Исторически бикамерализм был обусловлен стремлением создать механизм контроля за решениями органа народного представительства. Контроль был необходим для ограничения возможности принятия поспешных, чересчур радикальных или популистских решений, а также тех, исполнение которых было бы затруднительно. Такой контроль осуществлялся как исполнительной властью (путем промульгации закона), так и созданием специальной структуры в самом парламенте - верхней палаты. Эта палата, в отличие от избиравшейся населением нижней палаты, назначалась монархом или формировалась по сословному принципу. Постепенно такой порядок назначения верхних палат утратил свою актуальность, но это не означало ликвидацию самой верхней палаты. В условиях федеративных государств они стали представлять уже интересы субъектов федерации в противовес мнению населения в целом. Характер менее политизированной, более консервативной части парламента верхняя палата сохранила, так как её назначение обеспечивало меньшее влияние на состав депутатского корпуса политических партий и, соответственно, переменчивых политических симпатий граждан, а также политической партийной конъюнктуры.

Данные обстоятельства отражаются и в распределении полномочий между Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания РФ: Совет Федерации, помимо регулирования федеративных отношений, принимает такие кадровые и иные решения, которые требуют взвешенности и беспристрастности, а не должны становиться предметом политического торга (назначение судей высших судов и генерального прокурора, утверждение Указа Президента о введении военного или чрезвычайного положения и т.д.). Государственной Думе предоставляется право участвовать в принятии решений, с помощью которых палата может влиять на осуществление государственной политики (дача согласие на назначение Председателя Правительства РФ, назначение Председателя Центрального банка РФ и т.д.).

Вопросы внутренней организации каждой палаты, как и порядок её деятельности, определяется в регламенте палаты [Постановление Государственной Думы Федерального Собрания России от 22.01.1998 N 2134-II ГД], [Постановление Совета Федерации Федерального Собрания России от 30.01.2002 N 33-СФ].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.